По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Михаил Евстигнеев
К опустошительному для кошельков россиян ценовому ралли, которое власти безуспешно пытаются сдержать, теперь подключился ещё и такой жизненно важный для граждан товар, как бензин. По данным аналитического центра при минэнерго, стоимость горючего в рознице растёт девять недель подряд. А оптовая цена Аи-92 и вовсе побила исторический рекорд.
ЧИНОВНИКИ всё списывают на мировую конъюнктуру: дескать, нефть подорожала, соответственно подтягиваются и цены на бензин на внутреннем рынке. В Счётной палате РФ уже предупредили, что рост стоимости нефти может спровоцировать резкое подорожание бензина, как это случилось в 2018 году. Между тем, по мнению экспертов, самый простой инструмент для сдерживания этого неминуемого роста цен на бензин — перестать повышать налоговую нагрузку на внутренний рынок.
Так, в 2021 году акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо вновь были проиндексированы на 4%. Увеличение будет и в 2022 году, и в 2023-м, что приведёт к разгону инфляции. И опасения эти небезосновательны. Получается, что власти под разглагольствования о защите населения от последствий коронакризиса повышают акцизы на бензин. Платить за это приходится рядовым гражданам. Может быть, имеет смысл отказаться от повышения акцизов на топливо хотя бы на период, пока не будут преодолены экономические последствия пандемии? Слабым оправданием является и повышение нефтяных котировок на мировом рынке. Если это действительно так, то выходит, что хотя Россия и является крупнейшей нефтяной державой, граждане ничего от такого сказочного природного богатства не выигрывают. Прежде всего потому, что власти не могут обеспечить население дешёвым автомобильным топливом и удержать под контролем рост цен на него.
Эксперты полагают, что подорожавшая нефть ни при чём.
«В реальности в литре бензина Аи-95 две трети — это акцизы, сборы, налоги и прибыли всевозможных участников процесса добычи, переработки, транспортировки и продажи. Доля самой нефти тут совсем небольшая, поэтому на рост рыночных цен на нефть «спихнуть» подорожание бензина никак не получится. В России вообще очень нетипичная ситуация в этом плане: нефть дешевеет — бензин дорогой, нефть дорожает — бензин дорогой. Суть именно в постоянной индексации налоговой нагрузки на бизнес и внутренний рынок — это и толкает цены на АЗС вверх. Власти самостоятельно принимали решения о сохранении индексации акцизов в столь непростое время. Плюс продавцы, которые видят оживление спроса на топливо после довольно сложного года, тоже понемногу поднимают ценники в ответ на рыночный интерес. Получается, что при всей широко известной «нефтяной» игле самим российским потребителям от этого никак не лучше и дешёвого бензина тут не будет», — поделилась своим мнением с «Правдой» старший аналитик Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
Другие аналитики винят во всём несовершенный механизм демпфера, придуманный властями для того, чтобы сглаживать разницу между мировыми нефтяными котировками и внутренним рынком. Вот только платить за это приходится всё тем же налогоплательщикам, то есть рядовым россиянам.
«Отказаться от регулярной индексации акцизов на величину и так явно ниже средней инфляции по стране — было бы слишком щедрым подарком нефтяникам: ведь эти не самые бедные представители отечественного бизнеса взамен и без того получают из госбюджета многомиллиардные компенсации за якобы «недополученную» ими в России прибыль. Производятся эти выплаты из кармана государства нефтяной отрасли через механизм так называемого демпфера: в теории — всякий раз, когда цены на нефть выше «цены отсечки» в 43,5 доллара за баррель. Правда, механизм этот оказался не до конца отлажен и дал сбой: получилось, что за 2019 год НПЗ получили от государства компенсации на общую сумму 282 млрд руб. за заморозку бензиновых цен, а в 2020 году за нефть дешевле 43,5 доллара они сами успели заплатить в казну больше 400 млрд руб. Формула расчётов оказалась негибкой, запаздывала, что и стало поводом для недовольства нефтепереработчиков, которые в итоге взвинтили отпускные цены, а следом взлетели вверх и цены на заправках. В итоге правительству пришлось уже задним числом в марте идти нефтяникам навстречу и пересчитать компенсации в их пользу, отталкиваясь от фактической разницы цен», — сказал «Правде» Пётр Пушкарёв, шеф-аналитик TeleTrade.
Но это не значит, что нефтяники торгуют у нас в России бензином буквально себе в убыток. Более того, мы что-то не видели, чтобы бензин в стране кто-то продавал со скидкой, когда нефть падала на мировых рынках до 20—30 долларов: экспортные убытки никто не мешал отбивать за счёт российских потребителей топлива.
«Получается, нам что дешёвая нефть, что дорогая, а никаких преимуществ в цене жители нашей нефтяной державы на себе не ощущают. Высокие транспортные издержки оборачиваются ростом цен в магазинах на продукты и на обычный ширпотреб. Выходит, нефтяная отрасль и так имеет поистине золотые возможности делать хороший навар на экспорте, и дополнительно к компенсационным выплатам ещё и умасливать наши НПЗ отменой индексации акцизов, лишь бы только они не задирали цены на отечественных заправках, было бы уже совсем излишней привилегией. А нужно другое: напрямую ограничить возможности нефтяников поднимать отпускные цены на бензин внутри страны. Сделать же это можно двумя путями. Либо сделав «джентльменские» соглашения о заморозке потолка цен абсолютно обязательными к исполнению и продолжая выплачивать за это компенсации, но так, чтобы нарушение договорённостей на практике грозило бы гигантскими штрафами от ФАС. Либо установив жёсткие квоты, ограничивающие вывоз топлива за рубеж строго определёнными объёмами на всю отрасль и на каждую компанию», — резюмирует Пётр Пушкарёв.
Тем временем рост цен на бензин на глазах превращается в один из главных факторов инфляции.
«Влияние топливной составляющей на темпы роста потребительских цен действительно является неприятным моментом, который нельзя не учитывать в прогнозах темпов инфляции. Цены на всё вокруг поднимаются из-за существенно выросших издержек буквально у всех компаний, участвующих в цепочке «от поля до прилавка». И сельхозпроизводители, и пищевая промышленность, и логистика, и ритейл столкнулись с заметным увеличением операционных расходов. Причин тут много и обсуждать их можно долго, но рост стоимости перевозок, хранения, технических работ из-за подорожания топлива совершенно очевидно транслируется и на стоимость конечного продукта. В различных сегментах это влияние проявляется в разной степени, но то, что стоимость бензина и дизельного топлива в той или иной степени присутствует в цене практически любого товара и услуги, совершенно очевидно», — отметил в беседе с «Правдой» Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ».
Комментарий редакции: Действительно увеличение НДПИ сказывается на стоимости бензина, бьёт по карманам потребителей и т.д. Но чем обусловлены соответствующие шаги правительства. Сколько можно повышать акцизы? Власти озабочены пополнением опустевшего государственного бюджета. Конечно, надо решать проблему, но не с помощью звериного принципа «сильный перекладывает всё на плечи слабого». А именно это мы наблюдаем в настоящее время. Сами посудите — НДПИ фактически представляет собой акциз и уплачивается потребителем. Его всё время меняют в сторону увеличения. А пошлины на экспорт сырья не желают увеличивать. Более того, подчас их уменьшают. Подобный «налоговый манёвр» выгоден олигархии, поскольку позволяет ей нести меньшую финансовую ответственность перед государством, присваивать больше сверхприбыли. А всё бремя перекладывают на плечи народа. В результате страна лишается перспектив, удавка на шее россиян затягивается. Всё это не имеет никакого отношения к национально-государственным интересам России. Но изменить сложившуюся ситуацию можно только при переходе к новой модели развития.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.