Опрос ЦИПКР: Рейтинги КПРФ и «Единой России» почти сравнялись. Выборная активность политических партий на финише кампании в Госдуму

Опрос ЦИПКР: Рейтинги КПРФ и «Единой России» почти сравнялись. Выборная активность политических партий на финише кампании в Госдуму

По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ

Доклад по итогам мониторингового Всероссийского экспресс–опроса общественного мнения. Сентябрь 2021 года

I. Думский рейтинг партий на финише избирательной кампании​1

II. Думский рейтинг партий в среди переболевших и вакцинированных​5

III.Восприятие активности избирательной кампании​5

IV.Общественные страхи и угрозы​7

V.Некоторые выводы​8

Центр исследований политической культуры и Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний, а также Отдел информационных технологий провел очередной сентябрьский мониторинговый Всероссийскийэкспресс–опрос населения. В ходе исследования было замерено восприятие политических партий в ходевыборной кампании в Государственную Думу 2021 года. 

Методы опросов:Опрос ОРП–ЦИПКР–060909/2021. 

В настоящем отчете представлены данные инициативного всероссийского опроса от 6–9 сентября2021 года. Данный отчет составлен по данным репрезентативного по половозрастной структуре и урбаностратам исследования. Исследование проведено методом телефонных интервью в 128 населённых пунктах 80 субъектов Российской Федерации на базе двухосновной случайной выборки стационарных (квота – 40%) и мобильных номеров (квота — 60%). Количество респондентов — 1500. Погрешность для такого рода выборок – не превышает 3,5%.

I. Думский рейтинг партий на финише избирательной кампании

Исследование было посвящено оценке текущей рейтинговой ситуации после старта агитационного периода в ходе выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ.

1.1 Рейтинговая ситуация среди всех избирателей

Исследование показало дальнейший рост рейтинга КПРФ и стагнацию рейтинга «Единой России» на низком уровне, зафиксированном опросами ЦИПКР еще в июне-августе 2021 г. Сохраняется эрозия избирательного корпуса «Единой России» (табл.1). За пять месяцев рейтинг «ЕР» упал с 32 до 23%.

Таблица 1

Если бы завтра прошли выборы в Государственную Думу,  то за список какой партии Вы бы проголосовали? 

ПартияСентябрьАвгустИюньМай. 21*апр. 21
Единая Россия2320202632
КПРФ2014131011
ЛДПР791189
Справедливая Россия – За правду!56778
Яблоко42422
Коммунисты России11111
За «партию Навального»ХХХ10Х
Новые люди54121
Партия пенсионеров (РППСС)46651
Зеленая альтернатива00000
Другая партия61113105
Не решил, не определился1213101011
Против всех/Испорчу бюллетень/
На выборы не пойду/ Иное
141414919

Примечание:

**** в опросную модель введена гипотетическая «партия Навального»

Х – вопрос по данной партии не задавался

Как видно, вливания президентом 10-15 тыс. руб. под флагом «Единой России» для 40 млн. избирателей не прошли бесследно для рейтинга «Единой России». Уровень поддержки «партии власти» вырос на 3 пункта. По всей видимости, это произошло за счет аккумулирования голосов ранее «разочаровавшихся единороссов», которые в предыдущие месяцы перетекали к малым партиям. Так, например, на 2 пункта сократился рейтинг Партии пенсионеров (РППСС). Сократилась поддержка прочих непарламентских партий из обоймы «Единой России».

Рейтинг КПРФ вырос на 6 пунктов за месяц. А показатели ЛДПР и «Справедливой России» сократились соответственно на 2 и 1 пункт. В итоге «Справедливая Россия» вошла в «красную зону» риска прохождения пятипроцентного барьера.

К пятипроцентному проходному барьеру подошли «Новые люди» (5%), близка к нему и партия «Яблоко» (4%).

Как видим, по ходу агитационной кампании происходит агрегация голосов избирателей вокруг двух антагонистов – КПРФ и «Единой России».

1.2 Рейтинговая ситуация среди намеренных голосовать

Если сделать корреляцию рейтингов среди избирателей, декларирующих готовность прийти к урнам и проголосовать 19 сентября, то ситуация складывается разнонаправленная. И в этом отличие от данных от всего избирательного корпуса (табл.2).

Таблица 2

Если бы завтра прошли выборы в Государственную Думу, то за список какой партии Вы бы проголосовали? 

