По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Алексей парфенов, рабочий, член ЦК КПРФ
Фильм «Зоя» привлёк внимание не какими-то особыми художественными достоинствами, а именем прекрасной девушки, которой посвящён. Она, Зоя Космодемьянская, ещё в годы Великой Отечественной стала одной из любимейших героинь нашего народа.
Новый фильм о ней я смотрел сперва у нас в городе Дмитрове в кинотеатре «Планета», а вот 22 июня его показали и по телеканалу «Россия 1». И, хотя «Правда» уже не единожды откликалась на него, очень прошу напечатать также мои заметки.
В своём докладе на январском (2021 года) пленуме ЦК КПРФ Г.А. Зюганов отметил, что современные фильмы о войне напичканы стереотипами о «пьяных офицерах, звероподобных энкавэдэшниках, гнусных политруках и героически защищающих Родину уголовниках». Увы, всё это действительно кочует из ленты в ленту. Но вот в фильме «Зоя» такого нет.
А кто есть? Александр Шелепин, секретарь Московского горкома ВЛКСМ по военной работе. В фильме он показан таким, каким запомнился Зое. Вот что тогда она занесла в свою записную книжку: «Секретарь Московского комитета — скромный, простой. Говорит просто, но ясно».
Есть в фильме и Артур Спрогис, командир воинской части 9903, где служила Зоя. Части, которая вошла в историю как особая разведывательно-диверсионная.
Есть Зоя Космодемьянская и другие комсомольцы-добровольцы, бойцы этой части 9903.
Именно добровольцы! Для этих юношей и девушек защищать свою Родину и, если надо, умереть за неё — не только обязанность, но и право, которого они всеми силами добивались. «Это счастье — умереть за свою Родину», — говорит Зоя в фильме своему командиру. «Это счастье — умереть за свой народ!» — крикнула Зоя перед казнью тогда, в Петрищеве.
То же самое думали и чувствовали курсанты Подольского военного училища, когда пошли в свою знаменитую атаку. Вот что пишет очевидец: «Ни до этого, ни после я ничего подобного не видел. Хорониться от пуль? Оглядываться на товарищей? Но ведь у каждого на устах одно: «За Москву!!!» Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Это был их праздник, их торжество».
А теперь некоторые говорят, что в войну ходили в атаку только из-за страха перед особистами и заградотрядами…
Наконец, в фильме есть Сталин, показанный, что удивительно для нашего времени, как достойный руководитель великой страны в критический момент её истории.
Наверное, подобный фильм мог быть снят и в советское время. Если не в 1961 году, в разгар так называемой борьбы с культом личности Сталина, то, допустим, году в 1981-м, к сорокалетию разгрома немцев под Москвой.
Но ни в 1991-м, ни в 2001-м такой фильм снят быть не мог.
Да и сейчас у фильма «Зоя» весьма непростая история. Первоначально режиссёром-постановщиком на него утвердили Егора Кончаловского, которого затем сменил выдвиженец Владимира Мединского — Пляскин. Однако, как отметил В.С. Кожемяко в своей статье о фильме, опубликованной в «Правде», «отснятый Пляскиным материал потребовалось полностью переснимать. Основная причина? Немцы там получились хорошими, а русские — плохими. Вот так. И пришлось срочно привлекать ещё одного режиссёра — Максима Бриуса».
Мне тут сразу вспомнилась статья Ильи Эренбурга «Бескорыстные взломщики», где он приводит фразу Геббельса, сказанную им летом 1941 года: «Против русских дикарей сражаются отважные германцы, бескорыстные крестоносцы, солдаты чести, свободные и дисциплинированные».
Как отмечено в книге «Публицистика периода Великой Отечественной войны» (1985 год), фашистская публицистика была в основном безликой. Немецкие журналисты зачастую не называли имён, не указывали конкретных фактов, они бойко толковали о советских «зверствах», но, как правило, не уточняли, где, когда и кем эти «зверства» совершены. Не называли и своих «героев», ограничиваясь сообщениями такого порядка: «Один ефрейтор убил 300 большевиков», «Три лётчика сбили 72 советских самолёта» — и т.п. в том же духе.
Армия, имеющая преступные цели и ведущая несправедливую войну, подлинного героизма не знает. Потому и безлика, анонимна, вымышлена фашистская публицистика. У советских журналистов и писателей не было недостатка в адресах, так как героизм носил массовый характер и был естественным проявлением патриотического духа народа.
И одно из первых мест среди наших героев занимает Зоя Космодемьянская, а среди военной публицистики — работы военкора «Правды» Петра Лидова о подвиге Зои.
Конечно, хорошо, что фильм «Зоя» снят не по лекалам Геббельса. Хорошо, что в нём нет наиболее отвратительных антисоветских штампов. Но насколько полно соответствует он правде той войны, правде того великого времени?
О подвиге Зои Космодемьянской советский народ узнал из очерков П. Лидова «Таня» и «Кто была Таня», являющих собой огромной силы человеческие документы. Прочитав «Таню», И.В. Сталин долго держал на своём рабочем столе газету «Правда».
Поэма Маргариты Алигер «Зоя» о московской школьнице Зое Космодемьянской была написана в 1942 году. Повествуя о короткой жизни Зои, поэт прослеживает истоки её подвига. В поэме рассказывается о детстве Зои, её учёбе в школе, вступлении в комсомол… Факты предвоенной жизни, введённые в лирическое повествование, помогают лучше понять эпоху, которая сформировала характеры, подобные Зое Космодемьянской.
Впервые на экране Зоя появилась в картине режиссёра Лео Арнштама 1944 года, где героиню играет актриса Галина Водяницкая. Здесь Зоя — яростный, суровый воин-мститель.
Есть много портретов Зои. Как отмечал Пётр Лидов, «одни художники добились портретного сходства с оригиналом, другие за внешним сходством не гнались, старались постигнуть внутреннюю сущность этого человека, его порыв, его идею».
Какая же Зоя Космодемьянская в фильме Максима Бриуса?
Скорее такая, какой показана и в военном фильме 1944 года, — воплощение ярости и силы воли.
Но когда видишь 27-летнюю актрису Анастасию Мишину, трудно поверить, что эта Зоя Космодемьянская — школьница, юная девушка, почти девочка. А ведь именно это сочетание женственности и внутренней силы, мужества тогда, в 1942 году, когда узнали о подвиге Зои, так потрясло советских людей.
При всём этом мне в целом понравились и фильм, и исполнение Анастасией Мишиной роли Зои Космодемьянской. Но давайте подумаем теперь над таким вопросом: как и почему в современной буржуазной России мог быть снят фильм о подвиге комсомолки Зои Космодемьянской? Причём с безусловной симпатией к героине советского народа.
Выскажу на сей счёт своё мнение.
Уверен, российской крупной буржуазии (а у неё ныне вся власть в стране) комсомолка Зоя не нужна. Более того, она ей опасна, она ей ненавистна. Но в народном сознании Зоя Космодемьянская — святая. Как я уже сказал, она — одна из самых любимых народных героинь. Так было в 1942 году. Такой же Зоя осталась для большинства нашего народа и теперь. И художник — если он хоть более-менее честный художник — не может не отразить такого отношения.
Но почему структуры, близкие к буржуазному государству, например, Российское военно-историческое общество, способствовали созданию фильма «Зоя» и выходу его на экраны?
Последним заданием Зои Космодемьянской было выполнение приказа Сталина о разрушении и сжигании населённых пунктов в тылу немецко-фашистских войск (приказ Ставки Верховного Главнокомандования №0428 от 17 ноября 1941 года). Этот приказ, вызванный необходимостью спасти Москву любой ценой, позднее антисталинисты объявили преступным и бесчеловечным.
Но почему мы не слышим обвинений в бесчеловечности по адресу тех русских патриотов, которые в 1812 году поджигали Москву? Кстати, тогда русская армия сдала Москву французам, а в 1941-м Красная Армия столицу защитила и спасла этим миллионы её жителей.
Судя по всему, ныне снова готовится нашествие на нас двунадесяти языков. И снова политическим и военным руководителям страны могут понадобиться молодые люди, готовые встать на её защиту, а если понадобится, и сжигать дома, чтобы сделать жизнь оккупантов невыносимой.
Похоже, власть готова уже использовать и образ Сталина. Долго она старались найти в истории России политического и духовного вождя для сплочения россиян. Сначала пытались использовать события Смутного времени, освобождение Москвы в 1612 году. Даже придумали День народного единства, но как-то народ не воодушевили. Затем не вдохновил и образ Екатерины II, о которой снимали фильм за фильмом и которой ставили памятники. А вот авторитет Сталина в народе остался и остаётся огромным.
«Сталин на своём посту», — сказала Зоя Космодемьянская тогда, в 1941-м, окружённая врагами. «Сталин на своём посту», — говорит Зоя в фильме. Сталин на своём посту и остался в Москве.
Когда я смотрел на Сталина в фильме «Зоя», вдруг вспомнил роман Владимира Богомолова «Момент истины». Вот строки из него:
«— Вам необходимо в госпиталь! — с решимостью заявил Алёхин, соображая, как это лучше устроить…
— Нет, нельзя, — покачал головой Васюков (председатель сельсовета. — А.П.) и, зажав костыль под мышкой, поправил автомат. —<…> Банды объявились…
— Как же мне в госпиталь? — продолжал Васюков. — Да я здесь как на посту!.. За мной вся вёска смотрит. Лягу в госпиталь, а подумают: струсил, сбежал! Не-ет! Не могу… Я здесь — Советская власть, понимаете?
— Понимаю. Я только думаю: ну а в случае чего — что вы сможете?
— Всё! — убеждённо сказал Васюков, и лицо его сделалось злым. — Партейный я — живым не дамся!»
Кажется, большое расстояние между этими двумя людьми — рядовым партийцем Васюковым, на которого смотрят несколько десятков женщин и детей (мужчины на фронте) его вёски (деревни), и Сталиным, возглавляющим партию и государство, вождём, на которого смотрят вся страна, весь мир.
Но каждый из них до конца остаётся на своём посту! И Сталин, как и Васюков, — «ПАРТЕЙНЫЙ».
А вот этого-то в фильме «Зоя» нет. И почему Зоя добровольцем пошла на войну, вынесла все мучения, не выдала фашистам никаких секретов? По фильму получается, что пошла отомстить за своего друга, молодого человека, одноклассника, погибшего на фронте. Получается, она пошла защищать своего младшего брата Сашу и благополучие своей довоенной жизни.
Но ведь Зоино поколение рвалось на фронт не из-за каких-то сугубо личных мотивов, хотя, конечно, были и такие. Это поколение шло защищать свою социалистическую Родину, которую считало самой справедливой, самой лучшей на свете. Так оно и было. В СССР было чем гордиться. Была коммунистическая идея — идея утверждения лучшего, более справедливого общества, была твёрдая вера в светлое будущее.
Зоя и её товарищи воспитывались на примерах героев Октябрьской революции, Гражданской войны, самоотверженно боровшихся за это будущее.
А сейчас парень или девушка могут гордиться современным российским жизне-устройством? Вдохновят ли их на подвиги «герои» первоначального капиталистического накопления, то есть по сути — грабители, воры?
Вопросы, я думаю, риторические. Вот и пытаются организаторы буржуазной пропаганды использовать героев чуждого для них советского времени, надеясь, что неискушённый зритель может не знать, что Сталин был марксистом, учеником Ленина и вождём Коммунистической партии, а Зоя Космодемьянская — воспитанницей ленинско-сталинского комсомола.
Вот такое кино получается, товарищи.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Зоя намного выше сегодняшних создателей фильма. Они не способны понять её героизма. Зоя.. Ведут на казнь.. Идёт босая в ватнике, на груди табличка — Поджигатель.. Много раз показывал фото Лидова молодым и говорил, вы не на неё смотрите, а на фашистов. А они идут с ухмылками, как на прогулку. Для них мы не люди, а букашки, давить не жалко. И в начале войны мы отступали, нанося им отдельные удары. Со временем удары учащались, пока не превратились в град. И вот юберменши, почувствовали, что им больно, потом становилось всё больнее и больнее, до невыносимости. И тогда они забыли, что они сверхчеловеки и стали молить о пощаде недочеловеков. Так на фото в Берлине наш солдат вытягивает фрица из убежища, а тот висит кулём. Серия фото Лидова подняла волну святой мести. На снарядах, бомбах, минах стали писать — За Зою! Сталин приказал солдат и офицеров 332 полка вермахта в плен не брать. Не брали не только их, но и из других полков дивизии. Пришли наши в Петрищево. Был расстрелян Свиридов, выдавший Зою и две бабы, одна из которых плеснула на неё кипятком, а другая ударила палкой. А полк нашёл свой конец в ходе операции Багратион и был поголовно уничтожен. Так отомстили наши врагу за гибель Зои Космодемьянской. Такова была беспощадная святая месть врагу за нашу героиню.