Ликвидация «Чернобыля»

Ликвидация «Чернобыля»

По материалам на сайте газеты «Правда»

Автор: Михаил КОСТРИКОВ.

В интернете стремительно набирает популярность видеообзор нового российского фильма «Чернобыль». Разгромную рецензию выпустил известный блогер «Бэдкомидиэн» (Евгений Баженов).

Для тех, кто не сталкивался с творчеством «Плохого комика» (так можно перевести с английского его псевдоним, хотя происхождение его сложнее), поясним, что он, как правило, делает обзоры провальных новых отечественных фильмов. И успешно громит их он уже давно, не стесняясь ни в выражениях, ни в средствах, на чём и завоевал огромную популярность. Так, его разносный обзор фильма «Зоя», вышедший в начале июня, к настоящему моменту посмотрели более 13,6 млн раз. Рецензию на «Чернобыль» за две недели увидели уже более 12 млн человек, и счётчик просмотров продолжает крутиться со скоростью вентилятора.

Итак, Данила Козловский, который выступил и продюсером, и режиссёром «Чернобыля», и сыграл в нём главную роль, сделал очень паршивое кино.

Обзор «Бэдкомидиэна» сам по себе длится, как целый фильм, — почти полтора часа, что для автора обычно, но несколько не типично для интернета, где гораздо проще «взлетают» короткие ролики. За что же Евгений Баженов, используя свой фирменный арсенал, разнёс в хлам творение Козловского? И почему люди смотрят его обзор охотнее, чем оригинальный фильм?

«Чернобыль» Данила Козловский без всяких стеснений выстроил вокруг одного себя любимого. Из сюжета фильма следует, что без вымышленного пожарного, которого он сам и сыграл, с ликвидацией аварии точно бы не справились. Он там настоящий супергерой: и пожар тушит, и «скорую» водит, и под воду ныряет, и легко вырабатывает те решения, над которыми в реальной жизни работали сотни профессионалов высочайшего класса. Лавры штатного голливудского «киноспасителя» Брюса Уиллиса явно не дают Козловскому спокойно спать. И блогер жестоко высмеял его за проявившуюся склонность к самолюбованию при ожидаемо посредственной актёрской игре.

Но этого мало. «Чернобыль» — не просто кинохалтура. Фильм оказался отборной антисоветской дрянью. Под все разговоры о борьбе с искажением истории в РФ снова выпустили в прокат набор тупейших пропагандистских штампов западного образца. И опять, кстати, не обошлось без государственных денег «Фонда кино». Тут вам и бесчеловечная система, и жестокая госбезопасность, и ирония в связи с взорвавшимся реактором («гордость Советского Союза»), и далее по списку.

Антисоветчина воткнута везде, даже там, где, казалось бы, невозможно это сделать. Например, отдельного внимания заслуживает то, как персонаж Козловского подбадривает своих паникующих соратников: он утверждает, что Юрий Гагарин во время своего полёта обмочился в скафандре, просто «нам об этом не сказали», а позже с этой же целью рассуждает о том, сколько у первого космонавта было женщин. Ни одной из этих пакостей Евгений Баженов создателям фильма не спустил и с большим чувством потыкал их носом в то, что они наворотили. Зрители такой подход одобрили: оценок «нравится» у обзора уже под миллион, а «не нравится» — всего 14 тысяч.

«Плохой комик» отработал настолько здорово, что самолюбие одного из продюсеров фильма Александра Роднянского не выдержало и взорвалось покруче атомного реактора. «Обиженный и некомпетентный хейт (англ. «ненависть», в контексте интернета — «травля». — М.К.) со стороны человека, заражённого советской ностальгической фобией» — так он отреагировал на рецензию. Роднянского можно понять: их с Козловским киноподелке и не снилась та популярность, какую обрёл обзор Баженова.

Впрочем, Баженов не ограничился одним только высмеиванием, а с успехом вступил в историческую полемику. Один из главных посылов «Чернобыля» — полное отрицание и даже порицание героики. Персонаж Козловского при намёках на чувство долга корчит иронические рожи. Прочие ведут себя или как палачи, или как их безвольные жертвы.

Блогер ответил на это просто: на каждый из антигероических выпадов он включил в свой обзор отрывки из воспоминаний жён и соратников погибших ликвидаторов. Эти слова лучше всего раскрывают мотивацию тех, кто остановил развитие катастрофы и боролся с её последствиями: они поступили так, потому что не могли, не умели иначе. Вот эту простую историческую правду автор рецензии противопоставил кинодряни. И ею он больше всего и зацепил тех, кто пытается загадить мозги российской молодёжи. Антисоветчик Роднянский расстроился настолько, что на фоне тяжёлой аварии чувства собственного величия у него вырвалось: «Любите примитивные фильмы сталинской эпохи с ни в чём не сомневающимися героями, смотрите их».

