По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Татьяна Офицерова
12 мая Государственная дума заслушала отчёт правительства о результатах его деятельности за 2020 год. Собственно, это был первый год работы нового состава кабинета министров под руководством Михаила Мишустина. Год, в который свой тяжёлый отпечаток на жизнь страны наложили и продолжающийся мировой экономический кризис, и санкции, и новая коронавирусная инфекция. Все эти обстоятельства предопределили характер диалога правительства с депутатским корпусом: в вопросах и выступлениях парламентариев звучали не столько критика, сколько предложения, как сообща справиться с этими вызовами времени.
Начинать надо с принятия бюджета развития, уверены коммунисты. Те финансовые инъекции, которые сегодня правительство дозированно впрыскивает в социальную и экономическую сферу, снимают острый болевой синдром, но не устраняют главную причину болезни: обогащение узкого круга олигархии за счёт выкачивания ресурсов страны и удержание материального благосостояния абсолютного большинства населения на грани физического выживания.
Руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов акцентировал: «Доходы государственной казны увеличились на 10%, а олигархия хапнула 53%. Причём в ходе пандемии она ещё умножила свои капиталы на 3,5 триллиона рублей. У нас было 103 долларовых миллиардера, а стало 123. В то же самое время граждане за последние пять лет потеряли 12% своих доходов».
О каких ещё проблемах говорил лидер КПРФ, давая правительству посыл для принятия решений, можно прочитать в прошлом номере газеты «Правда».
Вопрос перераспределения средств — ключевой. Не решаясь опровергать очевидное, премьер-министр, выступая с докладом, употребил совсем вроде бы не подходящее для официального отчёта слово — «жадность». В жадности отдельных производителей и торговых сетей глава кабмина видит причину роста цен. Его ремарка «платить за жадность нужно дополнительными налогами и доходами в пользу бюджета страны» была встречена аплодисментами. Несмотря на решительный тон заявления, шаги правительства пока здесь робкие и мелкие. Коммунисты же давно и настойчиво призывают к марш-броску в этом направлении: национализации природных ресурсов и стратегических отраслей экономики и введению госмонополии на алкоголь и табак.
Год назад президент поставил задачу повышения качества жизни каждого человека в стране за счёт роста экономики и развития социальной сферы. К сожалению, территории нашей страны очень отличаются по уровню развития. В деревнях — полная нищета: у людей нет работы, а если и есть, то зарплаты очень низкие, такие же и пенсии, нет элементарной инфраструктуры. Это приводит к оттоку населения в мегаполисы, заметил первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев. На фоне всего этого пятикратное сокращение программы комплексного развития села выглядит, по меньшей мере, странно. Плохо работает программа очистки малых рек, замерла на старте программа «второй целины». Сельское хозяйство могло бы стать локомотивом развития экономики страны, ведь каждое рабочее место на селе даёт от 7 до 11 рабочих мест в городе. Но для того чтобы люди закрепились на земле, государство должно проявить о них заботу. А этого, увы, нет.
Впрочем, существуют разные точки зрения по поводу того, сколько будет дважды два. Правительство, видимо, полагает, что пять. Премьер-министр пытался доказать, что финансирование программы комплексного развития села не только не сократилось, но вдвое по сравнению с прошлым годом увеличилось, поскольку 85% средств, вкладываемых в село, проходит по другим программам. Зачем тогда этот многослойный программный забор городить? Чтобы можно было эффектнее отчитаться? Своим аршином меряет правительство и бедность, всерьёз полагая, что многие так называемые самозанятые бедняками только прикидываются.
Председатель думского комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов выразил озабоченность продолжающимся оттоком населения из этого региона. Главные причины здесь — отставание от среднероссийских показателей по уровню и качеству жизни. Значит, меры, принимаемые правительством для развития Дальневосточного региона, недостаточны. Что правительство планирует предпринять, чтобы изменить ситуацию? — спросил парламентарий. Михаил Мишустин полагает, что тенденцию оттока населения уже удалось переломить, поэтому правительство намерено двигаться в русле программы «Развитие Дальнего Востока», рассчитанной до 2024 года.
Развёрнутый ответ дал председатель правительства на вопрос Юрия Афонина о мерах по развитию высокотехнологичных отраслей. 279 миллиардов рублей заложено на эти цели на ближайшие три года. Если учесть, что раньше не выделялось ни копейки, то это уже что-то. Перед правительством стоят задачи восстановить компании полного цикла и в конечном итоге выйти на рынок. В министерстве цифрового развития создан департамент стимулирования спроса, которому предстоит сориентировать в первую очередь частный бизнес и госкомпании на потребление отечественной продукции. К 2024 году планируется сделать основные виды электронной продукции, такие, например, как датчики учёта электроэнергии, SIM-карты и всё, что связано с «умным домом».
Дмитрий Новиков заручился поддержкой М. Мишустина в вопросе активизации процесса возвращения в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем зарубежье. Депутат предложил правительству совместно с депутатами фракции КПРФ и профильными думскими комитетами подготовить законопроект о репатриации. «Это не их выбор стать иностранцами, это прямой результат государственного преступления Ельцина, Кравчука и Шушкевича, — подчеркнул депутат, — и для возвращения гражданства люди не должны проходить семь кругов ада». Парламентарий затронул и вопрос евразийской интеграции. Всё это в совокупности может отчасти исправить чрезвычайно тревожную ситуацию, связанную с сокращением населения нашей страны.
Вопрос Олега Смолина касался возможности увеличения вложений в развитие человеческого потенциала как главного фактора прогресса. Пока в трёхлетнем федеральном бюджете, по данным Счётной палаты, запланировано сокращение расходов и на образование, и на здравоохранение, и на науку, под флагом которой, кстати, проходит 2021 год. Но и здесь правительство считает по-своему: в федеральном бюджете — сокращение, а в консолидированном, где учитываются расходы регионов, — увеличение. В этом году по случаю «именин» науке перепало лишних 12 процентов. Порадовало сообщение М. Мишустина о том, что правительство после обстоятельного разговора с учёными в Новосибирске всерьёз озаботилось тем, чтобы закрепить в законодательстве статус молодого учёного, который позволил бы им, в частности, получать жилищные сертификаты.
В своём заключительном слове Михаил Мишустин ответил на некоторые тезисы выступлений руководителей фракций. Никак не отреагировав на тревогу лидера КПРФ по поводу судьбы коллективных народных предприятий, которые, показывая удивительные экономические и социальные результаты, сегодня подвергаются очередной массированной рейдерской атаке, премьер-министр, тем не менее, с готовностью откликнулся на предложение Геннадия Зюганова направить представителей правительства для более близкого знакомства с опытом этих хозяйств. Хотя, как заметил он, термин «народные предприятия» нуждается в законодательной «окраске». Да и слово «коллективные», судя по всему, вызывает в сознании премьера психологический барьер. «У нас времена коллективной государственной собственности прошли…» — заметил он.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Кратко, но достаточно емко по сути тезисно изложено содержание встречи правительства и депутатов. Большое спасибо автору.