По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Подготовила Татьяна Офицерова
Парламентские слушания на тему «Человеческий потенциал России и стратегия «Образование — для всех» прошли по инициативе фракции КПРФ в Государственной думе. Участие в них приняли депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители региональных органов власти, руководители министерств, учёные, педагоги и родительская общественность. Открыл и вёл форум Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госдуме Геннадий Зюганов.
Обзор выступлений участников парламентских слушаний — сегодня на страницах «Правды».
Духовному миру нашего народа объявлена война
Открывая форум, Геннадий ЗЮГАНОВ подчеркнул, что проблема, вынесенная на парламентские слушания, волнует каждого человека и каждую семью.
Фракцией КПРФ ещё несколько лет назад был предложен проект закона «Образование — для всех». Его готовила большая группа специалистов высшего класса: нобелевский лауреат Ж.И. Алфёров, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук И.И. Мельников, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования О.Н. Смолин, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик Российской академии наук В.И. Кашин, кандидат исторических наук Д.Г. Новиков, Ю.А. Афонин, Н.В. Коломейцев, дважды Герой Советского Союза, доцент, академик Международной академии астронавтики С.Е. Савицкая, Т.В. Плетнёва, кандидат социологических наук Н.А. Останина. Этот закон очень нужен стране. Но «Единая Россия» отказалась его принимать.
В своё время Жорес Иванович Алфёров прочитал в Государственной думе три лекции, рассказал участникам слушаний Г. Зюганов. Первая из них была посвящена американскому атомному проекту и советскому ответу на него. В результате появились почти 500 новых технологий. Жорес Иванович показал, как наша страна реализовала эту уникальную программу и спасла мир от ядерной войны.
Вторая лекция была посвящена взаимоотношениям между властью и наукой. Алфёров доказал, что, если в стране нет реальной науки и качественного образования, у неё не может быть будущего.
Недавно губернатор Орловской области А. Клычков выступил инициатором проведения крупных научных чтений на базе Орловского университета, посвящённых образу будущего нашей страны. «Но без качественного образования и науки нет никакого будущего», — подчеркнул лидер коммунистов.
Третья лекция Алфёрова была посвящена работе Альберта Эйнштейна «Почему социализм?». Эта работа была опубликована в 1949 году и показала, что практически весь научный мир во главе с Эйнштейном выступает против маккартизма, против преследования левых и коммунистов.
«Сейчас мировой кризис углубляется, — отметил Г. Зюганов. — Он приобрёл системный характер. Врагом номер один для США объявлены наша страна и Компартия Китая. Это сделано потому, что за последние 40 лет КНР под руководством Компартии продемонстрировала самые высокие темпы социально-экономического развития в мире. В среднем — 10—12% в год. Более высокие темпы демонстрировала только Советская страна в ходе ленинско-сталинской модернизации: 12—15%. Но сегодня успехи науки и образования Китая являются настолько впечатляющими, что их изучает весь мир».
Недавно Г. Зюганов, выступая с парламентской трибуны, продемонстрировал в Государственной думе доклад, подготовленный Всемирным банком в феврале 1994-го. Он состоит почти из 80 страниц. Каждая его глава начинается с того, что надо ликвидировать классическое русско-советское образование и систему воспитания нового поколения. Министры Фурсенко, Ливанов и некоторые другие действовали строго в соответствии с этим докладом, заметил Г. Зюганов.
Была ликвидирована система профтехобразования. И сейчас днём с огнём не найти ни токаря, ни слесаря, ни фрезеровщика. Большая проблема возникла и с начальным образованием. А ведь учитель начальных классов — это вторая мать, он закладывает личность ребёнка, считает Геннадий Андреевич. В докладе Всемирного банка говорилось также о том, что России не нужны инженеры. И сегодня в стране огромная нехватка инженерных кадров.
Шаг за шагом ликвидировалось классическое образование, которым мы гордились.
«Хочу напомнить, — продолжил Г. Зюганов, — что Ленин, выступая на съезде комсомола, призвал молодёжь прежде всего учиться. И пока молодые люди не освоят богатства культуры, выработанной человечеством, они не станут настоящими коммунистами. Для молодёжи это было ошеломляющее выступление.
Уже в 1925 году, после семи лет мировой и Гражданской войны, 12% бюджета было направлено на образование. В 1941 году, на пороге войны, на эти цели было направлено 15% бюджета. В 1943-м сломали фашистам хребет на Орловско-Курской дуге и погнали их до Берлина. У меня на родине, на Орловщине, 800 братских могил. В них похоронено 450 тысяч лучших сынов и дочерей нашей Великой Родины. И вот после разгрома фашистов на Орловско-Курской дуге было принято решение о создании суворовских, нахимовских и ремесленных училищ. Советской стране досталось 19 миллионов детей или с одной мамой, или без родителей. Но никого не бросили. Всем выдали бесплатные учебники, горячее питание и предоставили первое рабочее место.
В 1945 году на образование направили уже 26% бюджета, потому что даже первый космонавт планеты Юрий Гагарин три года не учился в школе. Ведь он в детстве жил на Смоленщине, оккупированной фашистами.
В 1958 году прошла Всемирная выставка в Брюсселе. И вся Европа с удивлением и восхищением смотрела на советский павильон. Там были представлены макет первого искусственного спутника Земли, первый самоходный комбайн, изготовленный на «Ростсельмаше». Там же был показан макет первой в мире атомной электростанции. А наша «Волга» была признана лучшим легковым автомобилем в мире. И это были достижения страны, которая потеряла 27 миллионов лучших своих сынов и дочерей!
Американцы срочно прислали в Советский Союз комиссию и подготовили доклад почти на две тысячи страниц. И основной там была глава «Что знает Иван, и чего не знает Джонни», где был сделан вывод о том, что СССР выигрывает прежде всего на школьной парте и студенческой скамье. После этого американцы в десять раз увеличили расходы на образование.
А у нас за последние десять лет, несмотря на все разговоры, в среднем финансирование образования составляет 3,5%—3,8% бюджета. Хотя его как минимум надо удваивать.
Наш закон «Образование — для всех» готов. Мы также подготовили бюджет развития. Образ будущего нами во многом сформирован. Мы провели в Государственной думе парламентские слушания, посвящённые проблеме демографии. На заседании Госсовета я сказал президенту, что все достижения реализуются в сфере образования, науки и демографии. Но с 1991 года русские, которые за тысячу лет собрали под свои знамёна сто девяносто народов и народностей, не сняв ни с кого ни одного скальпа, не унизив ни одной культуры, не уничтожив ни одного языка, в результате этого дикого и страшного эксперимента, когда нас встроили в хвост дяде Сэму, потеряли двадцать миллионов человек. Украина потеряла десять миллионов человек. Если это продолжится и дальше, надеяться будет не на что. Поэтому сегодня мы рассматриваем главный вопрос.
