По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Елена Морозова
Пандемия COVID-19 усилила экономическое, гендерное и расовое неравенство на планете. Если богатым хватило и девяти месяцев на восстановление докризисного дохода, то бедным потребуется как минимум десять лет, утверждается в исследовании международной организации «Оксфам», констатировавшей, что сегодня каждый десятый человек в мире ложится спать голодным. В период буйства коронавируса расслоение общества по материальному признаку достигло невиданных масштабов, обострив давние социальные противоречия и вынудив трудящихся сплотиться и более активно бороться за свои права.
Так, сотрудники американской корпорации «Амазон» не оставляют надежды создать первый в составе гиганта электронной коммерции профсоюз. После провала в Бессемере (штат Алабама), где персоналу одного из дистрибьюторских центров компании так и не удалось объединиться для защиты своих прав и интересов, в бой вступили работники филиала в Нью-Йорке. В ходе демонстрации на Бруклинском мосту они устроили акцию по сбору
подписей в поддержку проведения голосования по вопросу о вступлении в профсоюз.
Сотрудники единственного складского предприятия «Амазон» в крупнейшем американском мегаполисе требуют повышения зарплаты, увеличения длительности перерывов и более безопасных условий труда. Они подчёркивают, что намерены создать совершенно новый профсоюз — «Амазон лэйбо юнион» (АЛЮ), а не влиться в какую-нибудь уже существующую организацию.
Очередная попытка объединения сотрудников интернет-гиганта предпринимается на фоне общенациональной активизации профсоюзной деятельности и усиления стачечного движения, вызванного массовым недовольством сотрудников предприятий и компаний условиями работы в период коронакризиса. Под петицией в Национальный совет по трудовым отношениям о проведении профсоюзного голосования свои подписи поставили более 2000 из 7000 складских рабочих с четырёх объектов «Амазон» в нью-йоркском районе Статен-Айленд.
Идея создания АЛЮ возникла после прошлогоднего случая с увольнением работника, устроившего забастовку. Крис Смоллс протестовал против небезопасных условий труда во время пандемии COVID-19, и «Амазон» избавилась от него, заявив, будто мужчина неоднократно нарушал правила социального дистанцирования.
Как заявила пресс-секретарь «Амазон» Келли Нантел, выступившая от имени руководства корпорации, «профсоюз — не лучшее решение для работников компании». Сегодня интернет-гигант обеспечивает занятость 1,3 миллиона человек и планирует в самом ближайшем будущем нанять ещё 300 тысяч временных и постоянных работников на свои предприятия в США, чтобы удовлетворить нужды клиентов в канун приближающихся рождественских и новогодних праздников. Компания, не приветствующая создание профсоюза, постоянно акцентирует внимание общественности на своих стараниях стать «лучшим работодателем в мире», называя среди главных достижений «Амазон» введение минимальной зарплаты 15 долларов в час. Однако персонал не перестаёт жаловаться на крайне тяжёлые условия труда, называя их бесчеловечными, и почти полное отсутствие возможностей для продвижения по службе.
Протестовать против социального неравенства, несправедливости, ущемления прав и свобод можно, не только скандируя лозунги и размахивая красочными транспарантами с гневными призывами. Молчаливое негодование порой производит куда более сильное впечатление. А потому никого не оставил равнодушным флешмоб стюардесс прекратившей своё существование итальянской авиакомпании «Алиталия».
Около 50 молодых женщин выстроились в несколько рядов на площади на Капитолийском холме в центре Рима и медленно сняли с себя униформу, оставшись в одних комбинациях. Раздевшись, участницы акции выразили своё возмущение безрадостным завершением истории старейшего национального авиаперевозчика, в результате ликвидации которого большинство его персонала оказалось за бортом. Тех же, кому предложили перейти в компанию ITA («Итальянские авиаперевозки»), пришедшую на смену обанкротившемуся флагману гражданской авиации, заставляют подписать невыгодные контракты.
«Алиталия», созданная 74 года назад, не сумела справиться с катастрофическими последствиями пандемии COVID-19 и не выдержала конкуренции со скоростными поездами на внутреннем рынке страны. За последние 20 лет правительство понесло около 13 млрд евро убытков, пытаясь удержать государственного авиаперевозчика на плаву.
Еврокомиссия дала «добро» на вливание бюджетных средств в новую авиакомпанию в размере 1,35 млрд евро. Однако ITA, сохранившая всего треть воздушного флота своего предшественника, не собирается церемониться и с его персоналом. Руководство компании не намерено идти навстречу профсоюзам, пытающимся отстоять интересы работников потерпевшего крах авиаперевозчика, и планирует взять в свой штат лишь около четверти из 10500 сотрудников «Алиталии», при этом урезав им зарплату на 40%.
Профсоюзы не сдаются и обратились к властям с требованием продлить для уволенных срок действия пособия по безработице до пяти лет.
Вновь неспокойно на Гаити, где состоялась общенациональная забастовка в знак протеста против разгула преступности, сопровождающегося резким ростом числа похищений и убийств. Жители одного из беднейших государств планеты обвинили местные власти в неспособности стабилизировать криминогенную обстановку, обуздать растущую волну насилия и перехватить у бандгруппировок контроль над бедными кварталами столицы Порт-о-Пренса.
В стачке, устроенной по призыву местных профсоюзов и общественных организаций, приняли участие тысячи работников государственного и частного секторов, заявивших, что «ситуация в стране достигла дна». На Гаити закрылись предприятия и учебные заведения, рынки и магазины, остановился общественный транспорт. Порт-о-Пренс заволокли клубы чёрного дыма от горящих баррикад из автопрокрышек.
Забастовку первыми объявили руководители транспортной отрасли, поскольку её работники чаще других становятся жертвами групповых похищений. Кроме того, гаитяне возмущались нехваткой топлива, а также ростом цен на горючее, телефонную связь, продукты питания и товары первой необходимости.
«Всеобщая акция протеста — наш способ сказать властям, что мы устали жить в постоянном страхе за свою жизнь», — заявили владельцы магазинов, жаловавшиеся на падение продаж на фоне угроз похищения и вымогательства, с которыми сталкиваются абсолютно все: и солидные бизнесмены, и простые служащие.
Стачка произошла через несколько дней после похищения 17 миссионеров из США и Канады, представителей организации «Христианская помощь». Преступление было совершено в городе Круа-де-Буке в центральной части Гаити. Злоумышленники, предположительно, организация «400 Mawozo», специализирующаяся на краже людей, потребовали за освобождение заложников миллион долларов.
Этот крупнейший за последние годы инцидент лишь подчеркнул опасность, которой систематически подвергаются гаитяне. Похищения превратились в обыденность на фоне политической нестабильности, тяжёлого экономического кризиса и волны преступности. Эскалация насилия в Гаити и бездействие властей вынудили 19 тысяч человек покинуть свои дома, многие отправились искать счастья за границей. После убийства президента Жовенеля Моиза в июле и разрушительного землетрясения в августе, унёсшего жизни более двух тысяч человек, ситуация только усугубилась.
Традиционно банды похитителей требуют выкуп, размер которого варьируется от сотен долларов до более миллиона. Если попытки вымогательства не увенчивались успехом, заложников убивали. Согласно отчёту гаитянского некоммерческого Центра анализа и исследований в области прав человека, только в сентябре было зафиксировано 117 похищений, всего же за первые девять месяцев этого года произошло как минимум 628 инцидентов.
