С кого брать пример?
Задачи укрепления национального самосознания, воспитания в подрастающем поколении чувства гордости за Отечество, за его героическое и созидательное прошлое не могут быть решены без культивирования образа исторических личностей, заслуженных деятелей, чьи имена ассоциируются с величайшими достижениями и победами. Подобное положение вещей осознаётся со стороны общественности. Соответствующее слова подчас произносятся с высоких трибун. Казалось бы, настало время воспитывать молодёжь в патриотическом духе на примерах заслуженных людей, прославивших нашу Отчизну. Но на кого призывают равняться правящие круги?
На протяжении последних лет народ настороженно воспринял открытие «Ельцин-центра» в Екатеринбурге, попытки установления его филиала в Москве. Казалось бы, подавляющее большинство россиян, большая часть политических партий и движений разной направленности давно признала период 1990-х годов смутой, отрицательно оценивает разрушительные и предательские деяния ельцинских «реформаторов». Впрочем, из уст действующего президента в 2005 году звучали слова о развале СССР как о «масштабной геополитической катастрофе». Следовательно, о какой героизации деятелей, подобных Борису Ельцину, может идти после всего этого речь? Одновременно данные социологических опросов свидетельствуют о росте авторитета Иосифа Виссарионовича Сталина в обществе. Так, в апреле 2019 года были обнародованы данные, согласно которым свыше 70 процентов россиян даёт позитивную оценку деятельности Иосифа Сталина. И это далеко не единственный пример. Растёт осознание, кому страна обязана проведением ускоренной экономической модернизации и индустриализацией, расцветом научно-технического и культурного потенциала, своевременным очищением СССР, Коммунистической партии и Красной Армии от «пятой колонны» в предвоенный период, победой над гитлеризмом в Великой Отечественной войне. Почему нельзя на примере успешного опыта Ленинско-Сталинской модернизации укреплять патриотическое сознание народа?
Недаром со стороны КПРФ, со стороны различных представителей научных, экспертных и журналистских кругов поступали предложения об учреждении вместо «Ельцин-центров» «Сталин-центров» в России. Однако власти остались глухи к соответствующим рекомендациям. Безусловно, наивно ожидать иного подхода со стороны находящихся у власти ельцинских политических преемников. Тем не менее, надо отдавать себе отчёт в том, чему волей-неволей учат молодёжь России, возвеличивая Бориса Ельцина и подвергая забвению Иосифа Сталина (если не втаптывая его имя в грязь).
Иосиф Сталин и Борис Ельцин: противоположные результаты, различные подходы
Всегда и во все времена ключевым критерием оценки деятельности той или иной исторической/политической фигуры была результативность проводимой ими политики, а вовсе не приверженность тем или иным положениям определённых идеологических доктрин. Итоги правления определённых лиц, воплощения в жизнь различных подходов недвусмысленно свидетельствуют о степени их жизнеспособности. Следовательно, руководствуясь подобной стороной дела, важно в самых общих чертах напомнить об основных итогах как Сталинской, так и ельцинской политики.
Прежде всего, надо упомянуть о расширении территории нашей страны в 1922 – 1953 гг., когда количество входящих в СССР республик увеличилось с 4 до 15. В свою очередь, в 1991 году благодаря прошедших не без участия авторов «беловежского сговора» процессов площадь нашей страны сократилась с 22 402 200 кв. км. до 17 098 246 кв. км.
В годы Сталинской модернизации наша страна по масштабам экономики переместилась с 5-ого на 2-ое место в мире. А в 1990-ые годы, согласно данным Всемирного банка, российская экономика переместилась со 2-ого на 13-ое место в мире. В одно только предвоенное десятилетие в период первых Сталинских пятилеток было построено 9 тысяч новых предприятий. В годы «рыночных реформ» страна потеряла 30 тысяч заводов.
В 1926 – 1953 гг. численность населения СССР выросла с 147 027 915 до 188 700 000 человек. В свою очередь, в 1992 – 2009 гг. количество жителей России уменьшилось с 148 514 692 до 141 903 979 человек.
В Сталинский период наша Родина сумела не только одержать Победу в Великой Отечественной войне, освободить половину Европы от «коричневой чумы», но и войти в разряд великих держав, обладающих авторитетом среди народов мира. А в ельцинское время помимо развала СССР, утраты позиций России на международной арене дело дошло до подчинения внутренней и внешней политики диктату зарубежных государств (см. опубликованную в выпуске газеты «Советская Россия» от 21 ноября 1992 года статьи «Агенты влияния», материалы доклада Конгресса США «Российский путь к коррупции», статьи неангажированных американских исследователей, журналистов и отставных государственных деятелей вроде Пола Крейга Робертса и Стивена Коэна, материалы обнародованной в 2018 году переписки Бориса Ельцина с Биллом Клинтоном и т.д.).
Наконец, переходим к излюбленным «прогрессивной общественностью» темам «репрессий» и «диктатуры». Объективное сопоставление показателей Советской и «демократической» эпохи отнюдь не в пользу второй. Так, в 1930-ые годы на 100 тысяч чел. населения приходилось 583 заключённых, а в 1990-ые годы – на 100 тысяч чел. населения уже приходилось 647 заключённых. Кроме того, в 1921 – 1953 гг. (за тридцать с лишним лет) к смертной казни было приговорено 642 980 заключённых. В свою очередь, в 1990 – 1999 гг. (почти за одно десятилетие) в результате последовавшего вслед за ликвидацией Советской системы государственного управления и правопорядка, насаждения под флагом «свободы» вседозволенности от рук криминала погибло 267 тысяч человек
Тоже самое касается методов управления страной двух рассматриваемых нами деятелей. Так, И.В. Сталин и его соратники способствовали продвижению в 1936 году проекта Конституции, провозглашавшей высшими органом власти всенародно избираемые Советы депутатов трудящихся и Верховный совет СССР. Ему же надлежало формировать Совет министров – правительство СССР. В свою очередь, принятая в 1993 году Конституция зафиксировала сосредоточение большей части управленческих функций в руках президента. Основная роль при формировании кабинета министров принадлежит только ему. В обсуждении проекта Конституции СССР 1936 года участвовало 75 млн. человек. И новый проект Основного закона страны был утверждён Чрезвычайным Съездом Советов Союза ССР. В подготовке проекта Конституции в 1993 году на созванном президентом Конституционном совещании участвовало свыше 800 человек. Соответствующий Основной закон был протащен путём антиконституционного роспуска Верховного совета, съезда народных депутатов, расстрела парламента, проведённого в условиях «танковой демократии», контроля над СМИ со стороны полторанинского Федеративного информационного центра и масштабного манипулирования в провинциях избирательным процессом всенародного голосования. Если Иосиф Сталин разрабатывал планы развития механизмов народовластия, повышения избираемых на альтернативной и равной основе роли Советов в управлении страной, то ельцинские «реформаторы» после закрепления в Конституции решающей роли президентской власти позволили приватизировать государство узкому кругу «семьи», не несущей даже формально-юридической ответственности перед обществом, не заинтересованной в проведении честных и равных выборов, но заинтересованной в приведении на трон авторитарного руководителя, способного прижать народ и всех несогласных к ногтю.
Вопрос о политическом символе
На основании всего изложенного глупо сомневаться, кто из рассматриваемых нами исторических деятелей является заслуженной исторической фигурой, действительно достойной памяти народа. Однако всё происходит совершенно иначе. Между прочим, открытие нынешней властью «Ельцин-центров», открытая солидарность её высокопоставленных представителей с экс-президентом России представляет собой определённый символ. Речь идёт о намерении продолжать неолиберальную компрадорскую политику «вашингтонского консенсуса» (см. содержание «Стратегии 2020», обратите внимание на готовность продолжать оставаться в рядах ВТО, несмотря на рост санкций), приватизацию государственной собственности (обратите внимание на «реформу» РАО ЕЭС, на Земельный, Лесной и Водный кодексы, см. постановления правительства М.В. Мишустина за декабрь 2020 года, историю с продажей части Сбербанка, Роснефти зарубежным компаниям, порта Ванино, крымской «Массандры»), руководствоваться монетаристским подходом при решении финансово-экономических проблем (см. правительственные проекты бюджетов за последние годы, позицию Минфина и ЦБ РФ), внедрять «рыночные» стандарты в социальную сферу, сокращать социальные гарантии (обратите внимание на пенсионную «реформу», на монетизацию льгот, на коммерциализацию ЖКХ, здравоохранения и образования), сохранять в неприкосновенности итоги приватизации. Равно как и готовности умиротворять западный мир ценой стратегических уступок (обратите внимание на закрытие российских военных баз на Кубе и во Вьетнаме, на непризнание независимости ЛНР и ДНР). А отдельные тактические отступления от данной линии и имитация смены курса (выстраивание контроля Центра за регионами, точечные показательные санкции в адрес отдельных представителей чиновников, силовиков и олигархов, «национальные проекты», государственные корпорации, воссоединение с Крымом и действия в Сирии) используются для прикрытия продолжения прежнего курса. Это не меняет сути дела – в канун апрельского референдума 1993 года и президентских выборов 1996 года Б.Н. Ельцин предпринял не меньше шагов, призванных посеять иллюзию смены политики. Речь идёт и об аналогичных точечных порках отдельных представителей правящего класса (вроде банкира Виноградова и генпрокурора Илюшенко), и об указах о выплате долгов по зарплатам, пенсиям, по погашению задолженности перед социальными отраслями и отдельными секторами промышленности, и о шагах в сторону реинтеграции Союзного государства. Что же касается современного цементирования политического пространства, то соответствующего исхода в начале 1990-х годов открыто требовали, приводя в пример практику чилийского диктатора Пиночета, лидеры, активисты и сторонники «демократического движения» — как в отношении коммунистических и национально-патриотических сил, их СМИ, так и в адрес оппозиционно настроенной части «демократов» (см. книгу Э.А. Зенкевича «Пять лет на площади (1989 – 1993 гг.)». Следовательно, сейчас осуществляется то, о чем мечтала «прогрессивная общественность». В целом, функционировавшая в течение последних тридцати лет модель развития тупиковая. Неспроста растёт со стороны общества запрос на новый курс, на новую систему. Как бы некоторые не утверждали о мнимом отсутствии альтернативы криминальному периферийному капитализму, успехи Иркутской области, достигнутые под руководством губернатора-коммуниста С.Г. Левченко, равно как и политики правительства Е.М. Примакова, Ю.Д. Маслюкова и В.В. Геращенко, свидетельствуют о многом.
Важно иметь в виду, что каждая историческая/политическая фигура представляет собой символ определённой доктрины, определённого курса, определённых ценностей. И, отдавая дань уважения конкретным историческим деятелям, политики де-факто расписываются в приверженности определённым направлениям. Так, нынешние высокопоставленные государственные деятели содействуют не только открытию «Ельцин-центров», но и возлагают цветы к его монументам. А лидеры Компартии Российской Федерации, напротив, постоянно чтут память В.И. Ленина и И.В. Сталина – выдающихся государственных руководителей, давших шанс миллионам людей, вытащивших наше Отечество из тупика, выведших его на передовые позиции в мире. Всё это важно иметь в виду при определении собственной позиции относительно участия в будущих выборах.
Дмитрий Лавров, кандидат исторических наук
Примечание: В октябре 2019 года аналитическая служба Рамблера опубликовала данные, согласно которым 91% жителей России выступили против создания «Ельцин-центров».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.