Можно разбомбить завод — его восстановят за два-три года. Если же разбомбить образование, это станет травмой для страны минимум на двадцать лет, а для человека — на всю оставшуюся жизнь».
Взгляд из кабинетов власти
Выступившие на форуме теперь уже бывший заместитель главы министерства просвещения Виктор БАСЮК и заместитель министра здравоохранения Татьяна СЕМЁНОВА отчитались об успехах, небесспорных и относительных.
Заместитель министра сельского хозяйства Максим УВАЙДОВ сделал акцент на проблемах профильного образования. Сохранив отраслевую принадлежность аграрных вузов, к сожалению, не удалось сохранить учебные хозяйства, без которых страдает качество подготовки специалистов, заметил он. Учхозы были преобразованы в акционерные общества, часть из них распродана, часть обанкротили, остались последние девять. Минсельхоз обратился в правительство с просьбой передать их обратно в вузы. Замминистра попросил лидера КПРФ оказать минсельхозу в этом вопросе свою поддержку. Геннадий Андреевич с готовностью согласился.
М. Увайдов также поблагодарил фракцию КПРФ за участие в подготовке программы «Комплексное развитие сельских территорий», которая уже даёт свои результаты: строятся и модернизируются школы, подготовлен внутриведомственный проект содействия занятости сельского населения, предусматривающий возмещение сельхозпредприятиям 90% их расходов на подготовку специалистов. К сожалению, финансирование программы в этом году, по настоянию минфина, урезано почти вдвое.
Замминистра выразил тревогу в связи с распределением контрольных цифр приёма в аграрные вузы, от которых зависит финансирование учебных заведений. Есть проблема с общежитиями для студентов. Нуждаются в обновлении образовательные программы, которые не успевают за стремительно развивающейся отраслью.
Замминистра М. Увайдов поблагодарил Г. Зюганова и председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам В. Кашина за поддержку и деятельное участие в развитии агропромышленного комплекса.
«Просвещать, объединять, бороться!»
Академик РАН, вице-президент Российской академии наук Алексей ХОХЛОВ, выступая в режиме видеоконференцсвязи, выразил поддержку стратегии «Образование — для всех». Он также подчеркнул, что многие идеи в проекте рекомендаций парламентских слушаний созвучны тому, что делает и предлагает Российская академия наук. Учёные постоянно ставят вопрос о необходимости увеличения финансирования образования и науки. Обеспокоены они и беспрецедентной бюрократизацией этих сфер. «Огромное количество документов, которые нужно готовить учителям и научным работникам, направлено на то, чтобы удобно было управлять, а не на то, чтобы удобно было учить. Это совершенно неправильный подход», — заметил Алексей Ремович. Ту же задачу, по его мнению, выполняет и бездумная оптимизация образовательных и научных организаций.
«С большим трудом удалось уберечь от оптимизации знаменитую Вторую физико-математическую школу. Слияние с другими школами убило бы это уникальное учебное заведение», — сообщил он.
А. Хохлов отметил совместную работу РАН и КПРФ по противодействию поправкам к закону «Об образовании» в части просветительской деятельности. Учебные заведения должны будут согласовывать с министерствами любой свой шаг в направлении просвещения. А в министерстве даже нет кадров для того, чтобы квалифицированно давать заключения, считает академик.
«Просвещение — это высокая деятельность, которую нужно поддерживать, а не ограничивать», — заметил А. Хохлов. В поправках же речь идёт именно об ограничении. «Это совершенно недопустимо!» — заявил учёный, напомнив, что в советское время не было никаких ограничений по просвещению населения. Ведущие учёные, академики ходили в школы, читали лекции. Никто не думал контролировать их и содержание того, что они читают. От лица Российской академии наук А. Хохлов выразил благодарность фракции КПРФ в Госдуме и лично О. Смолину за принципиальную и правильную постановку вопроса. Со своей стороны РАН намерена на всех этапах прохождения законопроекта противодействовать его принятию, а в случае неудачи — попытаться убедить правительство подзаконными актами нивелировать его губительное действие.
«Мы сейчас делаем новый сайт Российской академии наук и в связи с этим провели небольшой опрос: что научное сообщество считает основной функцией Российской академии наук? — рассказал А. Хохлов. — И вот глаголы, которые чаще всего назывались в ходе этого опроса: просвещать, объединять, бороться. Просвещать население, сообщать людям современную объективную научную истину, объединять научные сообщества для того, чтобы вместе доносить до руководства то, что нам действительно нужно. Ну и бороться за увеличение финансирования, против различных ограничений, которые мешают нашей работе, за то, чтобы научная деятельность и образование у нас были бы наиболее эффективны.
Вот этот девиз «Просвещать, объединять, бороться!» также может быть применён к стратегии образования для всех, которую мы сегодня обсуждаем».
Чему учить и как учить?
С докладом, в котором были аккумулированы системные проблемы современного российского образования и пути их решения, выступил первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег СМОЛИН:
«Сегодняшняя геополитическая ситуация во многом напоминает ту, которая была на рубеже 20—30-х годов прошлого века: или мы совершим прорыв в будущее или нас сомнут.
С моей точки зрения, база, на которой могли бы объединиться в широкий блок левые и патриотические силы, — это триада: новая индустриализация, более справедливое распределение, в том числе через налоги, и, конечно, вложение в человеческий потенциал.
Новая индустриализация предполагает интеграцию образования, науки и производства. Образование является ключевым фактором развития человеческого потенциала страны и его превращения в человеческий капитал. Индекс развития человеческого потенциала складывается из индекса благосостояния, индекса образования и индекса долголетия.
В советский период мы входили в десятку, а некоторые считают, что даже в пятёрку наиболее сильных стран по развитию человеческого потенциала, в 1990-х опустились до 72-го места, а в последние годы вышли на 49-е место.
Я остановлюсь только на некоторых вопросах, связанных со стратегией «Образование — для всех»: «на что учить?», «чему учить?», «как учить?», «как управлять, чтобы лучше учить и воспитывать?» и, наконец, «кого учить?».
Если верить международным исследованиям, мы сегодня имеем одну из лучших, а по последнему исследованию, даже лучшую начальную школу. Однако, сравнивая себя с нашими внучатами, мы понимаем, что они, конечно, далеко впереди по части информационных технологий, но, увы, мы в их возрасте знали больше по истории, географии родной страны, математике и были гораздо более начитанные. Так что идеализировать ситуацию не будем.
Что касается международных исследований ТIМSS, охватывающих четвёртый — восьмой классы, здесь наша страна в десятке. А вот что касается международных исследований РISA, оценивающих 15-летних школьников, мы тут уже в основном в четвёртом десятке (иногда попадаем в третий, иногда в пятый). Напоминаю: в советский период наша страна всегда входила в тройку лучших, а многие эксперты считают, что советское образование было лучшим в мире.
Что касается наших университетов, достаточно сказать одно: весь бюджет высшего образования России в долларах сравним с бюджетом одного только Гарвардского университета.
Ситуация с общей грамотностью населения вызывает большую тревогу. Если говорить о естественно-научной грамотности, то треть населения России считает, что Солнце — это спутник Земли. Примерно столько же думают, что астрология — это наука, а ещё треть полагают, что вся радиоактивность на Земле искусственного происхождения.
Хуже ситуация с историческими знаниями граждан России. У нас более 50% думают, что царя свергли большевики. Они же не различают наших союзников и противников в Первой и Второй мировых войнах, за исключением Гитлера, которого, понятно, знают все.
Поэтому меня поражает закон о так называемой просветительской деятельности, который заботится о её ограничении, вместо того чтобы заботиться о её продвижении.
Образование — это не только обучение, но и воспитание. У нас сейчас почти пик патриотических настроений после воссоединения с Крымом, но даже в такой ситуации от 30% до 50% молодёжи 18—24 лет заявляют, что хотели бы жить в другой стране.
Вообще патриотизм — это естественная реакция гражданина на отношение к нему государства. Нужно больше любить своих граждан.
Что касается ориентации на духовные ценности, то в советский период мы были среди самых лучших, в настоящее время, увы, отстаём от социальных государств Европы, и это неудивительно. Телевидение гонит либо откровенную попсу, либо рассказывает, что деньги не пахнут и кто больше всего их нагрёб, тот, соответственно, и является наиболее ценным гражданином страны.
Теперь к вопросу «на что учить?». В 2012 году, по данным ЮНЕСКО и Мирового банка, мы занимали 98-е место в мире по доле финансирования образования от валового внутреннего продукта, в 2018-м — откатились на 120-е. Законопроект КПРФ «Образование — для всех» предусматривал в течение пяти лет выйти с 3,5% примерно на 7%, не потому, что нам так хочется, а потому, что никто не провёл модернизацию с меньшими затратами.
Если откроете программу «Россия-2020» — это официальная программа «ЕДИНОЙ РОССИИ», с которой она шла на выборы 2011 года, то прочитаете там, что в 2020 году Россия должна выйти на уровень финансирования образования 6,5%—7% от ВВП. Получается, что мы своим законопроектом «Образование — для всех» фактически добивались исполнения программы «Единой России», а она его отклонила так же, как и другие наши законопроекты. Как говорят: без комментариев.
Финансирование во многом определяет статус педагогических работников. Самая высокая заработная плата учителей — в Мексике (на наши деньги почти 376 тысяч рублей) при сопоставимых ценах. У российских учителей — 31,5 тысячи рублей. Это не значит, что в Мексике самое лучшее образование. Это значит, что, если вы опускаете зарплату учителя ниже определённого уровня, возникает кадровый кризис.
Кадровый кризис ощутим во всех регионах Российской Федерации, за исключением Москвы и ещё нескольких городов с высокими бюджетами. Вот данные опроса Общероссийского народного фронта, организации отнюдь не оппозиционной. В 75 регионах из 85 указ президента от 7 мая 2012 года относительно достижения уровня зарплаты учителя до уровня средней по экономике в регионе до сих пор не выполнен. Более того, если несколько лет назад разница в оплате учительского труда составляла между регионами 4,5 раза, то теперь, по данным коллегии министерства просвещения, — 7 раз.
При такой зарплате учитель бешено перегружен. Число тех, кто работает на две ставки, увеличилось до 14%. Я знаю учителей, которые ведут по 40, 50 и более часов. Я, как и Геннадий Андреевич, начинал учителем, правда, вечерней школы, вёл 27 часов — немало, потому что самое трудное в работе учителя-гуманитария не дать урок, а подготовиться к нему, нужно очень много работать над собой. Если ведёшь 30 или более часов, когда готовиться к занятиям?
Базовые оклады учителей (то есть за 18 часов) в некоторых регионах начинаются от 2 тысяч рублей. КПРФ предлагает установить их на уровне не менее двух минимальных размеров оплаты труда по региону и по Российской Федерации. Средние ставки оплаты труда, подчёркиваю, должны быть не ниже не только средней заработной платы по региону, но и средней по стране, чтобы уменьшить неравенство в оплате учительского труда.
Зарплаты преподавателей в средних специальных учебных заведениях должны быть не менее чем в полтора раза выше средней зарплаты по региону и по стране, а в вузах — не меньше чем в 2 раза. Как видите, мы используем идеи президентского указа № 597, хотя на самом деле ровно это же мы предлагали ещё в законе «Об образовании» 1992 года.
Кроме того, мы требуем, чтобы на педагогических работников распространялись социальные гарантии, которые установлены для государственных чиновников. При всём уважении, работа педагога не менее важна, чем работа государственного чиновника, и мы требуем в полном объёме восстановить для педагогов досрочную пенсию. Не все знают, что если обычный гражданин от повышения пенсионного возраста пострадал примерно на миллион рублей (возьмите среднюю пенсию и помножьте на 12 месяцев и на 5 лет), то учитель, как и сельский врач, пострадал в 2 раза больше, потому что их заставили после выработки стажа 5 лет ждать, когда начнут выплачивать так называемую досрочную пенсию.
Отдельная тема — это, конечно, сельская школа. Мы требуем сельским педагогам вернуть всё то, что у них было отнято: коммунальные льготы и 25-процентную надбавку в полном объёме…
Что касается студентов. В советский период у нас было 220 бюджетных студентов на 10 тысяч населения, сейчас — 125. Мы требуем вернуть то, что было в советский период, потому что более 60 процентов студентов учатся за собственные деньги, а не за бюджетные.
Мы точно так же требуем вернуть стипендии хотя бы на тот уровень, который был в советское время, хотя, конечно, можно было бы идти вперёд. Напоминаю: стипендия в техникуме составляла 60% от прожиточного минимума, сейчас 5%, в вузах не ниже 80% от прожиточного минимума было, а сейчас — 14%. Но это в обычных вузах, а в оборонных она была выше прожиточного минимума. Естественно, мы требуем, чтобы для малообеспеченных студентов стипендия была установлена на уровне не ниже прожиточного минимума.
Один из ключевых вопросов, если не самый ключевой, — «чему учить наших детей?». Я знаю, что сейчас ведётся работа над следующим поколением образовательных стандартов. Мы сравнили учебные планы советского периода и современный. Если мы хотим осуществить модернизацию страны, то нужно учить математике, физике, химии и биологии. Но часы на эти дисциплины сокращены от 15% до полутора раз.
Чему нужно учить наших детей, если мы хотим, чтобы у нас была общегражданская российская идентичность? Истории, литературе, русскому языку, географии. И здесь сокращение от 15% до полутора раз. Что увеличилось? Увеличено в значительной степени преподавание обществознания с 6-го класса. Я, как доктор философских наук, не понимаю, зачем мы детей в 6-м классе учим обществознанию, они ещё ничего про гражданское общество не понимают. И больше всего увеличено количество часов на иностранный язык — вдвое.
Я, конечно, далёк от мысли, что новый учебный план выдержан по формуле «раб должен быть физически здоров и знать язык своего хозяина», но не могу не сказать, что прежний учебный план был ориентирован на тех, кто будет заниматься модернизацией своей страны. Новый учебный план ориентирован прежде всего на тех, кто будет работать в международных компаниях или вообще уедет за рубеж.
Мы предлагаем вернуть требования к содержанию образования и перечень предметов в структуру стандартов. Соответственно, в школьные стандарты следует вернуть базисный учебный план, для того чтобы было понятно на уровне законодательства, чему мы учим наших детей.
Что касается здоровья школьников, ситуация оставляет желать лучшего. По данным Роспотребнадзора, не очень здоровых детей в начальной школе половина и около 6% — в старшей. Ещё сложнее ситуация с психическим здоровьем наших детей. По данным вице-президента Российской академии образования академика Фельдштейна, почти половина детей уже в дошкольном возрасте имеют пограничные проявления психических нарушений.
Подавляющее большинство родителей выступали против обучения на дому с помощью дистанционных образовательных технологий. Они были правы, потому что это вредно и для здоровья детей, и для их развития. Поэтому мы поддержали идею немедленно возвращаться к нормальным занятиям, как только закончится пандемия. Но вместе с тем мы должны понимать, что, отказываясь от создания, например, электронных университетов, мы проигрываем нашим конкурентам за рубежом, происходит колоссальная утечка умов. Карл Маркс говорил: «Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню». Мы не можем тормозить развитие искусственного интеллекта, в том числе связанное с электронными университетами, но мы должны управлять этим процессом, чтобы после этого развития у нас не осталось пустыни.
Мы недавно побывали с экспертными советами в школе Германа Грефа. А до того я был в школе Павла Грудинина. Так вот, я берусь утверждать, рискуя вызвать недовольство, что обе школы хорошие. Во многом школа Грефа даже заимствовала кое-что от школы Грудинина. Разница в том, что в школу Грудинина берут всех, кого могут взять, потому что есть пределы по лицензионным нормам, а для того чтобы поступить в школу Грефа, нужно сдать специальный отборочный тест и заплатить 300 тысяч рублей вступительного взноса и потом по миллиону рублей за каждый год обучения. Вот в этом разница между образованием для всех и образованием для избранных».
Такими должны быть все школы страны
Директор совхоза имени Ленина (Московская область) Павел ГРУДИНИН рассказал о построенной несколько лет назад в этом хозяйстве школе, которая по праву может считаться одной из лучших не только в нашей стране, но и в Европе, и поделился своими мыслями о том, что нужно изменить в нашей системе образования, чтобы двигаться вперёд.
Понимая, что будущее страны — в детях, и решив построить у себя в посёлке передовую школу, коллектив совхоза имени Ленина обратился к опыту Англии и Финляндии. Павел Грудинин считает, что главным в проектировании и организации образовательного пространства является учитель. Он также убеждён в том, что если мы хотим воспитать граждан с конкурентным и критическим мышлением, бюрократизацию из образования нужно убрать. Должна уйти из школы и политическая пропаганда. А то доходит до абсурда: в каждом кабинете висит портрет губернатора, а потом дети видят, как этого губернатора сажают, как, например, случилось недавно в Пензенской области. И, конечно, никаких учителей в избирательных комиссиях быть не должно, потому что они превращаются просто в слуг.
Поднял вопрос П. Грудинин и о статусе учителя.
«Когда я был депутатом Московской областной думы, мне довелось в составе делегации побывать в Китае, в провинции Нанкин, где мы встречались с партийным руководством этой области, — рассказал он. — Первое, о чём они нас попросили, — дать им учителей. Они готовы были платить им зарплату тысячу долларов, предоставить полное государственное обеспечение, в том числе и квартиру. Потому что учитель — это главное. В Финляндии 10 процентов лучших выпускников школы идут в учителя».
«Римляне говорили, что у государства три функции: учить, лечить и защищать, — заметил Грудинин. — Нужно, чтобы любой ребёнок имел одинаковый доступ к образованию. А это, естественно, зависит от учительского состава. Почему лучшие учителя уезжают в Москву, в Санкт-Петербург и другие крупные города? Зарплата выше, жить легче, ну и контингент, скажем так, более мотивирован. У нас единая страна, единое образовательное пространство. Почему учитель где-нибудь в Курской области или в Орловской получает в разы меньше, чем, например, учитель в Москве? Это же ненормально».
ЕГЭ, по мнению Грудинина, всё больше лишается той аргументации, на которую педалировали его защитники: дескать, единый госэкзамен расширяет возможности для детей с периферии поступить в столичные вузы. С сокращением бюджетных мест в вузах эта польза ЕГЭ тает.
«Финляндия и другие страны прекрасно обходятся без ЕГЭ. На мой взгляд, его нужно или отменить, или модернизировать», — заявил П. Грудинин.
Школа, построенная в совхозе имени Ленина, обошлась хозяйству приблизительно в 1,9 миллиарда рублей. «Но такими должны быть все школы в России, — убеждён Павел Николаевич. — Это даёт возможность и учителям, и детям развиваться».
Будучи молодым инженером, Павлу Грудинину довелось поработать учителем в Развилковской средней школе: учил ребят с техникой дружить. И из школьных стен они выходили уже с правами трактористов.
«Когда мы с Геннадием Андреевичем обсуждали будущую школу, он поставил задачу: развивать трудовое воспитание», — рассказал Павел Грудинин. И сегодня ученики школы совхоза имени Ленина знакомятся с профессиями агронома, зоотехника и др.
Грудинин полагает, что образовательный процесс нужно рассматривать в триединстве: детский сад, школа и вуз. Сегодня выпускников аграрных вузов нужно с самого начала переучивать, заметил директор совхоза. Они, например, никогда не видели робота, который доит коров. А сегодня это уже реальность. Материальная база учебных заведений должна быть на голову или на две головы выше, чем сейчас. Надо следить за новейшими разработками. К сожалению, сегодня наши студенты могут познакомиться с новейшими технологиями либо в очень хорошем передовом хозяйстве, либо за границей, если им такая возможность представится.
«Мы так и делаем, — говорит Павел Николаевич, — берём молодых агрономов, зоотехников и отправляем в Германию, в Голландию. Там они смотрят, как работают новейшие системы, и приезжают уже готовыми специалистами». Но это ненормально, замечает он. Отсталые технологии — проблема России. А нам нужно срочно, как не раз отмечал Г. Зюганов, делать прорыв. Прорыв во всём: в совершенно ином уровне финансирования образовательных учреждений, в более высокой зарплате учителей, в совершенно других подходах к питанию.
Система контрактных закупок, где главным является минимум цены, приводит к тому, что покупают самое некачественное. При таком подходе у детей не может быть хорошим здоровье, считает П. Грудинин. «Когда-то в советское время мы со своей фермы поставляли в школу парное молоко, — вспомнил он. — Попробуйте сейчас это сделать. То же самое с мясом, с овощами. Сейчас это невозможно. Законы приняты как будто хорошие, а на самом деле издевательство получается. Поэтому и свежие яблоки в школу привезти можно только в качестве благотворительности. А нужно сделать так, чтобы всё, что произведено в России самое качественное, попадало именно в школу. Но самое качественное — это не самое дешёвое».
«Наша задача — обеспечить будущее России, — подытожил П. Грудинин. — Будущее России — это здоровые, умные, красивые дети. — И радушно улыбнулся: — Если вы хотите их увидеть, приезжайте в совхоз имени Ленина!»
Геннадий Зюганов присоединился к этому приглашению: «Приезжайте, чтобы своими глазами увидеть то, что называется «зоной социального оптимизма», где всё создано руками тружеников совхоза. У государства хозяйство не берёт ни копейки. При этом зарплате его рядовых работников — 100 тысяч рублей — могли бы позавидовать аграрии любого российского региона. Да и не только аграрии, но и подавляющее большинство граждан».
Совхоз имени Ленина — продукт того закона, который в своё время был разработан КПРФ совместно с правительством Примакова — Маслюкова. «Это народное предприятие, где соединяется талантливое предпринимательство с современными технологиями и заботой о гражданах», — представил его лидер КПРФ.
«Таких предприятий образовалось почти две сотни, — заметил Геннадий Андреевич. — Но олигархии, которая сегодня пьёт соки из страны, это жутко не понравилось. Ей не понравилось, что там люди трудятся, получают большую зарплату, там строятся школы и сады, там невозможно просто так отнять и перегнать деньги куда угодно, там коллектив дружно принимает решение.
В Ленинском районе Московской области было 15 крупных предприятий, уцелело одно, остальные поделили на паи, продали, и сейчас их железобетонные руины стоят в бурьяне.
Третий год подряд отбиваем от очередных рейдеров совхоз имени Ленина, образцовое, лучшее, уникальное предприятие. Привезли туда журналистов со всего света и сказали: посмотрите. Сняли великолепный фильм, который показали в Китае, на Кубе, в Белоруссии. Но российское телевидение не желает его показывать. И разбой продолжается. Наняли тех, кто в погонах, всяких сыщиков и очередных рейдеров-бандитов. 700 с лишним судов прошло. Не можем отбиться».
«Те, кто душил страну в 1990-е, сидят и в «эфирах», и в Кремле, и финансово-экономический блок правительства каким был, таким и остался. Они пытаются всё вернуть на старые рельсы, а для страны и для всех нас — это крах, это недопустимо», — заявил Г. Зюганов.
Лидер КПРФ обратился ко всем гражданам страны с призывом активно бороться и защищать все коллективы, особенно народные, трудовые, производственные, без которых Россия не выберется из кризиса и где можно создавать хорошую социальную базу.
Хороший пример
Социальная программа успешно реализуется в третьем по числу жителей после Москвы и Питера городе России — Новосибирске, где мэром коммунист Анатолий Локоть. 50 с лишним социальных объектов построено. Образованию в наукограде уделяют особое внимание. Об этом — в выступлении заместителя мэра Новосибирска Артёма СКАТОВА:
«Тема, к которой мы обращаемся сегодня, во многом центральная, она затрагивает интересы миллионов жителей страны. Сегодня производство становится всё более наукоёмким и технологичным. И собственные технологии могут обеспечить прежде всего качественное образование и повсеместная культура образованности. Доступное, качественное, разностороннее образование — это шанс для каждого ребёнка раскрыть и развить свой потенциал. Элитарность качественного образования — путь к тому, что очень скоро страна будет лишена многих талантливых хирургов, инженеров, конструкторов, физиков, биологов.
Я представляю здесь Новосибирск. В 1912 году наш город стал первым в стране, где было введено всеобщее начальное образование. Сегодня система дошкольного образования и среднего образования в Новосибирске — это более 500 учреждений и 287 тысяч обучающихся. Новосибирск — город высокого научного и интеллектуального потенциала, знаменитый своим Академгородком, у нас сконцентрированы научные институты и кадры, это одни из лучших университетов и школ страны.
В Новосибирске полным ходом идёт реализация масштабной программы «Академгородок-2». Её ядро — это несколько десятков инновационных и внедренческих проектов, центральная роль в них отводится людям высокого интеллекта, работающим над сложнейшими задачами современности. И поддержать такой запрос мы можем, лишь готовя такие кадры ещё в школах. У новосибирских образовательных учреждений тесная связь с научно-исследовательскими институтами города, и со своей стороны мы всячески поддерживаем и культивируем интерес школьников к исследовательской, изобретательской деятельности.
Запрос многих школьников и родителей — это более глубокое изучение предметов, нежели предусмотрено школьной программой, поэтому сегодня в новосибирских школах действуют почти 200 специализированных и более 500 профильных классов, и более 1000 классов с углублённым изучением отдельных предметов. Открыт первый центр политехнического обучения, оснащённый высокотехнологичным оборудованием со стандартными программами подготовки квалифицированных рабочих и служащих. На базе ряда лицеев и гимназий внедрена модель освоения предметной области технологий.
В топ-100 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников вошли три образовательных учреждения Новосибирска, восемь входят в топ-300 лучших школ страны по числу выпускников, поступивших в ведущие вузы в России.
Однако, как, наверное, любой город страны, мы имеем свои трудности и стремимся с ними справляться. Мы ставим высокую планку строительства образовательных учреждений. Таких темпов не было в советское время: за семь предшествующих лет, именно столько возглавляет город Новосибирск Анатолий Евгеньевич Локоть, мы реконструировали 50 детских садов, 11 — только в прошлом году. Но, несмотря на такой во многом уникальный для городов-миллионников темп, проблема очередей на места в детских садах пока ещё не решена в полном объёме. За тот же отрезок времени в городе построено 16 школ, однако, к сожалению, и этого недостаточно. Идёт постоянно прирост школьников на 7—9 тысяч ежегодно, и вопрос ввода новых школьных мест всё ещё остро стоит. Порядка 40% школьников Новосибирска сегодня обучаются во вторую смену, и поэтому для нас крайне важно, чтобы на государственном уровне сохранились действующие программы по строительству школ и детских садов и объём финансирования как минимум не снижался.
Важной и сложной остаётся проблема педагогических кадров. В новосибирских учреждениях образования работают более 19 тысяч педагогов. Их заработная плата соответствует значениям, заложенным в указах президента, — это 32 тысячи рублей, но вряд ли можно назвать её конкурентоспособной на местном рынке труда. Ведь в регионах сложнее привлекать молодых педагогов, ежегодно в наши школы приходят всего порядка 300 человек. На местном уровне есть формы поддержки и стимулирования молодых учителей, но нужно признать, что молодёжь не видит для себя перспективы достойного заработка в государственных и муниципальных учреждениях образования, а объём ответственности несопоставим. И это не единственная проблема. Учителя жалуются на возрастающие нагрузки, на обилие бумажной работы, которая душит, отнимает бездну времени, отбивает желание посвящать себя профессии. Это общероссийская тенденция. Если ситуацию не изменить, мы постоянно будем испытывать дефицит педагогов, а в итоге пострадает качество образования.
В 2020 году сферу образования ознаменовали два радикальных нововведения. Первое — это дистанционное обучение. Это вынужденное обстоятельство стало испытанием для отрасли. Учителя перестраивали свои программы, внедряли цифровые технологии, искали новые формы подачи материалов. Представления о массовом дистанционном обучении, к которому мы считали себя подготовленными, в реальности не подтвердились: потребовалось обновление технического оборудования ряда школ и вообще подходов. Наверное, мы справились, это подтвердили итоги выпускных экзаменов, которые значительно превзошли результаты 2019 года. Новосибирские выпускники получили по ЕГЭ 133 стобалльные оценки, один из школьников сдал три предмета на высший балл. К слову, в истории Новосибирска это уже не первый случай.
Второе новшество — горячее питание для всей начальной школы, введённое с 1 сентября 2020 года. Выполнить эту задачу качественно и в срок во многом помогла предшествующая работа. Дети проводят в школе много времени, и на состояние их здоровья во многом влияет питание. Из года в год мы работали над повышением качества школьного питания и поэтапно обновляли пищеблоки школ, на протяжении трёх лет выделяли средства на лабораторные исследования сырья, которое поставляется в учреждения образования. За последние годы удалось ограничить деятельность около 20 недобросовестных компаний, которые поставляли некачественные продукты в школы.
Мы готовы делиться опытом Новосибирска и участвовать в выработке решений на государственном уровне».
Караван идёт
Константин СЁМИН, журналист, блогер, два года назад снял документальный фильм «Последний звонок», рассказывающий о развале российского образования. «С тех пор, к сожалению, изменилось очень мало, — говорит он. — Караван продолжает движение в прежнем направлении».
Путь «реформаторского каравана» прослеживается, по мнению К. Сёмина, и в назначении временно исполняющим обязанности ректора Московского физико-технического института, ведущего технического вуза страны, Дмитрия Ливанова, отставки которого с поста министра образования и науки РФ за разрушительные решения в своё время добивалась КПРФ, и в закрытии, якобы на ремонт, школы памяти В.И. Ленина в Горках Ленинских. «К 22 апреля 2021 года по поручению Дмитрия Медведева эта школа, этот исток всего нашего образования, должна была быть отремонтирована», — заметил журналист. Но до сих не готова даже проектная документация.
В фильме «Последний звонок» показано, как в Брянской области детей после «оптимизации» школ рассовывали по крупным районным образовательным учреждениям. Они вынуждены были вставать в пять-шесть утра для того, чтобы за 30—40 километров их довезли на автобусах до новых переполненных школ. Точно так же рассовали учеников из Горок Ленинских по соседним школам. В этой маленькой истории, как в капле воды, отражается ситуация в целом, считает К. Сёмин.
«Реформы» образования, запущенные либералами в нашей стране, имеют своей целью одну простую вещь — превратить Россию в рынок труда для открытых границ мировой экономики, — подчеркнул выступавший. — Деградация образования неотрывно связана с тем социально-экономическим укладом, который восторжествовал в нашей стране. Его насильственно пытаются законсервировать все эти наши традиционалисты-консерваторы снаружи и неолибералы внутри, которые будут продолжать игнорировать всё, что говорится здесь, до тех пор, пока наши голоса не сольются в один мощный голос, который уже нельзя будет проигнорировать».
Геннадий Зюганов на правах председательствующего дополнил:
«Мы не просто сопротивляемся, мы имеем уже уникальный опыт и победы. Жорес Иванович Алфёров был в «партии власти», пришёл ко мне и говорит: хочу к вам перейти. Я говорю: вы знаете, в каком мы положении? Меня трёхсотый раз судят, каждый день угрожают. Вы понимаете, куда идёте? Он говорит: понимаю, но в «Единой России» все говорят за науку и образование, а голосуют против. Я не могу там. И он пришёл в нашу фракцию и 20 лет работал. Мы вместе с ним в Ленинграде создали лучшие учебные заведения в мире: талантливые ребята, школа, высшая школа, Академия наук и опытно-конструкторское производство. В этом проекте участвовали многие крупнейшие иностранные учёные. Мы с ним отстояли Сибирское отделение Российской академии наук в Новосибирске, где 92 института. И сейчас её возглавляет член КПРФ В. Пармон, а раньше возглавлял член КПРФ академик В. Коптюг, с которым готовили все программные документы.
Поэтому я вас настойчиво призываю бороться, бороться грамотно и профессионально. Сейчас маятник пошёл влево, его никто не остановит, никто, и поэтому максимальная сплочённость народно-патриотических и левых сил — залог того, что мы без драки и войны выйдем из этой ситуации».
От имени Конгресса работников образования, науки, культуры и техники выступили его сопредседатель Анатолий МИРОНОВ и доцент, кандидат психологических наук Елена КЛИМОВА из Калуги, которые рассказали о недавно прошедшей восьмой сессии конгресса, где обсуждались те положения, которые вошли в проект резолюции и рекомендаций нынешних парламентских слушаний и были горячо поддержаны участниками этого общественного движения. Елена Климова также обратила внимание участников форума на увеличение безнадзорности и рост преступности среди детей и подростков и от лица конгресса потребовала от министерства просвещения срочно вернуть в школу бесплатную продлёнку и пресечь коммерциализацию дополнительного образования.
Подгонка под ответ
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Михаил ЛЕВИЦКИЙ отметил: «Базисом формирования человеческого капитала является общее образование, которое по известной цепочке «школа — профессиональное образование — высокотехнологичные рабочие места» обеспечивает его приращение. А качество школьного образования, общеизвестно, зависит от развития системы педагогического образования».
По инициативе Российской академии образования подготовлена стратегия непрерывного развития педагогического образования до 2030 года, которая неоднократно рассматривалась на важных площадках и совсем недавно — на заседании нескольких экспертных советов комитета Госдумы по образованию и науке.
Достаточно ли готовится учителей сегодня в нашей стране? «Парадоксальным является то, что здесь будет два ответа и оба правильных», — заметил М. Левицкий. Если взять совокупный выпуск всех вузов, которые готовят педагогов, то в 2019/20 учебном году он составил чуть более 92 тысяч человек. Сюда же надо ещё добавить 37 тысяч специалистов со средним педагогическим образованием.
Если сопоставить эти цифры с общим числом учителей в России, что немногим более одного миллиона человек, то получится, что ежегодно педагогов готовится примерно 10% от всей численности учителей в России. Учитывая заявки регионов, выходит, что учителей вроде бы достаточно.
«Но если отойти от средней температуры по больнице, то станет совершенно очевидно, что педагогов не хватает, — подчеркнул В. Левицкий. — В ряде регионов их не хватает остро. По некоторым специальностям — катастрофически». Главная проблема, считает учёный, — в низкой оплате труда.
По его мнению, расходы федерального бюджета на подготовку педагогических кадров с целью возмещения потребности в них школ в условиях действующей ныне системы оплаты труда неэффективны. Специалисты готовятся, но в школу они не приходят.
Для того чтобы казённые деньги расходовались рационально, необходимы оперативные меры по реформированию системы оплаты труда, полагает М. Левицкий. Сейчас, заметил он, расчёты потребности в кадрах ведутся с подгонкой под ответ, а ответом является средняя заработная плата по экономике конкретного региона. Хотя совершенно очевидно, что расчёт должен производиться через затраты труда, где норма — 18 часов на ставку учителя-предметника.
Образованию — бюджет развития
Депутат Государственной думы, член комитета по бюджету и налогам, почётный работник общего образования РФ Вера ГАНЗЯ:
«С тем бюджетом, что мы сегодня имеем, поправить ничего, в том числе и в образовании, нельзя. Фракция КПРФ предложила бюджет развития, который предусматривает в два раза увеличение доходной части. Вот в нём и можно изыскать средства на развитие образования. Деньги есть. В Фонде национального благосостояния — 13,5 трлн рублей. Но ему ищут другое применение.
Размер государственного долга — 23,5 трлн рублей, что составляет 20% от ВВП. Его обслуживание с каждым годом становится всё дороже. Если в 2021 году на это будет потрачено 1,2 трлн рублей, то в 2023-м — уже 1,6 трлн рублей. Имея деньги в карманах, мы берём в долг, а потом платим гигантские проценты.
2,5 трлн рублей приходится на внутренний долг регионов и 387 млрд рублей — на внутренний долг муниципалитетов. При этом заработная плата педагогов идёт из регионального бюджета, а все текущие расходы, в том числе ремонт школ, оплачиваются из местного и муниципального бюджетов. Можно с такими долгами развивать образование? Нет. В то время как наш бюджет, бюджет развития, даёт возможность это делать.
Почему педагоги сегодня вынуждены «пахать» на две ставки? Да потому, что введено нормативное подушевое финансирование. Расходы на образование не только не увеличиваются, но и к 2023 году снижаются с нынешних 4% от ВВП до 3,6%. Эти цифры показывают, как наше государство относится к образованию. В малокомплектных школах все деньги, выделяемые в качестве субвенций на учебные расходы, уходят на приобретение учебников. Больше ничего не остаётся, ни одной копейки.
Что касается заработной платы, деньги просто перекидываются из одной статьи в другую: повышается оклад, но уменьшается стимулирующая часть заработной платы. А фонд оплаты труда как был, так и остался. Его никто не менял с 2014 года. Это недопустимо.
Чтобы сэкономить на образовании и сохранить финансирование школ, их «оптимизируют», а попросту закрывают. С 2000 по 2019 год закрыты 23 тысячи сельских школ и 5 тысяч городских. Мы настаиваем на включении в государственную программу строительства новых школ реконструкцию и капитальный ремонт действующих школ».
Назад в будущее
«Российское образование формировалось гениями, и улучшить его дилетанты не могут», — считает доктор физико-математических наук, профессор, вице-президент Российской академии естественных наук Георгий ФУРСЕЙ. По его мнению, «для того чтобы поднять наше образование, нам нужно вернуться к этому гениальному опыту нашего прошлого, назад в будущее»: в разы повысить финансирование образования и науки, устранить болонскую и воссоздать трёхступенчатую систему, перейти к пятибалльной системе, ввести экзамен на всех этапах обучения, сделать образование предметным фундаментальным и, конечно, беплатным, поскольку дело это государственное.
Учёный также затронул вопрос цифрового обучения. «Настоящий период характеризуется цивилизационным взрывом, где важнейшим является гигантский скачок в информационном поле», — заметил он. Он привлёк внимание участников слушаний к событию, произошедшему 4 декабря 2020 года, когда Китай продемонстрировал квантовое превосходство: за две с половиной минуты квантовый компьютер сумел решить задачу, которая потребовала бы решения на обычном суперкомпьютере за два с половиной миллиарда лет. Этот прорыв кардинально влияет на стратегию и тактику развития всех областей человеческой деятельности и, безусловно, на развитие образования и науки.
«Но образование — вещь очень консервативная. Оно не может быть заменено формальной логикой, как предлагается, и передано на попечение машин. Сознание, мозг человека на протяжении веков остаются практически неизменными, и предложение реформаторов, что какими-то техническими новациями можно осуществить прорыв в обу-чении, является ошибочным», — убеждён Г. Фурсей.
Юрист Елена ЧЕКАН, председатель Общественного движения «Родители Москвы» Илона МЕНЬКОВА и представитель организации «Общественный уполномоченный по защите семьи» Иван ВАГАНОВ затронули проблему цифрового образования.
Игнорируя мнение научной и родительской общественности, в угоду IT-бизнесу принимаются законы, целью которых является погружение участников образовательного процесса в цифровую среду, подчеркнула Е. Чекан. Постановлением правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 года № 2040 был запущен эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды. Хотя эксперимент начался гораздо раньше: когда без разработанных СанПиНов, без должного мониторирования безопасности здоровья детей были запущены проекты МЭШ и РЭШ — московская и российская электронные школы.
При этом медики предупреждают: гаджеты являются источником электромагнитного излучения, которое вызывает раковые опухоли, нарушения репродуктивной, сердечно-сосудистой систем, ухудшение зрения и слуха, может наблюдаться когнитивная дисфункция, развитие цифрового слабоумия, особенно страдает нервная система как самая уязвимая часть развивающегося детского организма — возникают хронические депрессии, суицидальные мысли. Плюс ко всему, полагают некоторые педагоги, происходит деградация школьного обучения.
«Родители Москвы» протестуют против допуска в образование коммерческих структур и оголтелого внедрения электронного обучения. Они требуют проведения и обнародования независимой экспертной оценки последствий дистанционного электронного обу-чения и внедряемых цифровых образовательных технологий. Целесообразно, считают участники движения, разработать план взаимодействия организаций, принимающих решение о внедрении цифровой образовательной среды, для устранения противоречий во взглядах с родительской общественностью и создать при правительстве РФ постоянно действующую комиссию из профильных специалистов и представителей родительской общественности для решения широкого спектра проблем в сфере образования.
Школьный музей как стержень воспитания
Телекоммуникационная технология связала зал Государственной думы с Сибирью, дав возможность почётному гражданину города Омска, народному учителю СССР Лидии КИЧИГИНОЙ рассказать о музее космонавтики, который вот уже почти полвека действует в школе №55 города Омска.
Секрет долголетия музея, который является центром всей системы работы школы, его создатель, вдохновитель и бессменный руководитель Лидия Яковлевна Кичигина видит в том, что в основе работы музея лежат идеи педагогического наследия А. Макаренко. Через музей проходят учащиеся с первого по одиннадцатый класс. Космические кружки, поисково-исследовательская работа, изучение истории своего края через направление «Омичи — космосу», космические КВН — всё это и многое другое зиждется на макаренковской заповеди: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция». В этом году в школе был сформирован аэрокосмический класс, работающий по специальной программе.
Музей — обладатель многих наград. Есть награды и для ребят: присуждение почётных знаков «Юный патриот России», «Патриот Родины», занесение на Доску почёта «Малая Вселенная» музея с вручением сертификата и медали музея и в летопись школы, а также памятное фотографирование у копии Знамени Победы.
76 поездок по местам космической славы совершено учениками 55-й омской школы. Сегодня из-за перегрузок у учителей всё меньше возможности находиться с учениками, с огромным сожалением заметила Лидия Яковлевна. Из-за нехватки времени страдает и педагогическое просвещение самих учителей. Для частичного решения проблемы нехватки педагогических кадров, считает она, возможно привлечение пенсионеров, которые сильны своим мастерством.
С беспокойством затронула педагог проблему здоровья школьников. Это хорошо, что для младших классов сделали бесплатное питание, но оно необходимо и для старшеклассников, у которых огромные нагрузки и, как следствие, потеря здоровья.
Л. Кичигина выразила пожелание поднять статус школьных музеев, чтобы они были на одном уровне с Юнармией и объединением детских организаций. А ещё для обмена опытом хорошо бы издать справочник по школьным музеям России.
«Образования нет без воспитания, так же как и воспитания нет без образования». Начав своё выступление с этой аксиомы, Лидия Яковлевна показала, какую значительную роль могут играть в этой взаимосвязи школьные музеи.
Учителя нуждаются в защите
Степан КОШКАРЁВ, учитель истории и обществознания школы №72 города Омска, заметил, что проблемы образования (низкий статус учителя, небольшие зарплаты, кадровый голод и, как следствие, снижение качества образования) остаются неизменными на протяжении ряда лет. Ставка учителя в Омской области как была два года назад 8500 рублей, так и осталась. При этом она не дотягивает даже до МРОТ. Достойной оценкой труда, направленного на создание будущего нашей страны, это никак не назовёшь.
Сегодня учителя стоят перед выбором: либо нищета, либо огромное количество часов. «Но чему может научить учитель, который все свои силы тратит на то, чтобы выжить?» — задаётся вопросом Степан Владимирович.
Недавно кадровое агентство HeadHunter проводило исследование, и в список непрестижных профессий попали такие как продавец, кассир, уборщик, дворник и учитель. Большинство опрашиваемых сказали, что заработок является одним из главных критериев престижности. «Личность педагога в образовательном процессе очень важна, — подчеркнул С. Кошкарёв. — Учитель увлекает своих учеников, помогает им найти свой путь. Но сегодня я всё чаще вижу, как учителя тратят свои силы на борьбу с неуважением и хамством к своей профессии, потому что, к большому сожалению, в нашем обществе критерий успешности — это доход».
«Ни для кого не секрет, что в нашей большой стране регионы живут в разных экономических и социальных реальностях. Ну почему за один и тот же труд в Москве и в Омске оплата различается в разы? Почему для учеников и учителей в регионах не создаются такие же условия? Образование — это не услуга, это право человека, которое в равной доле должно быть обеспечено в каждом уголке нашей Родины. Решение вопроса заработной платы и статуса педагога — это лишь первый шаг на пути преодоления проблем российского образования. Но если мы не решим этот вопрос, никакие новые программы и никакие разработки не будут реализованы, потому что просто некому будет реализовать», — сказал в заключение С. Кошкарёв.
* * *
Итог обсуждению подвёл заместитель руководителя фракции КПРФ в Государственной думе Николай КОЛОМЕЙЦЕВ: «Все те проблемы, о которых здесь шла речь, — следствие нашей аполитичности, плохого или неорганизованного участия в формировании органов власти. Как только мы изменим себя и будем более вдумчиво выбирать тех, кто потом принимает законы, наша жизнь начнёт меняться к лучшему».
Отметив, что для успешного наращивания человеческого потенциала страны необходимо принципиальное изменение курса образовательной политики на базе принятия блока федеральных законов, разработанных в рамках стратегии «Образование — для всех», участники парламентских слушаний приняли рекомендации правительству РФ, Федеральному собранию РФ, региональным органам власти и средствам массовой информации.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Огромная благодарость Татьяне Офицеровой, подготовившей великолепный обзор парламентских слушаний по вопросам образования. Главный вывод сделал Николай Коломийцев, указав, что наши проблемы от пассивности большинства населения при выборе власти и участии в голосовании за нее, которая потом нами управляет