Господину Роднянскому очень не нравятся советские герои — это факт. Но его с Козловским «шедевр» провалился — и это тоже факт. Его уничтожили своими отзывами «восторженные» зрители: на ведущем российском киношном интернет-ресурсе «Кинопоиск» фильм сегодня имеет рейтинг 5,2 из 10, на западном его аналоге IMDb.com — 5 из 10. Отсюда и бешеный успех разгромной рецензии «Бэдкомидиэна». Можно сказать, что совместными усилиями общественности «Чернобыль» был успешно ликвидирован.

Но отвлечёмся от обзора Баженова и отметим ещё один любопытный и показательный момент.

Российский «Чернобыль» нельзя не сравнить с сериалом компании HBO, вышедшим в 2019 году. Англо-американский фильм тоже вполне ожидаемо содержит набор антисоветских штампов, имеет сюжетную линию о «кровавой гэбне», есть там и традиционные для западного кино «клюквенные» моменты. Тем не менее в этом фильме имеется и другое. Например, там присутствуют в полном смысле слова положительные герои, которых невозможно найти у Козловского, потому что даже его пожарный раздражает зрителя, не говоря уже об остальном паноптикуме.

Можно было ожидать, что, избрав в качестве двух главных персонажей Валерия Легасова и Бориса Щербину, западные киношники сделают напрашивающийся ход: более известный Западу академик будет, как герой-одиночка, противостоять советской системе, которую олицетворит зампред Совмина СССР. Но этого нет! Советский государственный и партийный деятель в исполнении Стеллана Скарсгарда хотя и ни капли не похож на прототип внешне, показан вполне уважительно и человечно. Щербина — это руководитель, который самоотверженно выполняет выпавшую ему чудовищно трудную миссию, опираясь при этом на помощь учёного Легасова.

Есть в западном сериале и подлинная героика, причём не только в исполнении рядовых ликвидаторов. Там нашёл отражение имевший место в действительности эпизод с генералом Владимиром Пикаловым, начальником химических войск Минобороны СССР. Он лично ездил проводить дозиметрическую разведку вокруг разрушенного энергоблока, в ходе которой схватил дозу облучения в 1,37 Зиверта (после разовой дозы в 0,2 Зв сотрудников атомной отрасли врачи отстраняют от работы).

Киношный Пикалов в исполнении Майкла Льюиса Джонса, узнав о том, что эта миссия смертельно опасна и никакой защиты может не хватить, бросает короткую фразу: «Тогда я сделаю это сам». После этого генерал отправляется за спецкостюмом, садится за руль «Газ-66» с закреплённым на капоте дозиметром и едет к атомной станции.

Антисоветское кино отразило героизм советского генерала. Более того, Владимир Пикалов, который и появляется-то в фильме всего несколько раз, благодаря описанной сцене завоевал известную популярность у фанатов сериала. Картинка из фильма с той самой его фразой стала частью местного фольклора как символ решительной готовности сделать что-либо — в противовес тем, кто отлынивает. Люди начали искать информацию о Пикалове, и в результате на западных интернет-ресурсах даже появилось несколько заметок о биографии советского генерала. Выяснив, что описанное в сериале он сделал в действительности, люди оставляли комментарии: «Это то, что делает настоящий лидер», «Если идти в бой, то с таким военачальником». Получается, что в западном кино советский генерал стал примером, достойным подражания.

Для Запада противостояние с советской системой — это уже прошлое, поэтому там могут позволить себе поиграть в благородство. Однако наша правящая верхушка твёрдо знает, что любое сравнение с советским периодом истории для неё убийственно. Поэтому в современном российском кино, которое обслуживает интересы власти, советской героике просто нет и не будет места. Именно этого миллионы наших граждан, включая автора этих строк, пострадавшие от «Чернобыля» Козловского и Роднянского, и не могут им простить.

Комментарий редакции: Современный правящий режим с помощью своих ручных режиссеров и актеров постоянно пытается сформировать у людей представление о том, что развал СССР является логичным концом борьбы за советскую власть, и использует для этого все доступные пропагандистские методы. Критическая рецензия Евгений Баженова и поддержка интернет аудитории — отличный показатель того, что люди не готовы мириться с очернением советских героев, с социальными проблемами обществе, с экономически неравенством, с современной буржуазной массовой культурой. Нынешняя капиталистическая система боится, что граждане найдут в достижениях советских людей альтернативу нынешнему строю. Для нейтрализации потенциального «левого поворота» и оправдания существования нынешней власти тратятся огромные деньги, нанимаются целые команды умелых пропагандистов, но даже наличие таких невероятных ресурсов и возможностей не позволяет завоевать доверие общества!

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *