По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ
На VIII Съезде кубинской компартии избрали президента страны Мигеля Диаса-Канеля первым секретарем Центрального Комитета. В 2018 году Рауль Кастро уже передал своему протеже президентское кресло, поэтому не было сомнений, что Диас-Канель станет новым партийным лидером. И снова под руководством одного человека оказались государственная и партийная власти, как это было на протяжении большей части «революционной» истории Кубы.
Депутат Государственной Думы Александр Ющенко в беседе с корреспондентом газеты «Московский Комсомолец» Марией Рыбаковой отметил знаковые изменения на острове, который вот уже на протяжении 60 лет является оплотом социализма в западном полушарии.
— Вы знакомы с Мигелем Диасом?
— Да. Он неоднократно приезжал в Москву, сначала в составе делегаций, а потом и в качестве президента, и всегда обязательным условием ставил не протокольную, а дружественную встречу с Геннадием Андреевичем Зюгановым.
Надо сказать, что в Думе группу дружбы с Кубой сейчас возглавляет коммунист Дмитрий Новиков (первый зампред Комитета по международным делам — «МК».), группу дружбы с Китаем — Иван Мельников (первый вице-спикер — «МК».), а группу дружбы с Вьетнамом — Леонид Калашников (глава Комитета по делам СНГ — «МК».). Это такой пояс социалистических стран.
Во встречах кубинских коммунистов и российских вместе с моими коллегами я участвовал тоже, и Мигель Диас произвёл на меня очень хорошее впечатление. Он прошел школу партийной работы с самых низов, коммуникабельный, обаятельный человек без малейшего налета властного чванства, перспективный руководитель. Он способен не только понести дальше знамя Фиделя и Рауля Кастро, но и ответить на современные глобальные вызовы, показав путь всем латиноамериканским странам. Это — яркий представитель нового поколения кубинских политиков (родился в 1960 году — «МК».), и тот факт, что Диас сегодня возглавил партию и государство — пример мудрой, конструктивной преемственности власти. Не какие-то дворцовые перевороты и интриги.
— Рауль Кастро говорил, что больше 10 лет быть руководителем не собирается, и обещание, можно сказать, выполнил…
— Более того, это показывает мудрость того поколения революционеров, которые прошли долгий путь в тяжелейших условиях давления и даже террора со стороны США, монстра, под боком которого развивается свободная социалистическая Куба. Мы приветствуем логичное и понятное решение кубинских коммунистов. Думаю, впереди очень интересный период в истории этого государства.
— В последние годы были начаты некоторые экономические и не только реформы, которые являлись отходом от тех принципов, которыми руководствовался Фидель Кастро. Как оценивают их в КПРФ?
— Во встречах с Геннадием Андреевичем Зюгановым, когда Рауль Кастро приезжал в Россию несколько лет назад, как раз обсуждалось, насколько возможно проводить последовательные реформы, без потрясений, которые соответствовали бы принципу преемственности курса, и при этом были отвечающими современным вызовам. Так было в Китае, где реформировали экономическую модель, но при этом руководящая и направляющая роль КПК сохранилась.
Рауль четко видел как руководитель, что проведение мягкого курса экономических реформ, которые отвечали бы интересам Кубы, находящейся в сложных условиях давления со стороны США, станет вектором прорыва. Мы неоднократно были на Кубе, участвовали во всех торжествах, связанных с годовщинами кубинской революции (1 января — день кубинской революции — «МК»), и видели первые результаты этих реформ воочию…
— В этом году тоже ездили на Кубу?
— Нет, в этом не получилось по понятным причинам — эпидемия. В последний раз мы были на Кубе в январе 2020 года, и посещали очень интересную свободную экономическую зону недалеко от Гаваны… Частичное разгосударствление на острове есть, но принципиальный контроль государства над всеми стратегическими отраслями и ресурсами остается. А это как раз то, что предлагает сегодня КПРФ для России в экономическом смысле. Опыт Китая, Вьетнама и теперь, думаю, Кубы покажет, насколько перспективен такой курс.
— Отношения России с Кубой, и экономические, прежде всего, в постсоветские годы выглядят не очень внушительно…
— Ну, как не очень? Да, 90-е годы были самыми тяжелыми для Кубы, и виной тому прежде всего предательство Бориса Ельцина, чья политика плелась в хвосте США, которые пытались задушить революцию, но мужество народа Кубы и Фиделя помогло выдержать тяжелейшие испытания.
— Может, не было бы счастья, да несчастье помогло? Может, иначе и реформы на Кубе не начали?
— Такой подход не годится: «не было бы счастья, да несчастье помогло». Да, мы отказались от такой важной стратегической базы, как Лурдес (радиолокационный центр, был закрыт по решению президента Путина в 2002 году — «МК»). Но сейчас, с учетом того, что Америка фактически назвала Россию одним из главных своих врагов, линия сотрудничества с Кубой, которая находится в непосредственной близости от США, стратегически для нас очень важна.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.