А вот поводом для мощных протестов и охлаждения отношений между Индией и Бангладеш стали религиозные распри. Десятки тысяч человек во многих индийских городах вышли на акцию протеста против гонений на проживающих в Бангладеш индуистов. Манифестанты в Ахмедабаде (штат Гуджарат) и Гувахати (штата Ассам) жгли национальные флаги соседнего государства и призывали к бойкоту продуктов из него. Демонстранты направили меморандум премьер-министру Нарендре Моди, в котором призвали правительство заморозить торговые отношения с Бангладеш и дать решительный сигнал Дакке прекратить преследование индуистов.
Ещё в середине октября в Бангладеш разгорелся скандал между мусульманским и индуистским сообществом. Рост межобщинной напряжённости произошёл, когда индусы, составляющие меньшинство в стране (около 9% из более чем 160-миллионного населения), отмечали последний день своего крупнейшего религиозного праздника — Дурга Пуджа. Исповедующие ислам обвинили индуистов в том, что в ходе ежегодного фестиваля они осквернили Коран, положив Священную Книгу на руку статуи бога Ханумана.
На почве религиозных разногласий во многих городах Бангладеш начались массовые столкновения. Мусульмане совершили ряд нападений на индуистские храмы, в результате чего были разрушены десятки храмовых статуй и пострадали более 150 человек, есть погибшие. Кроме того, исламские активисты подожгли десятки домов индуистов, многие жилища сгорели дотла.
Для привлечения внимания к своим проблемам не обязательно выходить на улицы и площади. В Испании, например, в протестную площадку на несколько часов превратился один из залов знаменитого Национального музея Прадо в Мадриде. Акцию устроила группа лиц, представляющая интересы пострадавших от массового отравления некачественным рапсовым маслом, проис-шедшего в королевстве в 1981 году. Развернув баннер с призывом к премьер-министру Педро Санчесу незамедлительно встретиться с «жертвами рапсового масла», демонстранты обвинили власти в бездействии и равнодушии к тем, кто 40 лет назад едва выжил, потерял здоровье и по сей день мучается от так называемого токсического синдрома.
Вспышка отравления рапсовым маслом была зафиксирована в середине 1981-го, когда в города центральной части Испании под видом оливкового масла в оборот поступило дешёвое техническое рапсовое, содержавшее добавки, не допускавшие его употребления в пищу. Фальсификатом торговали в основном на уличных рынках, сначала в Мадриде, а затем и в других районах. Жертвами ядовитой продукции, по разным оценкам, стали от 800 до 5000 человек, не менее 20 тысяч выживших приобрели хронические заболевания (у большинства отравление дало осложнение на лёгкие) и превратились в инвалидов. Пострадавшие от «синдрома токсического масла» объединились в организацию «Мы продолжаем жить» и борются за свои права, требуя помощи от государства и официального признания жертвами инцидента. Они настаивают на повышении пособия по инвалидности, доступности медицинской помощи и на уважении.
«Нам надоело, что на протяжении четырёх десятилетий на нас никто не обращает внимания. Мы — больные люди, брошенные на произвол судьбы всеми правительствами. О нас попросту забыли», — отметила Мария Луиза Альфонсо Фуентес, представительница ассоциации «Мы продолжаем жить».
Шесть человек, занявших зал музея, где выставлена картина Диего Веласкеса «Менины», угрожали совершить самоубийство. «Если все эти годы власти только и ждали, когда же мы все умрём, чтобы раз и навсегда покончить с проблемой, то сегодня мы предоставим им возможность воочию лицезреть наш уход. Через несколько часов мы начнём принимать таблетки. Их у нас достаточно, чтобы получить тот покой, в котором государство нам отказало», — заявили протестовавшие.
Манифестанты, выбравшие Прадо местом проведения акции с целью привлечь глобальное внимание к судьбе «жертв рапсового масла», намеревались оставаться в зале до тех пор, пока глава правительства Педро Санчес не пообещает с ними встретиться. Однако спустя несколько часов полиция пресекла акцию. Два человека были задержаны. Остальным демонстрантам предложили разойтись добровольно.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.