По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Иван Сергеев
На заседании комиссии Мосгордумы по законодательству и регламенту 29 ноября разгорелся громкий скандал, в ходе которого представители КПРФ и «Единой России» обменялись жесткими обвинениями в адрес друг друга, сообщает РИА «Новый День».
По данным издания, парламентарий от КПРФ Павел Тарасов обвинил представителей «ЕР» в захвате политического господства путем жульничества на выборах с использованием ДЭГ, которое в итоге вылилось в кризис для россиян. «Нужно сначала задать себе вопрос, какую партию у нас в народе называют партией жуликов и воров, и почему», — риторически спросил депутат.
Ответ главы комиссии единоросса Александра Семенникова был на грани фола: «Какую партию у нас называют партией „коммуняк“, партией „краснозадых“, какую партию называют разрушителем Великой Российской империи, какую партию называют партией душителей свобод, какая партия привела к тому, что миллионы наших соотечественников погибли в лагерях?»
Не исключено, что столь вольные исторические трактовки выйдут представителю правящей партии боком. Коммунисты могут обратиться в суд. Именно такой ответ недавно был обещан Владимиру Жириновскому за публичные оскорбления КПРФ с трибуны Государственной думы. Однако, стоит задуматься о причинах не очень адекватного поведения единоросса. Нервничает?
Похоже, мы наблюдаем первый залп политической баталии между левой оппозицией и партией власти в новой реальности, сложившейся после выборов в Госдуму, когда подлинное число отданных на КПРФ голосов — 25%, было сопоставимо с поддержкой «Единой России» — 32%, вовсю использовавшей административный ресурс. Такие цифры озвучил политолог Кирилл Рогов.
По его словам, «КПРФ попробуют расколоть на две партии». Причина не только в резко выросшем уровне поддержки партии избирателем — по сути, она четко оформилась, как единственная альтернатива единороссам, но и в симпатиях со стороны молодежи и «статусных» избирателей. В то время как «ЕдРо» поддерживают бюджетники и домохозяйки.
Трудно представить, что в этой ситуации внутриполитический блок администрации президента будет бездействовать и не попытается обезопасить дряхлеющую партию власти от конкурентов со стороны бойкой левой оппозиции. Тем более, что левая повестка становится настолько популярной, что и жадная до сих пор власть ради своих целей «опустилась» до раздачи денег населению.
Складывается впечатление, что работа по дискредитации КПРФ уже началась. Количество негатива, выливаемого на партию в последнее время, зашкаливает: шельмование на телевидении и в телеграм-каналах, попытка перехвата (и искажения) левой повестки, уголовные преследования в отношении региональных лидеров и заметных активистов.
Особенно «оттопталась» власть на лидере московских коммунистов Валерии Рашкине за инцидент с незаконной охотой. Процедура лишения его депутатской неприкосновенности превратилась в спектакль. Личное участие генпрокурора и в итоге снятие иммунитета резко контрастировали с отсутствием реакции государства на аналогичные случаи с единороссами. Рука руку моет.
Видимо, отдавая себе в этом отчет, коммунисты отказались «сдавать» коллегу. «Рашкина достаточно было оштрафовать, но ему шьют уголовку», — заявил Геннадий Зюганов. Действительно, депутат и сам не спорил, что виноват, готов был возместить ущерб, однако в Кремле явно решили воспользоваться ситуацией и вновь попробовать ослабить КПРФ. Отсюда и накат.
Вновь, потому что попытки расколоть крупнейшую левую партию в стране, не прекращались никогда. Особенно запомнился X съезд партии в 2004 году, когда от КПРФ откололся Геннадий Семигин. Тогда важную роль сыграла личная позиция Владимира Путина. Позже столь серьезных прямых атак уже не было, однако попытки отколоть хоть кусочек голосов на выборах фиксируются постоянно.
После безальтернативного лишения депутатской неприкосновенности, Рашкин стал уязвим для уголовного преследования. Теперь любой приговор, штраф или условный срок, способен полностью парализовать его политическую деятельность в прежнем виде, что для депутата с 20-летним стажем может быть критично.
Удержится ли в этой ситуации АП от того, чтобы не попробовать провернуть некий аналог спецоперации 2004 года? Можно посулить, пообещать опальному политику послабления, особые условия взамен на политические перспективы. Слишком многие, увы, в такой ситуации давали свое согласие. Альтернативой же может стать вынужденный уход из политики навсегда.
Достаточно высокая популярность Валерия Рашкина в Москве как среди рядовых коммунистов, так и среди избирателей искушает власти на подобную, в стиле Ельцина, «загогулину». Хотя и не гарантирует успеха. Ситуация похожа на анекдот: съест то он съест, да кто ж ему даст? Возможен и обратный результат — КПРФ от возможных пертурбаций лишь усилится.
Политолог Илья Гращенков, сомневается, что скандал нанесет КПРФ в будущем серьезный ущерб.
— Группа радикалов — Рашкин, Левченко — люди, которые выступали за то, чтобы коммунисты были более самостоятельны, не шли ни на какие переговоры с администрацией. Сейчас, когда Рашкин рискует лишиться депутатского мандата, у Левченко сын под арестом, а сам он лишился губернаторского места, Николай Бондаренко медийно тоже выглядит не очень впечатляюще, все это ослабляет эту группу.
А вот системные коммунисты Зюганова — Афонин и другие, наоборот, укрепляют позиции. Сама КПРФ сейчас рейтинг может терять. Так как рейтинг ей добавляли как раз радикалы типа Рашкина и протестные регионы. Но с другой стороны на фоне ухудшающейся экономической ситуации эта потеря рейтинга будет нивелироваться — будет больше избирателей, которые голосуют за коммунистов как за альтернативу действующей власти.
Так что «рашкингейт», как мне кажется, существенного разлада в деятельность КПРФ не внес. Что касается московского отделения партии, то этот вопрос еще предстоит изучить. Москва неоднородна. Часть комитетов «рашкинские», часть — наоборот — «нерашкинские». Там все сложно.
Судя по мрачной иронии политолога Андрея Милюка, инцидент с Валерием Рашиным войдет в анналы политической истории России.
— Со стороны такая истеричная реакция провластных ресурсов кажется несоразмерной нелепому поступку Рашкина. Все же, он лося расчленил, а не свою сожительницу: Саратов — это вам не Петербург.
Но нужно помнить, что обстановка в стране напряженная. По регионам начинаются выступления против QR-кодов, люди довольно агрессивно атакуют органы власти. Расцветший на ресурсной базе КПРФ низовой протест может где-то выйти из-под контроля. Поэтому власти обязательно надо замарать коммунистов в какой-нибудь позорной истории. Рашкин со своим браконьерством пришелся как нельзя кстати.
«СП»: И все равно не соответствует размаху преследования оппозиционера…
— Это только половина объяснения медийного успеха дуэта Рашкина и лося. Вторая половина заключается вот в чем: Рашкин посягнул на то, что не положено ему по статусу. Незаконная охота всегда была прерогативой чиновничьей элиты и руководства партии власти. О некоторых случаях мы узнаем только благодаря самострелам и смертельным происшествиям на подобных охотах. Большинство преступлений совершаются буднично, никем не вскрытые. Архетип не перебьешь: современный барин, воспитанный на русской литературе XIX века, все так же любит портить девок из простого народа, да пьяным кататься по лесам со свитой и ружьем.
Формально числясь в оппозиции, Рашкин, по мнению власти, должен был знать свое место. И вот теперь защитники депутата начнут отстаивать его право на барские привилегии — такая риторика, похоже, складывается у них. Хорошо хоть перестали говорить, что лося Рашкину в машину подкинули. Будут призывать и нас не допустить несправедливости. Осталось только разобраться, что в данном случае считать справедливостью, и чей барин в этом споре прав.
Комментарий редакции: Олигархическую «элиту» и её единороссовскую политическую обслугу однозначно раздражает укрепление КПРФ как единственной реальной оппозиционной силы. Фактически потерпев морально-политическое фиаско на сентябрьских выборах в Государственную Думу, правящие круги окончательно пустились во все тяжкие. Будучи неспособными что-либо предложить народу, они просто пытаются осуществить расправу над яркими оппозиционерами и спровоцировать раскол внутри КПРФ. Но пусть не тешат себя иллюзиями, что им всё сойдёт с рук. Коммунизм как идею равенства, справедливости и людского братства ни при каких обстоятельствах невозможно уничтожить. Тем более в условиях дичайшей несправедливости и всевластия капиталистов. И чем больше будет провокаций против КПРФ со стороны режима и его пособников, тем больше будет нарастать авторитет левых. В свою очередь, левопатриотическому движению, КПРФ и её сторонникам важно продолжать сохранять единство, действовать скоординировано и неустанно. Только тогда удастся не просто выстоять перед натиском классового противника, но и поставить его на место.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.