Недавно мэр столицы С.С. Собянин охарактеризовал Москву как крупнейшего донора всей России, обеспечивающего основную часть перечислений средств федерального бюджета в регионы. Конечно же, он начал доказывать, будто столица не живёт за счёт провинции, а, напротив, помогает ей. В качестве подтверждения соответствующих слов Сергей Собянин сослался на увеличение за последние десять лет московские отчисления в федеральную государственную казну в 3,1 раза (с 682 млрд до 2,117 трлн рублей), в то время как федеральные трансферты регионам повысились в 2,6 раза (с 1,4 трлн до 3,7 трлн рублей). И привёл множество иных аргументов в пользу подобной версии.
Как бы столичные власти не доказывали, будто вся страна живёт за счёт Москвы, факт усиления межрегионального неравенства, диспропорций между столицей и регионами в пользу первой трудно оспаривать. Именно в Москве сосредоточена львиная доля подразделений крупных компаний. Именно здесь крутится большая часть финансовых потоков. Что же касается увеличения федеральных трансфертов субъектам Российской Федерации, то их масштабы возросли только в 2019 — 2020 гг. (спрева на 16,7%, затем — на 55%). Ранее (в 2010 — 2017 гг.) объёмы трансфертов фактически уменьшались в двукратном размере (с учётом влияния девальвации рубля 2014 года и последующего инфляционного всплеска). То есть, сперва создали проблему, а потом, оказывается, начали содействовать в её решении. Что же, способ известный.
Одновременно экономисты обращают внимание на рост за последние два года инвестиций исключительно в Москве и в Северокавказских республиках — главным образом, за счёт бюджетных средств. А основная часть субъектов Российской Федерации перечисляет большую часть своих доходов в центр и, как следствие, лишается возможности в полной мере выполнять социальные обязательства, финансировать программы развития экономики, инфраструктуры, вынуждена влезать в долговую яму, со всеми вытекающими последствиями. Эксперименты правительственных монетаристов, стремящихся полностью изъять из экономики как можно больше денег, дорого обошлась всей стране. Достаточно вспомнить, как проведённая в жизнь в начале 2000-х годов кудринским Министерством финансов идея ликвидации региональных дорожных фондов фактически затормозила осуществление инфраструктурных проектов. Конечно же, сведение к минимуму деятельности органов местного самоуправления подобным же образом не принесло народу пользы. Поэтому важно ставить на повестку дня вопрос о срочном и кардинальном пересмотре проводимой политики. В противном случае усугубление расслоения центра и окраин в перспективе может поставить на карту территориальную целостность государства. История целого ряда стран знает немало подобных трагических примеров.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.