По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — В.П. Рыбалкин, кандидат исторических наук, доцент Московской государственной академии физической культуры (МГАФК).
С большим нетерпением ждал выхода на экран фильма «Зоя». Это уже третье киновоплощение образа советской героини Великой войны. В 1944 году появился фильм с тем же названием, а позднее в сериале «Битва за Москву» также был воссоздан подвиг Зои Космодемьянской.
СРАЗУ СКАЖУ: новый фильм оставил неоднозначное впечатление. И больше всего огорчило отсутствие мотивировки героизма юной девушки. В связи с этим думается, что авторам фильма следовало бы внимательно изучить воспоминания матери нашей героини «Повесть о Зое и Шуре», дневник и записную книжку Зои. Попробую объяснить причину этого пробела и хотя бы частично восполнить его.
Мама Зои и Шуры Космодемьянских Любовь Тимофеевна вспоминает, какое огромное впечатление произвёл на дочь и сына подвиг челюскинцев. Зоя стала свидетельницей встречи челюскинцев в Москве. Тогда она воскликнула: «Какой счастливый день!» Восторг вызвал у Зои и приезд в её школу Молокова — одного из лётчиков, спасших челюскинцев.
Не отрываясь, Зоя прочла «Что делать?» Чернышевского, а потом написала сочинение «Жизнь Чернышевского». Сильное впечатление произвёл на Зою и роман Этель Лилиан Войнич «Овод». Готовя доклад о Парижской Коммуне, она прочла много книг по этой теме. Но ничего вышеперечисленного в фильме нет! Думается, не случайно: авторам не хотелось показать, чьим примерам стремилась следовать будущая героиня.
Много прочла Зоя и об Отечественной войне 1812 года. При этом Любовь Тимофеевна отметила: «Зоя бредила именами Кутузова и Багратиона, описаниями сражений, с упоением повторяла наизусть целые страницы из «Войны и мира». Готовясь к докладу об Илье Муромце, она составила длинный список редких книг по данной теме.
Очень любила Зоя и произведения Аркадия Гайдара, любила обсуждать их и мечтала познакомиться с писателем. Эта её мечта исполнилась в начале 1941 года — в санатории в Сокольниках, где Зоя и Аркадий Петрович одновременно проходили лечение. При этом они подружились. На вопрос Зои, что такое счастье, Гайдар ответил надписью на подаренной ей книге. Он повторил заключительные строки из «Чука и Гека»: «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной!»
Ясно, что подобное упоминание о Советской Родине (и к тому же счастливой) тоже не по душе кое-кому в нынешней России. Именно Советскую Родину они вовсю поливают грязью и твердят о несчастливой жизни в ней. В фильме же лишь упоминается о факте знакомства Зои с Гайдаром.
Впрочем, есть о счастье короткий разговор Зои с одноклассником, но из него можно лишь вынести, что счастье — это… поцелуй. Между тем авторам фильма следовало бы знать и сообщить зрителям о дневниковой записи Зоей знаменитых слов Павла Корчагина из романа Николая Островского «Как закалялась сталь» — одной из любимейших её книг. Помните знаменитые слова? «Самое дорогое у человека — это жизнь…».
А в записной книжке Зои читаем строки Маяковского: «Быть коммунистом — значит дерзать, думать, хотеть, сметь». Опять-таки ясно, что всё это — бельмо на глазу у нынешних российских властей. Нелишне было бы привести и слова М.Е. Салтыкова-Щедрина, записанные Зоей в дневник: «Я… даже не могу помыслить себя где-либо кроме России». И это явно не по сердцу нынешним нуворишам, имеющим двойное (или даже более) гражданство и счета в иностранных банках.
Между тем в фильме есть такой эпизод. Командир говорит будущим партизанам, что их ждёт, возможно, даже смерть. Стоящая в строю Зоя при этом… улыбается, а потом на вопрос о причине такого своего поведения чуть ли не со смехом отвечает: «Разве это не счастье — умереть за свою Родину, за своих родных?» Из этого зритель может сделать вывод о неискренности Зои или о том, что такие слова для неё ровным счётом ничего не значат. Исходя из этого, становится неясным, как же она смогла потом (совсем скоро!) стать героиней.
Потрясло шестилетнюю(!) Зою убийство кулаками семерых комсомольцев во времена коллективизации. Ясно, что подобный эпизод не устраивает нынешнюю власть, считающую кулака справным трудолюбивым крестьянином, а бедняка — лентяем и пьяницей. Потрясло Зою и убийство С.М. Кирова, после чего она решила вступить в пионеры. Зоя сдавала деньги для женщин и детей республиканской Испании. Счастьем для себя она считала вступление в комсомол и радовалась вступлению в комсомол брата. Похоже, что и эти факты из биографии героини тоже никак не могли устроить создателей фильма.
Хорошо помнила Зоя текст речи Ленина на Третьем съезде комсомола. Восхищение у неё каждый раз вызывало участие в праздничных демонстрациях 7 ноября. Показ подобного в фильме также не устроил бы нынешнюю буржуазную власть России. Она, как известно, «горит желанием» вынести тело Ленина из Мавзолея, отменила праздник Великого Октября, причём в этот день телезрителей неизменно потчуют антисоветскими поделками.
Большое впечатление производили на Зою и речи Сталина. В её дневнике записано также тёплое высказывание А. Барбюса о советском вожде. А 3 июля 1941 года Зоя даже разбудила маму рано утром, чтобы она могла послушать обращение Сталина к советскому народу. Однако по указанным ранее причинам создатели фильма и эти факты «забывают». Впрочем, справедливости ради надо признать, что в фильме Сталин показан более-менее положительно.
22 июня 1941 года, узнав о нападении фашистов, Зоя сразу сказала маме и брату, что будет воевать. Слушая с болью сводки Совинформбюро в начале войны, она однажды негодующе воскликнула: «Какую землю топчут!» Несколько дней спустя, реагируя на слова мамы, какая Зоя хорошая, она возразила: «Какая я хорошая, если осталась здесь?» (то есть не ушла на фронт. — В.Р.). Зоя призналась, что не может спокойно проходить мимо плаката «Чем ты помог фронту?». Свой уход на фронт она объяснила маме тем, что просто не может не сделать этого.
Как известно, попав в плен, Зоя назвала себя Таней. В фильме этого нет, что, впрочем, опять легко объяснимо. Героиня Гражданской войны Таня Соломаха, чьим именем назвалась Зоя, была большевичкой, бойцом Красной гвардии. Белоказаки, пленившие больную тифом и лежавшую в больнице Таню, бросили свою жертву в тюрьму и пытали, заставляя выдать товарищей. Ничего не добившись, белоказаки зарубили Таню.
Читая об этом, Зоя плакала. Ничего этого в фильме нет! Оно и понятно: современные антисоветчики считают Гражданскую войну братоубийственной, а потому, по их мнению, зазорно показать, что большевичка Таня вдохновила Зою на подвиг во имя Советской Родины. Справедливости ради отмечу, что в конце фильма в титрах всё-таки говорится: «Её (Зои. — В.Р.) имя стало… символом стойкости советского (именно советского! — В.Р.) человека».
Есть в фильме не просто неточности, но нелепости. Исполнительница роли Зои абсолютно не похожа на неё. Мне ответят, что главное — правильно передать внутренний мир героини. Это так, но когда все знают Зою по известной фотографии, подобное резкое портретное расхождение (даже в причёске) не может не броситься в глаза.
В фильме показано, что Сталин, якобы лично уже знакомый с Зоей (этого факта я не нашёл ни в литературе о Зое, ни в воспоминаниях её мамы), примерно 28 ноября говорит, что Зоя выдержала все муки фашистского ада. Во-первых, Зоя тогда была ещё жива. Во-вторых, о подвиге её все узнали из очерка П. Лидова, опубликованного в «Правде» лишь 27 января 1942 года. В-третьих, этот очерк назывался «Таня». Напомню, что так назвалась фашистам Зоя, а подлинное её имя установили и того позже.
Вот такое, повторю, во многом неоднозначное мнение оставил у меня фильм. Советую ли смотреть его тем, кто ещё не видел? С одной стороны, в нём нет набившей оскомину злобной антисоветчины, а с другой…
Впрочем, перечитайте мою статью и делайте вывод сами.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.