Русская образовательная рулетка

Русская образовательная рулетка

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Александр Дьяченко

Накануне нового учебного года возникла скандальная ситуация вокруг приёма в высшие учебные заведения. Новые правила поступления превратили зачисление в вуз в настоящую лотерею для абитуриентов. В результате некоторые весьма престижные университеты, где конкурс на одно место обычно составляет десятки и даже сотни человек на одно место, заявили о недоборе студентов. Что же происходит в системе высшего образования? И только ли коронавирус тому виной?

У СЛОЖИВШЕЙСЯ ситуации есть две стороны: техническая и глубинная, системная. Нынешний сбой произошёл из-за технической причины, как говорится, из-за «человеческого фактора». Этим «человеческим фактором» оказался чиновник, который придумал внести изменения в уже устоявшийся порядок организации вступительных испытаний и приёма в вузы.

Смысл и технические нюансы возникшей проблемы подробно изложены в петиции «Сделайте порядок приёма абитуриентов в вузы справедливым и понятным — это не сложно», размещённой на сайте change.org, которую уже подписали около 23000 человек. Устами самих участников событий здесь изложена весьма непростая для описания и драматичная по последствиям коллизия.

«Абитуриенты до 29 июля подавали заявления на участие в конкурсах — в 5 вузов, и в каждом — на множество конкурсов. Каждый абитуриент имел право подать 50 заявлений. До 11 августа абитуриенты из этих (условно) 50 конкурсов выбирали один — куда они хотят поступить и куда, как им кажется, проходят по баллам. Проблема — оценить, проходишь ли ты. Ведь лишь каждый 50-й над тобой в списке реально хочет поступить именно в этот вуз и принесёт согласие на зачисление. А приносят согласие многие в последний момент — чтобы подождать, пока принесут другие.

Как итог — в последние минуты работы приёмной комиссии человек мог опуститься в списках на 10—20 позиций и вылететь с бюджета, а в другой вуз переложить согласие на зачисление он уже не успевал. Во многих вузах списки обновляли уже после закрытия приёмных комиссий и даже на следующий день, не оставляя шансов абитуриентам поступить хоть куда-то…

В прошлые годы такие «вытесненные» абитуриенты могли поступить в другой вуз во вторую волну. В этом году вторую волну отменили… Ребята с достойными баллами ЕГЭ отправляются в армию, либо вынуждены поступать на платку (платное обучение. — А.Д.). Их вытеснили тогда, когда уже нельзя было переложить согласие. <…>

В этом году сайты некоторых вузов просто «упали», в то время как в других вузах шла ожесточённая «игра» за бюджетные места… Приходилось делать «ставки на поступление» вслепую… В результате — катастрофическое падение проходных баллов в некоторых топовых вузах (мехмат МГУ, механика — проходной 270 из 400), а где-то — и вовсе недобор (РХТУ). На мехмат МГУ по сути были зачислены просто все желающие. При этом многие ребята с баллом выше 270 были вытеснены из других престижных вузов после закрытия приёмных комиссий». Они не поступили никуда.

Поясним подробнее суть проблемы. Она возникла всего лишь из одного решения чиновников министерства науки и высшего образования. Раньше, по мнению многих наблюдателей, система поступления всё-таки была повернута лицом к абитуриенту. Вузы практически одновременно публиковали в открытых источниках данные о том, кто поступил первой волной и ждал, кто из поступивших подтвердит своё намерение. За счёт «молчунов» (не подтвердивших намерение поступать) места освобождались, и тогда во вторую волну зачисляли тех, кто имел меньше баллов ЕГЭ. И так пока не заполнят все места, что могло тянуться до начала сентября. Абитуриенту это давало возможность выбрать, в какой из вузов он пойдёт учиться, если по баллам он прошёл в несколько из них.

Теперь же вторую волну отменили и изменили ряд других условий. В этом году абитуриенты могли подавать заявления по-прежнему в пять вузов, но количество специальностей выросло до десяти. То есть один абитуриент мог значиться одновременно в 50 списках претендентов на поступление! Предварительную публикацию списка победивших в конкурсе тоже отменили, что ещё более затруднило принятие решения абитуриентам. Каждый претендент должен был дать согласие поступать лишь в один вуз. Причём сделать это нужно было до 18 часов 11 августа в режиме онлайн.

Как только человек подавал куда-то согласие, из всех других списков претендентов он должен был пропасть. Так что теоретически шансы были даже у тех, кто не очень высоко в списке. Многие претенденты отслеживали по сайтам в режиме онлайн происходившие изменения в списках претендентов, так как шансы у стоящих ниже в списке оставались. Некоторые ждали до последнего, но не успели вовремя дать нужное согласие из-за огромной перегрузки сайтов вузов: они «зависали» в самый ответственный момент. Нередко претенденты забирали документы из одного вуза, думая, что пройдут в другой, однако ошибались расчётами и поэтому не попали ни в один. Хотя при этом они имели очень высокие знания. А другие абитуриенты, со знаниями похуже, — зачислены.

Кроме того, если на момент окончания приёма у абитуриента были поданы два и больше согласий (если он не успел отказаться от поступления в какой-то вуз, чей сайт перестал работать), то такой заявитель не получал зачисление ни в одно учебное заведение.

По мнению тех, кто столкнулся с новой системой на практике, приёмные комиссии и абитуриенты «ведут диалог на языке вероятностей», а процесс поступления в вуз превратился в «русскую образовательную рулетку». Или во что-то вроде игры в «музыкальные стулья», где выбывает тот, кто не успел раньше занять место.

МИНИСТР НАУКИ и высшего образования Валерий Фальков уже успел ответить на претензии, которые предъявили абитуриенты по поводу прошедшей приёмной кампании. В интервью телеканалу РБК он отметил, что при поступлении в две волны тоже возникало недовольство. Кроме того, он подчеркнул, что, хотя отдельные моменты и требуют совершенствования, и руководители университетов, и поступающие остались удовлетворены итогами приёма. При этом министерство, по его словам, всё же планирует обсудить с вузами, абитуриентами и их родителями тему возвращения к приёму в две волны.

Заметьте: обсудить с родителями возникшую проблему министр согласился вынужденно и без особого энтузиазма. Выскажем предположение, почему господину Фалькову так нравится нынешняя система приёма студентов. Потому что она снова стала непрозрачной, как и до введения ЕГЭ. Ведь когда «горят» сервера и настоящие (не липовые) отличники не в состоянии поступить на бюджетное место и вообще в вуз, — это ли не наилучшая ситуация для чиновника от высшего образования? «Приёмная страда» всегда для них была самым «хлебным» периодом. И что уж проще теперь за некую мзду протолкнуть на бюджет ЛЮБОГО нужного человечка! Конечно, такая система не может не нравиться начальству!

…Несколько слов всё же о смысле наблюдаемых процессов в высшем образовании. Что такое 50 различных факультетов, куда абитуриент может одномоментно подать заявление о приёме? И нередко подаёт! Как это называется? Это серьёзный выбор жизненного пути, выстраданный и осмысленный выбор профессии, которой ты будешь заниматься всю жизнь? Конечно же, нет. Это настоящая профанация высшего образования, воплощение мифа о причастности к «среднему классу» благодаря вузовской «корочке». Ну ещё — официальный «откос» от армии, это для юношей. Ни молодые люди, ни уже и их родители не относятся серьёзно к данному выбору (иначе одновременно не подавались бы заявления в 50 мест). Задача «поступить любой ценой» и на любой факультет — лишь бы на «бюджет» — вот цель, которую пытаются решить тысячи и тысячи семей.

Понятно, что введение платы за высшее образование в «новой России» играет свою роль в происходящем. Об этом сказано уже немало, не станем повторяться. Отметим лишь, что если бы в стране было гарантировано всеобщее бесплатное высшее образование для всех, то подобные ситуации были бы в принципе невозможны. Хотя, признаём, и в советские времена в престижный вуз без протекции поступить было подчас не просто…

Теперь же в широких масштабах происходит не только профанация принципов справедливого отбора в вузы, но и девальвация самого высшего образования. Ведь после того как столь желанное поступление в вуз состоялось, события нередко развиваются и так: «Они делают вид, что учатся, а мы делаем вид, что учим».

Для многих нынешних преподавателей главное — своевременно оформлять и сдавать бюрократическую отчётность. Средний же уровень преподавания в огромном числе вузов (даже с громкими именами!) весьма сомнителен. А тем более в дистанционном формате. Выходит, что и на стадии обучения снова срабатывает принцип «русской образовательной рулетки». Если улыбнётся удача — найдётся увлечённый, «настоящий» профессор, — повезло! Какие-то студенты благодаря ему когда-нибудь станут штучными специалистами, профессионалами. А не найдётся стоящий преподаватель (ведь поколение пожилых, маститых уже сходит на нет) — значит, не повезло…

Понятно, что к полученным таким способом вузовским дипломам не относятся серьёзно в том числе и работодатели. В результате — большая часть выпускников вузов не работают по специальности. А многие из тех, кто работает, лучше бы этого не делали… Ну какие врачи или инженеры выходят из таких вот «лотерейных» абитуриентов? Понятно какие — «лотерейные». Повезёт больному — такой врач (уже выпускник) вылечит, не повезёт — ну… ну тогда не повезёт… Не всем же должно везти! «Русская рулетка», как говорится. Образовательная.

Зато процесс приёма абитуриентов с каждым годом становится всё совершеннее и совершеннее!

Комментарий редакции: Непродуманные действия правительственных чиновников фактически перекрыли значительной части молодёжи получать высшее образование. Зачем было создавать ситуацию, которая принесла дополнительные невзгоды? Кто получил выгоду от подобной практики? Причем представители Министерства науки и высшего образования, как всегда, не вынесли ничего на обсуждение ни преподавательского состава, ни студенческих организаций. Да и будут ли стремится учитывать мнение общества те, кто не думает об удобстве народа? Конечно нет. Одновременно есть основание полагать, что всё происходящее носит сознательный характер и полностью укладывается в русло проводимой компрадорами политики, направленной на сокращение уровня грамотности населения. Известно, что гитлеровцы, строя планы расчленения и ограбления СССР, стремились развалить образование, чтобы народ знал как можно меньше. В противном случае, по мнению главарей Третьего рейха, могут появится те, кто придёт к выводам, направленным против них. Подобные установки фактически взяли на вооружение рупоры американского империализма и проводники их интересов в лице «реформаторов». Звучавшие в 2000-ые годы из уст ряда представителей кабинета министров заявления о целесообразности воспитания «квалифицированного потребителя», а не «творца», полностью выдают с головой намерения правящего класса и его заграничных «старших партнёров». Отсюда и развиваются явления, связанные и с коммерциализацией образования, и с насаждением ЕГЭ, и с усложнением поступления в ВУЗы. Поэтому только борьба за Ресоветизацию может остановить губительные процессы.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *