По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия»
Российские СМИ на днях хором и радостно сообщили новость: президент Владимир Путин подписал указ об утверждении документа «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации». И указ, и сама «Стратегия» вступили в силу 2 июля.
«Стратегия» приложена к указу, это обширный документ на 43 страницах включает 106 пунктов (статей). Как отмечают журналисты, над ним работали очень долго в Совете безопасности РФ. Документ уже был готов в мае и ждал утверждения президентом. Он призван заменить предыдущую версию «Стратегии», которая была утверждена президентским Указом от 31 декабря 2015 года и действовала с 1 января 2016 года.
Видимо, эта новость призвана была вселить в граждан страны чувство уверенности, что они находятся под надежной защитой от разных внешних и внутренних угроз. Люди за последний год утратили душевный покой в связи с разными «пандемиями», «локдаунами», стремительным падением реальных доходов, а главное – полным отсутствием понимания, куда мы движемся, и нарастающим сомнением в том, что у нас есть хотя бы какое-то подобие национального государства.
Нам хочется чуда, нам хочется, чтобы нынешний кошмар исчез как тяжелый сон. Может быть, «Стратегия» и призвана стать таким «чудом»? Может быть, со 2 июля тяжелый сон закончился и в стране начинается осознанная жизнь? Может быть, «Стратегия» есть та дорожная карта, которая выведет Россию из ее нынешних тупиков?
Увы, никакого чуда не произойдет. Мое знакомство с документом показывает, что из недр бюрократического аппарата родилась еще одна бессмысленная бумага.
Впрочем, почему бессмысленная?
Во-первых, чиновники разных аппаратов могут поставить очередную галочку в выполнении графика подготовки и утверждения очередного «документа». Конвейер по подготовке таких макулатурных бумаг работает день и ночь все 365 дней в году.
Во-вторых, может быть, найдутся граждане, которые поверят в то, что в России действительно есть «национальная безопасность». Конечно, хотелось бы и «национальную идею», но на первое время хватит и «национальной безопасности».
Документы, подобные «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», – достаточно известный жанр. Такие документы разрабатывались и разрабатываются США и другими странами НАТО. Такие документы были в Советском Союзе. Для подобного рода документов важен принцип иерархичности.
Определяется главная угроза национальной безопасности государства. Максимум – две-три угрозы. Все другие угрозы имеют более низкие уровни. Соответственно, формулируется главная задача по отражению главной угрозы (главных угроз).
У военных это называется определением главного направления ответного удара.
По отношению к главной задаче выстраивается второй и последующие уровни задач. Из принципа иерархичности (приоритетности) вытекает принцип мобилизации всех ресурсов (людских, материально-технических, финансовых) на направлении главного удара.
Ничего этого и близко нет в «Стратегии», принятой 2 июля. Все равномерно «размазано» на 43 страницах. Перед нами «продукт» «интеллектуальной деятельности» каких-то кремлевских бюрократов в жанре «обо всем и ни о чем». Видимо, авторы этого документа далеки от понимания жанра, равно как и от понимания того, каковы реальные угрозы национальной безопасности России.
Примерно половина текста документа – словесная трескотня, словоблудие, самолюбование несуществующими «достижениями».
Чего стоит, например, первый абзац документа: «1. Последовательно проводимый Российской Федерацией курс на укрепление обороноспособности, внутреннего единства и политической стабильности, на модернизацию экономики и развитие промышленного потенциала обеспечил укрепление суверенной государственности России как страны, способной проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, эффективно противостоять попыткам внешнего давления».
После такой оценки «достижений» государства в области национальной безопасности возникает вопрос: а зачем нам вообще «Стратегия»?
Авторы «Стратегии» напоминают плохого врача, который пришел к умирающему пациенту. Вместо того, чтобы обследовать его, поставить диагноз и назначить программу лечения, такой горе-врач объясняет пациенту, что у него (пациента) все в порядке. А дальше такой эскулап закатывает пациенту лекцию на 43 страницах о том, что такое здоровый образ жизни. Рассказывает о правильном питании, о необходимости утренней зарядки, о прогулках на свежем воздухе, о правилах личной гигиены и т.п.
Просветительская «лекция» нашего «врача» очень обширна и систематична, в ней не забыто ничего. Вот основные разделы «лекции»: «Россия в современном мире: тенденции и возможности»; «Национальные интересы Российской Федерации»; «Оборона страны»; «Государственная и общественная безопасность»; «Информационная безопасность»; «Экономическая безопасность»; «Научно-технологическое развитие»; «Экологическая безопасность и рациональное природопользование»; «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти»; «Стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество».
Еще куда бы ни шло, если это была бы программа какого-нибудь вузовского ликбеза по дисциплине «Национальная безопасность». Но это документ, вышедший из недр Совбеза и предназначенный для российских ведомств – Министерства обороны, МИД, СВР, ФСБ и др.
Вот, например, в советское время были документы, которые надо было исполнять как закон. Такие, как пятилетние и годовые планы развития народного хозяйства. Они содержали очень конкретные показатели и графики. Неисполнение планов каралось на всех уровнях управления экономикой страны (министерства, главки, производственные объединения, предприятия).
А были в СССР еще такие документы, как приветствия партии и правительства к советскому народу по случаю 1 Мая и 7 Ноября. Там были пожелания, адресованные всем – и начальникам, и рядовым гражданам, по поводу того, как строить «светлое будущее».
Приветствия к 1 Мая и 7 Ноября не были обязательными к исполнению. Так вот, «Стратегия» по своему духу мне очень напоминает упомянутые приветствия к советскому народу. То есть «Стратегия» никого ни к чему не обязывает.
От общих рассуждений по документу перейду к рассмотрению одного из разделов, который называется «Экономическая безопасность». Мне он ближе с профессиональной точки зрения. Начинается он со следующего абзаца: «Мировая экономика переживает период глубокой рецессии. Усиливаются рыночная волатильность, неустойчивость международной финансовой системы, увеличивается разрыв между реальной и виртуальной экономикой. При сохранении высокой экономической взаимозависимости стран и регионов мира замедляются процессы формирования новых международных производственных цепочек и цепочек поставок, снижаются потоки инвестиций. Возрастает роль национальных государств и региональных соглашений в торгово-экономической сфере».
Этот фрагмент, да и большая часть раздела мне напоминают речь главного инженера Треухова о международном положении при пуске трамвая из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Как мы знаем, о самом трамвае инженер так ничего и не сказал.
Забалтывается тема реальных угроз российской экономике и в других пунктах раздела. Вот, например, пункт №60: «В условиях продолжающейся структурной перестройки мировой экономики, связанной с изменением технологического фундамента ее развития, все большее значение приобретают человеческий потенциал и экология. Трансформация традиционных рынков товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, появление новых секторов экономики сопровождаются перераспределением ролей и потенциала отдельных стран и регионов мира, формированием новых центров экономического влияния».
Продолжение все той же речи о международном положении, а о «трамвае» (экономической безопасности России) мы опять ничего не узнаем.
Удивительным образом авторам документа удалось обойтись без таких понятий, как «экономическая война», «внешние экономические угрозы», «экономическая дестабилизация», «экономические диверсии», «экономическая разведка» и т.п. Во всем документе из 43 страниц лишь однажды встречается слово «санкции» (имеются в виду экономические санкции США и их союзников против России).
О такой мере противодействия внешним угрозам России, как экономическая мобилизация, в документе вообще не упоминается. Зато в пункте №67 дается подробнейший список задач по обеспечению экономической безопасности. Список включает аж 35 задач. Список напоминает реестр всех секторов, отраслей и главных производств, которые пока еще имеются в России.
Все смешано в одну кучу: тут и семеноводство, и аквакультуры (рыбоводство), и радиоэлектронная промышленность, и «зеленая энергетика», и т.п. И по каждой из 35 позиций одни и те же слова: «увеличить», «повысить», «ускорить развитие», «уделить особое внимание», «совершенствовать», «укрепить», «сократить» (использование доллара США) и т.д.
В принципе подобные «приветствия к 1 Мая» за один рабочий день может подготовить любой натренированный на таких документах клерк. Но у нас ведь на дворе цифровизация. И у меня закралась такая мысль: а может быть, не только раздел «Экономическая безопасность», но и весь документ «Стратегия» создан… роботом?
Еще одна версия: а может быть, его подготовили иностранные консультанты? Уж очень не по-русски написаны некоторые фрагменты документа. Используется терминология международных финансовых организаций.
Так, документ пестрит такими словечками, как «низкоуглеродная энергетика», «низкоуглеродные технологии», «мегасейенс» (надо понимать, что речь идет о какой-то меганауке), «зеленая экономика» и т.п. Порой возникает ощущение, что для России самой главной угрозой является… потепление климата на планете. И документ «Стратегия» должен показать «нашим партнерам», что мы разделяем их оценки и приоритеты. Такое ощущение, что речь идет не о мерах обеспечения национальной безопасности России, а об участии России в обеспечении «мировой безопасности» (как ее понимают «наши партнеры»).
Авторы документа – люди многоопытные. Их голыми руками не возьмешь. Вы, например, можете их критиковать за то, что в документе не раскрыта такая угроза национальной экономической безопасности России, как иностранный капитал, который захватил контроль над рядом отраслей и производств в нашей стране. Ответ будет следующий: вы неправы, мы об этом написали. Действительно, в пункте №67, где приводится 35 задач, в 33-й задаче значится «усиление контроля за иностранными инвестициями в стратегически значимые сектора российской экономики». Используется метод под названием: «Закопать, чтобы никто не нашел». Такая задача должна стоять на первых местах, на не на 33-м месте.
Или, например, вы станете говорить о том, что стратегия национальной безопасности не может быть без стратегического планирования. И тут ваш упрек авторами документа будет отпарирован. В конце 64-го пункта документа вам ткнут пальцем и покажут фразу: «…Повышение эффективности стратегического управления экономическим развитием Российской Федерации…» Но эта фраза должна быть если не в начале всего документа, то, по крайней мере, в начале раздела «Экономическая безопасность». Итак, «закопали, чтобы никто не нашел».
Некоторые фразы просто вызывают недоумение. Так, пункт №66 кончается следующей фразой: «Создание условий для экономического роста Российской Федерации, темпы которого будут выше мировых».
Это уже напоминает сеанс черной магии: авторы документа призывают какие-то мистические силы, благодаря которым темпы экономического роста России должны быть выше мировых. Пока было все наоборот. За три десятилетия доля России в мировом ВВП неуклонно падала. Так, в 1992 году доля России в мировом ВВП (рассчитанная по паритету покупательной способности рубля) была равна 4,85%, в прошлом году она уже упала до 3,0%.
А вот еще одна из забавных фраз раздела «Экономическая безопасность»: «снижение… уровня коррупции в предпринимательской среде» (30-я задача). Я считал, что коррупция всегда предполагает наличие двух сторон: представителя бизнеса, дающего взятку, и чиновника, взятку получающего. Оказывается, в представлении авторов документа может быть коррупция без участия чиновников.
А вот еще хорошо запрятанная в документе фраза: «…сокращение вывода финансовых активов за границу». Это в самом конце обширной формулировки 17-й задачи.
И тут не могу не вспомнить, что за несколько дней до подписания указа о «Стратегии» президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон о поправках к Федеральному закону о валютном регулировании и валютном контроле.
Одним росчерком пера, сделанным 27 июня, была проведена легализация ограбления России.
Экспортерам так называемых «несырьевых неэнергетических товаров» было разрешено не возвращать в Россию валютную выручку от продажи товаров. Это широкий круг товаров – черные и цветные металлы, золото, простые металлоизделия, зерно, рыба, морепродукты и др.
В прошлом году экспорт таких товаров составил 160 млрд долларов, или почти половину всего российского экспорта. Подписанный президентом закон вступил в силу 1 июля этого года.
А на следующий день в силу вступила «Стратегия национальной безопасности». Документ о национальной безопасности есть, а сама национальная безопасность уничтожается одновременно с принятием документа.
Валентин КАТАСОНОВ
Комментарий редакции: В самом деле без укрепления основ экономической безопасности России невозможно всерьёз рассчитывать на укрепление национального суверенитета. Однако документ, о котором идёт речь в статье, фактически представляет собой набор абстрактных благих пожеланий и отсутствие конкретных механизмов реализации намеченных целей. Точнее, многие давно назревшие меры даже не упоминаются. Например, стоит вопрос об остановке утечки капитала. Как будут решать подобную задачу, не вводя государственного валютного регулирования? А ведь ни Кремль, ни правительство, ни «партия власти» вообще не упоминают об этом. Более того, власти идут на поводу у сырьевиков. Обнуление в прошлом году налога на вывоз капитала, а также предоставление экспортёрам возможность оставлять валютную выручку за рубежом прямо доказывают это. Аналогичным образом вопрос обстоит и с борьбой за независимость России в народнохозяйственной и в финансовой сфере. Про реиндустриализацию, способную покончить с зависимостью нашей страны от импорта товаров и инвестиций, как то не особо говорят. Равно как и о национализации. А когда основные отрасли экономики прямо либо косвенно контролируются иностранным капиталом, национализация средств производства представляет собой базовое условие проведения модернизации, укрепления государственности, выхода страны на стезю устойчивого развития. Просто верхи решили с помощью патриотических фраз прикрывать продолжение компрадорской политики. Но это однозначно дорога в тупик.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.