(в % от намеренных голосовать на думских выборах 19 сентября 2021 года)

ПартияОт всех избирателейОт намеренных голосовать 19.09.2021Возможное распределение
думских мандатов по партспискам
 Сент.Авг.ИюньСент.Авг.ИюньСент.Авг.Июнь
Единая Россия23202026252589 (39%)88(39%)88 (39%)
КПРФ20141322191675 (33%)67(30%)56 (25%)
ЛДПР791178824 (10%)28(13%)28 (13%)
Справедливая Россия 
– За Правду
56756917 (7%)21(9%)32 (14%)
Яблоко424424ххх
Коммунисты России111111ххх
Новые люди54164120(9%)хх
РППСС466456х21(9%)21 (9%)
Зеленая альтернатива000000ххх
Другая партия61113121612ххх
Не решил, не определился121310121216ххх
Против всех/Испорчу бюллетень/ На выборы не пойду/ Иное141414122ххх

За месяц произошла некоторая консолидация электората «Единой России» после вливания в избирательный корпус 0,5 трлн. руб. материальной помощи. От определившихся рейтинг «Единой России» составляет в начале сентября 26%. Это на 1 пункт выше августовского замера.

Рейтинг КПРФ от определившихся в намерениях голосовать составляет 22%, что на 3 пункта выше, чем в августе.

Несколько сократилась поддержка ЛДПР (на 1 пункт) – до 7%. Та же ситуация у «Справедливой России – За правду» (5% поддержки от определившихся).

От намеренных голосовать рейтинг поддержки «Новых людей» сейчас выше, чем у «Справедливой России» — 6%. 

Чуть-чуть не дотягивает по данным нашего исследования до пятипроцентного барьера партия «Яблоко». В такой же ситуации и Партия пенсионеров (РППСС).

Гипотетическое распределение мандатов по партийным спискам (в случае прохождения пятипроцентного барьера одной из партий – в данном варианте «Новых людей») выглядит так:

«Единая Россия» — 89 мандатов (39%)

КПРФ – 75 мандатов (33%)

ЛДПР – 24 мандата (10%)

Новые люди – 20 мандатов (9%)

СРЗП – 17 мандатов (7%).

Как видно, партийная часть новой Госдумы восьмого созыва при сохранении существующих электоральных тенденций не гарантирует «ЕР» железобетонного большинства.

II. Думский рейтинг партий в среди переболевших и вакцинированных

В ходе исследования помимо стандартной метрики у респондентов выяснялось – переболел ли он ковидом и вакцинировался ли.

Рассмотрим, как сказываются болезнь и вакцинация на намерении голосовать за те или иные партии (табл.3).

Таблица 3

Если бы завтра прошли выборы в Государственную Думу, то за список какой партии Вы бы проголосовали? (в зависимости от ответа на вопрос «Если не секрет, Вы сами переболели коронавирусом?»)

ПартияОт всех избирателейПереболелНе болелВакцинировался
 Сент.Авг.ИюньСент.Авг.ИюньСент.Авг.ИюньСент.Авг.Июнь
Единая Россия232020221817162120343349
КПРФ20141327161624151213610
ЛДПР79111071391112644
Справедливая Россия
 – За правду!
567666768587

Как видно, доля поддержки «ЕР» среди тех, кто заявил, что вакцинировался остается высокой – 34% (в среднем 20%). Да, это следствие того, что на вакцинацию пришел самый лояльный власти электорат старших возрастных групп. 

Однако, видим, что по мере того, как кампания по «стимулированию» вакцинации затронула более широкие слои электората, то и среди вакцинированных выросла доля поддержки других партий.

Рейтинг КПРФ среди переболевших и не болевших не просто выше среднего, а выше рейтинга «Единой России»

И в электорате ЛДПР, и у «СРЗП» рейтинг выше у переболевших и не болевших, чем у вакцинировавшихся.

В итоге мы получили российский «электоральный феномен»: уровень поддержки партии власти среди вакцинированных – зашкаливает, намного выше среднего. Тогда как главная оппозиционная партия КПРФ пользуется доминирующей поддержку у переболевших и не болевших ковидом.

III.Восприятие активности партий в избирательной кампании

В ходе исследования у респондентов выяснялось их восприятие активности ведения кампании теми или иными партиями (табл.4).

Как оказалось, разнополярные мнения – все активны (6%) и никто активно не водит кампанию (4%) собрали маргинальную часть опрошенных.

Большинство граждан отмечают массированную информационную и агитационную кампанию партии власти – «Единой России» (28%).

Заметна в массовом восприятии и кампания ЛДПР – 11% граждан отметили ее как самую активную. Сходные позиции в оценках кампании КПРФ (10% мнений).

Таблица 4

На Ваш взгляд, какая из партий активнее всего сейчас ведёт предвыборную кампанию?

МнениеВ %
Все активные6
Единая Россия28
КПРФ10
ЛДПР11
Справедливая Россия – За правду4
Яблоко1
Коммунисты России0
Родина1
Партия «Новые люди»3
Партия пенсионеров1
Другая партия2
Никто активно кампанию не ведет4
Иное29

Кампанию партии «Справедливая Россия» отмечают как самую активную всего 4% граждан.

Любопытно, что в числе самых активныхреспондентами не называется агиткампания партии «Новые люди» (3% мнений).

Агитационные материалы участников выборной кампании также воспринимаются по-разному (табл.5).

Обращает внимание оценка, что все агитматериалы не интересны. Этого мнения придерживается каждый четвертый избиратель (24%).

Таблица 5

На Ваш взгляд, агитационные материалы, какой из партий больше всего привлекли Ваше внимание и понравились?

МнениеВ %
Всех партий1
Единая Россия16
КПРФ13
ЛДПР8
Справедливая Россия – За правду4
Яблоко2
Коммунисты России0
Родина0%
Партия «Новые люди»3
Партия пенсионеров2
Другая партия1
Агитматериалов партий не видел7
Все агитматериалы не интересны24
Иное18

Наиболее интересными агитматериалами избиратели признают агитки «Единой России» (16% мнений) и КПРФ (13%).

Во втором эшелоне интереса – агитматериалы ЛДПР (8% мнений).

В третьем эшелоне – внимание к агитматериалам «Справедливой России» (4%), «Новых людей» (3%) и «Яблока» (2%).

Как видим, если массированное давление на избирателя безусловно оказывает партия власти – «ЕР»: активность ее кампании отмечает 28% избирателей (у КПРФ и ЛДПР по 10-11%), то интерес к агитматериалам «ЕР» и КПРФ близок – 16 и 13% мнений.

Самой большой проблемой нынешней агитационной кампании можно отметить тот факт, что каждый четвертый избиратель заявил, что ни одна из партий не представила агитки, вызвавшие у него интерес.

IV.Общественные страхи и угрозы

В очередном мониторинговом опросе исследовалось морально-психологическое состояние российского общества. 

Респондентам задали традиционный вопрос о наиболее важной проблеме сегодняшнего дня, в т.ч.насколько важное место пандемия коронавируса занимает в жизни опрошенных по своим последствиям (табл.6).

Таблица 6.

Какая из названных проблем сегодня для Вас кажется наиболее важной?

 20212020
МнениеСентябрьИюньМайАпрельДекабрьИюль24-26/041-2.04
Угроза заразиться коронавирусом81072743162131
Ограничения из-за эпидемии2317156104
Рост цен45404034хххх
Обвал рубля и цен на нефтьхххх49713
Как выжить в нынешних условиях71071018404630
Проблемы с сохранением (поиском) работы54712ххх
Осложнение международной обстановки33911хххх
Угроза войны489ххххх
Проблемы с дистанционным обучением детей*хххх5ххх
Общероссийское голосование
по поправке Конституции**)/
выборы в Госдуму
5хххх1436
Меня все это не интересует/
Затрудняюсь ответить/ Иное
2122201013151316

Примечание: 

* В данном исследовании мнение не предлагалось

** В данном исследовании вместо ответа о конституционном голосовании был вариант о выборах в Госдуму

С начала 2021 года пиковые значения средираздражений и страхов в российском обществе приходятся на проблему роста цен. Сегодня это главный раздражитель у населения – 45% мнений. Хотя еще в августе и июне показатель был меньше – 40%.

Начавшая волна накачки противоречивой информацией о грядущей четвертой волнекоронавирусной эпидемии, как видно, не очень сказалась на массовых ковидных страхах граждан.

В «первую волну» в 2020 году на пике коронавирусных страхов они охватывали 31% россиян, во вторую уже – 43%. В разгар третьей волны показатель пандемийного «ужаса» упал с 43 до 10%. Сейчас коронавирусные страхи упали до самого минимума – 8%. 

Раздражение от коронавирусных ограничений на пике второй волны достигало 15%, затем упало в мае 2021 года до 1%, т.е. оказалось вне фокуса внимания россиян. В июне был зафиксирован некоторый рост – до 3%. Сейчас – 2%.

Несмотря на всю пропагандистскую риторику «осажденной крепости» озабоченность россиян международной обстановкой не зашкаливает. Да, в мае это вызвало страхи у каждого пятого россиянина. Спустя месяц угрозу войны и осложнение международной ситуации в качестве страхов назвало почти вдвое меньше россиян – в совокупности 11%.Сегодня эти показатели страхов на минимуме – 7%.

Обобщенно говоря, на первом месте уверенно находятся тревоги, страхи из-за роста цен и проблем выживания. Коронавирусные страхи и раздражение противоэпидимическими ограничениями в совокупности маргинальны. На минимуме среди тревог –международный фактор («лишь бы не было войны»)

V. Некоторые выводы

1. Сентябрьское исследование выявило некоторые изменения в электоральных предпочтениях граждан. Фиксируются две тенденции – консолидация за счет ранее «разочарованных единороссов» электорального рейтинга «Единой России». Выплаты 0,5 трлн. руб. привели к росту рейтинга «ЕР» на 3 пункта за месяц. При этом продолжается рост рейтинга КПРФ – до 20%. Это наивысший показатель за все время измерений в последнее десятилетие.

2. По ходу агитационной кампании происходит агрегация голосов избирателей вокруг двух антагонистов – КПРФ и «Единой России»

3. От определившихся в намерении голосовать рейтинг «Единой России» составляет в начале сентября 26%. Это на 1 пункт выше августовского замера. Рейтинг КПРФ от определившихся в намерениях голосовать составляет 22%, что на 3 пункта выше, чем в августе. Несколько сократилась поддержка ЛДПР (на 1 пункт) – до 7%. Та же ситуация у «Справедливой России – За правду» (5% поддержки от определившихся). От намеренных голосовать рейтинг поддержки «Новых людей» сейчас выше, чем у «Справедливой России» — 6%. Чуть-чуть не дотягивает по данным нашего исследования до пятипроцентного барьера партия «Яблоко». В такой же ситуации и Партия пенсионеров (РППСС).

4. Гипотетическое распределение мандатов по партийным спискам (в случае прохождения пятипроцентного барьера одной из партий – в данном варианте «Новых людей») выглядит так:

«Единая Россия» — 89 мандатов (39%)

КПРФ – 75 мандатов (33%)

ЛДПР – 24 мандата (10%)

Новые люди – 20 мандатов (9%).

СРЗП – 17 мандатов (7%)

Партийная часть новой Госдумы восьмого созыва при сохранении существующих электоральных тенденций не гарантирует «ЕР» железобетонного большинства

6. В исследовании выяснялось, как сказывалась пандемия ковида (болезнь и вакцинация) на намеренииголосовать за те или иные партии. В итоге мы зафиксировали российский «электоральный феномен»: уровень поддержки партии власти среди вакцинированных – зашкаливает, намного выше среднего. Тогда как главная оппозиционная партия КПРФ пользуется доминирующей поддержку у переболевших и не болевших ковидом.

7. В ходе исследования у респондентов выяснялось их восприятие активности ведения кампании теми или иными партиями. Если массированное давление на избирателя безусловно оказывает партия власти – «ЕР»: активность ее кампании отмечает 28% избирателей (у КПРФ и ЛДПР по 10-11%), то интерес к агитматериалам «ЕР» и КПРФ близок – 16 и 13% мнений.

8. Самой большой проблемой нынешней агитационной кампании можно отметить тот факт, что каждый четвертый избиратель заявил, что ни одна из партий не представила агитки, вызвавшие у него интерес.

9. С начала 2021 года пик раздражений и страхов в российском обществе приходится на проблему роста цен. Сегодня это главный раздражитель у населения – 45% мнений. Обобщенно говоря, на первом месте уверенно находятся тревоги, страхи из-за роста цен и проблем выживания. Коронавирусные страхи и раздражение противоэпидимическими ограничениями в совокупности маргинальны. На минимуме среди тревог –международный фактор («лишь бы не было войны»).

* * *

Понятно, что на финише агитационного периода в рейтинговой ситуации возможны определенныеподвижки из-за вовлечения в электоральный процесс большой массы неопределившихся.

Сергей Обухов, 

доктор политических наук

Исполнители исследования:

Фокина Н.В., консультант ЦК КПРФ,

Е.Б. Шабарова, кандидат политических наук, зам.зав. отделом ЦК КПРФ,

Д.А. Стрелков, зав. сектором отдела ЦК КПРФ, 

С.П. Обухов, доктор политических наук,

Полевые работы – Е.В. Козин, зам. зав. Отделом информационных технологий ЦК КПРФ и Н.В.Фокина.

Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук

Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний —

Центр исследований политической культуры России

Отдел ЦК КПРФ по информационным технологиям

8 сентября 2021 года

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *