Кино предательства, унижения и растления

Кино предательства, унижения и растления

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Фёдор Раззаков

Историк и писатель Фёдор РАЗЗАКОВ в беседе с политическим обозревателем «Правды» Виктором КОЖЕМЯКО

(Окончание. Начало в №73)Происходили убийство и самоубийство одновременно

— Да, размышляя над судьбой некоторых видных деятелей советского кино, невольно приходишь к горестному выводу. Вот они, предав свои заслуги, звания, творчество прежних лет, упоённо взялись убивать Советскую власть и Советский Союз. Но ведь одновременно убивали дело, которому служили, то есть и самих себя. Трагедия?

— Безусловно.

— А вполне ли осознана она действующими лицами?

— Большой вопрос, на который, наверное, каждый ответит по-своему.

— Помогите нашим читателям хотя бы кратко представить основной ход событий в руководстве отечественным кино после рокового 5-го съезда.

— Что ж, либералы здесь победили. Яковлев свой замысел реализовал. А теперь новому руководству СК надо было использовать этот свой прорыв к власти.

И вот первым делом они захватили важнейшую стратегическую высоту — тематическое планирование кинокартин, которое всецело находилось в руках Госкино. Отмечу, что темплан (то есть план, ежегодно спускаемый союзным Госкино для всех киностудий страны и группирующий фильмы по темам) существовал в советском кинематографе с конца 1920-х. Благодаря ему наше кино имело возможность охватывать своим вниманием проблемы всех слоёв населения и его по праву можно было назвать народным.

— В каком же направлении повлиял приход либерал-перестройщиков?

— Напомню, что «новое кино» у нас начали характеризовать тогда парой расхожих нелестных слов — «чернуха и порнуха». Среди героев экрана появились проститутки, бандиты, теневые дельцы, воры в законе и т.п. Конечно, и тема «сталинских» репрессий расплылась без границ. А вот фильмы, разоблачающие мировой империализм, вскоре совсем перестанут снимать.

— В экстазе взаимного примирения?

— Как сказать, насколько было оно взаимным. Мало кто знает, что в марте 1987 года делегация советских киношников во главе с самим Элемом Климовым отправилась в США. Целью этой поездки было показать и доказать американским боссам, что новое советское киноруководство радикально меняет идеологический вектор своего кинематографа. Например, было прямо заявлено: отныне в СССР не будут сниматься фильмы, в которых американцы предстают врагами.

— Ну те обрадовались, наверное…

— Естественно. Такой подарок! Однако с их стороны аналогичного сообщения не прозвучало. Да и не могло прозвучать, поскольку американцы чувствовали себя хозяевами, а Климова и его компанию воспринимали как лакеев. А лакей всегда обязан угождать своему господину.

— Тем и кончилось?

— Да, представьте себе. В итоге у нас в СССР прекратили снимать антиамериканское кино (например, о происках ЦРУ), а в США антисоветские фильмы как снимались, так и продолжали сниматься вовсю. И потом они приходили в Советский Союз на видеокассетах. Например, «Рэмбо-3», где герой Сильвестра Сталлоне сотнями убивал наших солдат в Афганистане.

— Есть чем возмутиться, есть основание даже вознегодовать. Только согласитесь, ведь киношники не были первопроходцами в эдаком беззастенчивом лакействе. Это же с самого кремлёвского верха, от Горбачёва и его подельников, шли сигналы, что настала пора сдаваться на милость господам капиталистам. Сдаваться и сдавать безвозмездно всё и вся.

— Факт остаётся фактом. Так поступал Горбачёв. Так же вслед за ним вёл себя Ельцин. Потому что к руководству огромной страной действительно пришли ЛАКЕИ.

— Напомните, пожалуйста, каким образом продолжилось лакейское «прогибание» перед дядей Сэмом в киносфере.

— Был в начале 1988 года ответный приезд в Москву делегации из Голливуда. И она привезла с собой почти два десятка своих фильмов для показа в СССР. Причём все копии американцы предоставили бесплатно. Однако мы-то теперь знаем, чего стоило их «бескорыстие». Его последствия для нас оказались повреднее, чем для североамериканских индейцев бижутерия и виски, за которые ушлые янки покупали их с потрохами двести лет назад.

Половину тех фильмов было разрешено демонстрировать на закрытых показах, то есть для «избранной» публики — в Центральном Доме кино и Доме актёра. Остальные предоставили массовой аудитории. При этом «дарители» настояли, чтобы показ начался перед юбилейным Днём Советской Армии. Символичный жест, подчёркивавший факт американской экспансии на Советской земле близ дорогого для наших людей праздника!

Жертвами становятся миллионы зрителей

— Вы вспомнили про видеокассеты. Действительно, с их помощью к нам полилась далеко не лучшая зарубежная кинопродукция. Но «в новинку» она привлекала людей, и я помню: скоро её поток буквально захлестнул страну.

— Да, в том же 1988-м у нас начался настоящий видеобум. Было ввезено за год порядка 100 тысяч видеокассет с западными фильмами! На этой волне повсеместно начали открываться видеосалоны. Учитывая, что недавно был принят Закон о кооперации, большинство салонов стали коммерческими, и там, разумеется, обильно крутили «запрещёнку» — порнографию, «фильмы ужасов» и т.д.

— Это была какая-то немыслимая вакханалия, вызвавшая у многих резкое возмущение. На страницах «Правды» мы печатали тогда и письма читателей, и редакционные статьи с категорическим протестом.

— Здравая часть общественности протестовала обоснованно. Но тут была важна позиция власти. А суть горбачёвщины, как вы знаете, состояла в том, чтобы ЗАБОЛТАТЬ любую проблему. Создать видимость внимания к ней, наобещать с три короба — и ни одно из своих обещаний потом не выполнить.

— Уж этого мы наслушались и насмотрелись вдосталь…

— Позором обернулись и все, с позволения сказать, властные «меры» по отношению к видеосалонам. В июле 1988 года появляется грозное (на словах!) распоряжение заместителя Генерального прокурора СССР на эту тему. Но к чему свелось? Создать при ВТПО «Видеофильм» экспертный совет — якобы для контроля за демонстрируемой продукцией.

Если же конкретнее разобраться, то задачей этого совета стало всего лишь отделять «порнографию» от «эротики». Между тем во главе нового органа поставили киноведа Владимира Борева, который был известен как ярый противник любых запретительных мер. Подобных себе он подобрал и в члены совета.

— А было ли хоть какое-то регулирующее влияние на творческий процесс собственных кинодеятелей? Ведь «чернуха-порнуха» к тому времени уже валом пошла не только через видеосалоны, но и со своих киностудий.

— Явная показушность такого «влияния» доходила прямо-таки до смехотворной пародийности. Особенно врезался в память факт «Открытого письма», которое опубликовал весной 1988-го глава Госкино Александр Камшалов.

— Он ведь тоже был ставленником Яковлева?

— Верно. Волей «серого кардинала» сменил на этой ответственной должности опытнейшего Филиппа Ермаша. И выполнял функции свои так, как предписывал ему А.Н. Но обоим пришлось в тот момент серьёзно задуматься в связи с нараставшим недовольством политикой Горби. Всё острее и громче звучал вопрос: «Куда нас ведут?» Вскоре и выдающийся писатель-коммунист Юрий Бондарев с трибуны XIX партийной конференции сравнит «перестройку» с самолётом, который подняли, не зная, где его посадить.

— Камшалов писал о проблемах в кино?

— Да, поскольку на общественное недовольство надо было как-то реагировать, а официально за кино отвечал он. И вот, видите ли, заметил, что появились здесь «нехорошие тенденции».

— Ишь ты! Какие же?

— Изящество употреблённых обтекаемых выражений достойно восхищения. Автор Открытого письма указывает: «сенсационная «раскованность» бытописания, подменившая собой жизненную достоверность в целом ряде игровых и документальных фильмов, адресованных преимущественно молодёжи». А ещё — «интимные эпизоды, наблюдать за которыми со стороны в реальной жизни считается просто неприличным», и «вульгарный жаргон, когда в зал слетают слова и выражения, от которых мало-мальски воспитанные люди воздерживаются даже в кругу близких людей».

— В самом деле крайне аккуратно изложено. Не сравнится с высочайшим градусом народного возмущения, которое прорывалось и в письмах нашей редакционной почты той поры.

— А самое жалкое — авторский итог, к которому глава правительственного ведомства приходит. Цитирую: «Однако позиция Госкино СССР в этом вопросе однозначна: возврата к бюрократическому администрированию в искусстве быть не должно. Регламентировать творчество предписаниями на все случаи жизни — значит заведомо низвести его до уровня тусклого, бескрылого ремесленничества».

Если же более чётко выразить мысль главы Госкино, то получится примерно так: возврата к прежнему, ЦЕЛОМУДРЕННОМУ советскому кино не будет, но желательно, чтобы с экрана не слишком матерились и чтобы фильм не «зашкаливал» перебором сексуальных сцен.

Плоды горькие и ядовитые

— Давайте всё-таки конкретнее присмотримся, какая отечественная кинопродукция стала выходить по программе «перестройки».

— Самое время. Мы говорим о 1988-м, а это был первый год, когда в прокат пошли фильмы, «завёрстанные» планом в 1986-м, то есть после прихода к власти в Союзе кинематографистов команды Климова — Смирнова. И надо сказать, что первые же четыре картины полностью соответствовали тому основному направлению, которое было задано этой «перестройкой»: актуальное антисоветское кино!

Назову их. Три фильма по темам были современные: «Маленькая Вера» — первое место, «Воры в законе» — третье, «Меня зовут Арлекино» — четвёртое. А один исторический, но, конечно, на тему «сталинских» репрессий («Холодное лето 53-го…» — второе место).

— Уже этой «великолепной четвёрки», если посмотреть всё подряд, достаточно, чтобы нормальный человек впал в депрессию.

— Так на это и был расчёт. Под видом критики советской системы изображалась она крайне тягостной и безысходной. Да просто невыносимой! Вы же помните сюжет «Маленькой Веры»? Жизнь в захолустном провинциальном городке, где происходит действие, будто остановилась и буквально источает давящую тоску. Семья из трёх человек, которые не выносят друг друга. Хамоватый, каждодневно полупьяный отец, зачумлённая и изуродованная перманентом мать, а главное — дочь Вера, совершенно «отвязная» и не знающая, куда себя девать…

— Которая сутками напролёт бесцельно шляется по городу в компании таких же приблатнённых парней и девиц…

— И, как стало принято говорить, занимается любовью. Именно сексуальные сцены авторы сделали коронными. А скучная и убогая жизнь городка вырастает до метафоры крупнейшего масштаба: дескать, такова вся советская действительность. Причём всячески внушается, что веры в её будущее уже не может быть. Отсюда и двоякий смысл названия фильма, если второе слово в нём прочитать не как имя.

— Довольно скоро многие мастера экрана почти совсем откинут иносказания, тонкие намёки и метафоры. Начнут рубить напрямую и с плеча. Если первый фильм известной своей «перестроечно-документальной» дилогии, в котором с придыханием идеализировалась дореволюционная жизнь, Станислав Говорухин назвал ещё образно — «Россия, которую мы потеряли», то второй, самый нашумевший — уже в лоб и категорически, похоже на приказ: «Так жить нельзя!»

— Придёт время, когда Говорухин, по крайней мере публично, выскажет сожаление, что сделал этот фильм. Увы, будет уже поздно…

А тогда деятели кино, поощряемые и подгоняемые «яковлевскими» СМИ («Огонёк» Коротича, «Московские новости» Егора Яковлева и прочие — несть им числа), словно обезумев, пустились прямо-таки в состязание на поприще «чернухи-порнухи». Покатились с нарастающей скоростью по наклонной!

Может быть, когда-то я уже приводил вам список тех «перестроечных» фильмов, который составил по мере их выхода к зрителям. Одни названия уже вызывают оторопь: «Дрянь», «Фуфло», «Нелюдь», «Бля», «Бес», «Сатана», «Шкура», «Живодёр», «Палач», «Псы», «Бомж», «Саранча», «Месть», «Поджигатели», «Распад», «Кома», «Шок», «Катафалк», «Метастазы», «Автопортрет в гробу», «Только для сумасшедших», «День казни» и т.д. и т.п.

— Впечатляет! И ведь всё это за короткий срок буквально заполонило советские экраны….

— Истинные достижения подлинного советского кино тем временем подвергались не просто критике, а издевательствам и глумлению. Некоторые деятели даже заявляли, что им стыдно за причастность к тому или иному фильму, вошедшему в советскую киноклассику.

— Но были же и трезвые голоса!

— Были. Однако заглушались воплями и воем оголтелых «перестройщиков». Нередко учинялась и самая настоящая травля неугодных, какой подвергся, например, уже упомянутый Юрий Васильевич Бондарев. Демократии этих «демократов» на поверку оказалась грош цена.

— Зато сколько всплыло на той мутной волне, в том числе и в киносфере, полных бездарностей, претендовавших на «нечто»! Им всерьёз представлялось: стоит лишь взять какую-то из ранее запретных тем да ещё добавить погуще «обнажёнки», и они сразу поднимутся выше «пресловутого Бондарчука». А результат?

— К сожалению, не только постыдно жалкий, но также горький и ядовитый. Впрочем, гораздо больше вреда принесли нашему искусству, культуре да и стране в целом не заведомые бездари, которые ничего достойного по определению и не могли создать, а люди в прошлом заслуженные, по-настоящему талантливые, однако… предавшие свой талант! Предавшие и себя, и своих зрителей.

— Абсолютно согласен. Служили созиданию, а теперь взялись за разрушение. Некоторых было просто не узнать.

— Вы это верно заметили. Меня, например, поразило, когда я услышал, что режиссёр Пётр Тодоровский начал снимать фильм «Интердевочка», главная героиня которого… проститутка. Фронтовик, в кино заявил о себе как тонкий лирик. Достаточно сказать, что первой его операторской работой была поэтичная «Весна на Заречной улице», а режиссёрским дебютом — «Верность», которую он посвятил своим друзьям-курсантам, готовящимся к отправке на фронт. И вдруг — такой поворот…

— Как вы это объясняете?

— Упало чувство ответственности, привлекла возможность лёгкого успеха. Но самое главное — стимулировала атмосфера нравственной вседозволенности, уже воцарившаяся к тому времени в обществе. Вспомните: тогда всюду крутили песню Олега Газманова «Путана». Значит, ещё вчера запретное стало модным!

Вот и выход такого фильма стал своего рода знаковым событием на пути советского общества в иное нравственное (а точнее — безнравственное) состояние. По сути на всю страну было официально провозглашено, что активная борьба за всеобщее воспитание высокоморальных людей закончилась.

— Согласно плану того же А.Н. Яковлева, вполне логично.

— Таким образом они открывали очередное «окно Овертона».

— Что за окно?

— Это концепция американского социолога и юриста Джозефа Овертона, по которой раздвигаются рамки допустимого спектра мнений в публичных высказываниях относительно тем, которые раньше считались запретными. Благодаря этому общество либо обновляется, либо разрушается. Итог зависит от цели тех, кто эти «окна» открывает. В нашем случае их открыли, чтобы разрушить СССР.

— Насколько я помню, «Интердевочка» собрала огромную зрительскую аудиторию.

— Свыше 41 миллиона человек. И это ведь неудивительно: издавна подобное называлось «клубничкой». Важнее информация о воздействии этого «искусства» на людей.

— А такая существует?

— Один характерный факт приведу. В начале 1990-х, когда СССР уже распался, редакция популярного печатного издания провела опрос среди столичных проституток. В числе вопросов был такой: «Что толкнуло вас на панель?» И очень многие девушки называли в своих ответах именно «Интердевочку»: дескать, насмотрелись — загорелись. Что совершенно понятно, поскольку Тодоровский снимал кино не разоблачительное, а скорее, рекламное.

Мерзко быть интеллигентом?

— Словом, здесь налицо прямое негативное влияние суррогата искусства с очевидными результатами.

— Да, это быстро стало очевидным. Как и результаты романтизации преступности в фильмах типа «Воров в законе». Статистика преступлений буквально взметнулась вверх, бандитские разборки сотрясали страну.

Стоит напомнить для примера про нашумевшее «дело Овечкиных». Преступную группу в данном случае составила целая семья — мать и одиннадцать (!) детей. Они были участниками джаз-оркестра под названием «Семь Симеонов». И вот, раздобыв огнестрельное оружие, решили угнать самолёт, чтоб сбежать на вожделенный Запад.

— Кончилось ведь серьёзной трагедией?

— Погибли девять человек, включая бортпроводницу и посторонних пассажиров, ранения получили девятнадцать человек. А вспомнил я эту историю вот почему. «Перестройщики» всеми средствами сумели-таки привить большому числу наших соотечественников ненависть к родной стране. Внедрили представление о ней как об огромной чёрной дыре, средоточии сплошного зла и негатива. «Бежать надо из этой страны, а если не можешь — сделай всё, чтобы она больше не существовала!» — вот что было лейтмотивом множества публикаций, телепередач и, конечно, фильмов.

— Наломали дров, натворили творцы. Мысленно оглядываясь на кинопродукцию тех лет (пересматривать не хочется!), называю её и последовавшее затем продолжение так: кино предательства, унижения и растления.

— Да, это АНТИЧЕЛОВЕЧНОЕ кино!

— Меня всё время не оставляет вопрос: а сами-то они хоть в какой-то мере испытывают чувство вины за содеянное? Переживают, мучаются?

— На мой взгляд, к величайшему сожалению, лишь немногие — до конца не утратившие совесть. А проблески совести я ещё в 1988-м заметил даже у Элема Климова. Для меня значимо, что 28 марта того года он добровольно сложил с себя полномочия руководителя Союза кинематографистов. Бывший глава Госкино Филипп Ермаш, оставшийся советским человеком, отреагировал на это следующим образом:

«Климов ушёл сам, добровольно. Это был мужественный поступок достойного и бескорыстного человека. Он ушёл потому, что осознал бессмысленность происходящего. Я пытался ему объяснить многое раньше, когда всё только начиналось, но он не понимал до конца, был слишком воодушевлён переменами, возбуждён борьбой за лучшую жизнь. Он же себя сжёг всей этой борьбой. В отличие от многих других, кто был рядом с ним в те годы и кто пришёл после него, — он был «чистоплюем», романтиком. Никакой выгоды из своих неограниченных возможностей не извлёк, ничем себя на будущее не обеспечил, даже картину не снял».

— Но в разрушении-то поучаствовал сполна!

— Это неопровержимо, да с этим никто и не спорит. Однако дослушайте меня. Либеральная общественность была всё же в некотором шоке от ухода Климова и, чуя определённую опасность для себя, сделала всё возможное, чтобы скрыть от людей подлинные мотивы этой отставки. В тогдашних СМИ происшедшее даже не было названо отставкой. Сообщалось, что Климов взял бессрочный отпуск для съёмок новой картины, а его обязанности в СК будет пока исполнять Андрей Смирнов.

— «Пока» — это был просто обман? Замена совершалась не временно, а окончательно?

— Именно так. В интересах того же А.Н. Яковлева. Ему продолжать развал кинематографа и страны гораздо сподручнее было с махровым антисоветчиком Смирновым, чем с «чистоплюем» Климовым.

— А он, по-моему, уже и никакого полнометражного кино больше не снял.

— Да. Хотя прожил ещё 15 лет. Видимо, поняв, что натворил и на чьей стороне боролся, человек потерял всякий интерес к любимой профессии. Помяну на сей счёт один характерный случай из начала 1990-х.

Проходила встреча кинематографистов с представителями, как принято говорить, делового мирка. То есть с «новорусскими» буржуями. По ходу разговора кто-то заметил, что Климов всё время мечтал снять «Мастера и Маргариту», но так и не смог этого сделать. И тут один известный миллиардер заявил: «Я дам денег Климову!»

Эти слова вызвали воодушевление в зале, однако затем в наступившей тишине раздался голос самого Элема Климова: «Хотелось бы ещё знать, откуда эти деньги!»

— Врезал по существу. Другие-то брали деньги (да и берут!) без разбора, без церемоний.

— Такие вряд ли мучаются по поводу того ужаса, который при их активном участии был учинён с нашей страной. А ведь это очень большая часть так называемой творческой интеллигенции. Хлёстко, но справедливо выразился тогда Леонид Филатов в заголовке одного из своих выступлений на страницах «Правды»: «Как мерзко быть интеллигентом».

— Вот Леонид Алексеевич при его редкостной совестливости действительно мучился тем, что оказался причастен к разрушительным «перестроечным» делам. В 1990-х мне выпало счастье подготовить целый ряд бесед с ним для «Правды», и оценку происшедшего во время «перестройки» он давал остро критическую. Не избегал резких слов в разговоре о том, что искренне его возмущало.

— И на самом же деле позднесоветская интеллигенция, то есть значительная часть её, повела себя скверно. И, по-моему, многие так и не смогли полностью осознать, что их талант получил возможность столь щедро раскрыться именно в условиях советского строя, который был создан для высокой цели: СДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКА ЛУЧШЕ. Руководствуясь этой высшей идеей и благодаря ей, на свет и были рождены все выдающиеся творческие шедевры советской эпохи как в кинематографе, так и в других сферах — в науке, литературе, музыке, театре, живописи, архитектуре и т.д.

Но позднесоветский интеллигент, можно сказать, собственными руками спилил сук, на котором сидел. И рухнул вниз — в цинизм капиталистического морока, который вовсе не заинтересован, чтобы сделать человека лучше. Капитализм развивается за счёт культивирования человеческих пороков, извлекая из этого максимальную прибыль. Он живёт за счёт эксплуатации одних людей другими, двигаясь от одного кризиса к следующему.

Кризисы с каждым разом становятся страшнее, и в итоге всё это грозит уничтожением человечества как такового. Спасти его от гибели может только социализм — общество, где люди будут друг другу товарищами, а не волками.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *