В настоящее время в районе Вешняки (ВАО, Москва) функционирует участок Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до МКАД (далее-СВХ), представляющий собой шестиполосную автомагистраль первого класса, которая проложена над Люберецким канализационным коллектором. Данный коллектор состоит из трех каналов, относящихся к трубопроводам большого диаметра. Он является крупнейшей водоотводящей артерией города Москвы, относится к объектам жизнеобеспечения города и предназначен для транспортировки вод из Северных, Северо-Восточных и Восточных районов города Москвы на Люберецкие очистные сооружения (далее — ЛОС). Согласно Схеме зонального покрытия по трем тоннелям коллектора транспортируется до 3 млн. м3/сут. фекальных стоков. (Фото -1)
24.10.2020 года в Администрацию Президента Российской Федерации мною было подано обращение по вопросу нарушений федерального законодательства, допущенных при выдаче заключения ГАУ «Мосгосэкспертизы» на проектную документацию по СВХ. На данное обращение был получен ответ Департамента строительства города Москвы (далее — Департамент), который является государственным заказчиком строительства СВХ. ( Фото-2)
В ответе Департамента разъясняется, что «Требования свода правил СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02- 85*…не являются обязательными… В п.6.36 СП 34.13330.2012 указано, что «пересечения различных коммуникаций с автомобильными дорогами рекомендуется предусматривать под прямым углом. Прокладка этих коммуникаций (кроме мест пересечений) под насыпями дорог не допускается».
Из содержания данного пункта следует, что не допускается прокладка коммуникаций под насыпями дорог, то есть требования пункта не соответствуют ситуации, сложившейся в настоящее время на участке Северо-Восточной хорды в районе ул. Красный Казанец. На рассматриваемом участке коллекторы уже существуют, а автомагистраль, как новый линейный объект капитального строительства необходимо проложить над коллекторами. Поэтому независимо от статуса п.6.36 (применения его на обязательной или добровольной основе) его требования не распространяются на рассматриваемый участок Северо-Восточной хорды».
Однако, для исполнения требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» необходимо было выполнить п. 8 ст. 6 закона: «В случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований по надежности и безопасности…или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».
Аналогичное требование содержится и в пункте 5 Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (Постановление Правительства РФ № 87 от 16.02.2008). В случае, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий. Там же указано (п. 10, н), что в текстовой части «Пояснительной записки» проектной документации должны содержаться сведения о наличии разработанных и согласованных специальных технических условий (СТУ).
Однако, в настоящее время сведения о наличии СТУ в составе проектной документации на участок СВХ отсутствуют.
Далее Департамент сообщает, что «…Соответствие исходным данным, надежность и безопасность принятых в проектной документации технических решений как на период строительства автомагистрали, так и на период ее эксплуатации подтверждено положительным заключением ГАУ« Мосгосэкспертиза».
ГАУ« Мосгосэкспертиза» 27 декабря 2014 г. выдала положительное заключение на объект № 1283-14/МГЭ/2254-4/1 (№ по реестру 77-1-5-0852-14). Указанное заключение содержит раздел «Наружные сети канализации. Канализационные каналы», в котором говорится, что «Устройство проезжей части автомагистрали на участке длиной более 3.0 км предусматривается над тремя существующими канализационными каналами… На участке от ПК6+50,0 до ПК8+40.0 все три канала находятся под проезжей частью проектируемой автомагистрали».
Таким образом, ГАУ «Мосгосэкспертиза» сделала вывод, что требования к предложенному техническому решению по прокладке автотрассы над тремя каналами коллектора в действующих технических регламентах отсутствуют. В таком случае необходимо было потребовать от Департамента предоставления специальных технических условий (СТУ), разработанных и согласованных в установленном законом порядке, а в случае их отсутствия выдать отрицательное заключение на Объект.
Ответ Департамента был мною обжалован в прокуратуру г. Москвы. (Фото-3) Учитывая все вышеизложенные нарушения, после проведения прокурорской проверки, положительное заключение ГАУ «Мосгосэкспертизы» от 27.12.2014 года должно быть признано незаконным в судебном порядке. Тем не менее, никаких мер прокурорского реагирования принято не было. Прокуратура города Москвы быстро переправила мою жалобу обратно в Департамент, на который я и жаловался.
8 мая 2021 года в районе Некрасовка ( ЮВАО, Москва) произошла крупная авария на другом участке Люберецкого канализационного коллектора. Масштабные разрушения при прорыве коллектора были зафиксированы на фото и видео местными жителями, очевидцами аварии (ссылка — https://vk.com/wall-142827540_88095 ). Эксплуатирующая организация АО «Мосводоканал» занималась устранением масштабных аварийных последствий прорыва на коллекторе с космической скоростью. Информация в СМИ практически отсутствовала.
Следует также отметить, что в Некрасовке коллектор проложен на уровне земли и не испытывает никаких нагрузок. В районе Вешняки каналы коллектора проходят под шестиполосной магистралью, и постоянно подвергаются вибрационным нагрузкам от движения автотранспорта с расчетным потоком 10 000 маш/час. То есть, проблема эксплуатационной безопасности тоннелей коллектора стоит более остро.
В 2016 году на возможные катастрофические последствия строительства СВХ в Вешняках указывала Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) в своем письме в адрес Министра строительства и ЖКХ России: «…наличие трассы может привести к разрушению Люберецкого канализационного коллектора, поверх всех трех тоннелей которого на протяжении 3-х км идет строительство…Коллектор никогда и никем не рассчитывался на воздействие вибрационных нагрузок от автотранспорта. Предлагаемые проектировщиками меры укрепления тоннелей коллектора являются санацией и не усиливают его прочностные показатели. В результате разрушения коллектора может произойти затопление жилой застройки, парка усадьбы « Кусково », Храма Успения в Вешняках, РЖД и метро кубометрами фекальных стоков, а жители Москвы, жизнедеятельность которых обеспечивает коллектор, останутся без водоснабжения и канализации». (ФОТО — 4)
Таким образом, вероятность катастрофы была заложена в самом проекте участка СВХ от шоссе Энтузиастов до МКАД по району Вешняки. Подведомственная Правительству Москвы ГАУ «Мосгосэкспертиза» выдала положительное заключение, нарушив требования федерального законодательства о градостроительной деятельности. Дальнейшее бездействие надзорных органов, в том числе Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Прокуратуры города Москвы, может довести ситуацию до реальной катастрофы на Люберецком канализационном коллекторе в Вешняках, в результате которой инфраструктуре города будет причинен непоправимый ущерб.
Артем Ходоров
12.05.2021
1 ФОТО — 1 . Схема зонального покрытия Люберецкого коллектора
2 ФОТО — 2 . Ответ Департамента строительства от 29.01.2021
3 ФОТО — 3 . Жалоба в Прокуратуру города Москвы от 31.03.2021
4 ФОТО — 4. Письмо РААСН от 11.07.2016
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.