Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю. В. Афонин выступил в Торгово-промышленной палате Российской Федерации в рамках акции, приуроченной к Всемирному дню борьбы с коррупцией.
В мероприятии участвовали не только собравшиеся в здании Торгово-промышленной палаты, но и тысячи представителей бизнес-сообщества и органов власти со всей России, подключившиеся к акции дистанционно. С приветственным словом к участникам акции обратились представители фракций Государственной Думы, а также посол Нидерландов, поделившийся голландским опытом борьбы с коррупцией.
Юрий Афонин приветствовал участников антикоррупционной акции от имени руководства КПРФ и лидера коммунистов Геннадия Андреевича Зюганова, который неоднократно участвовал в аналогичных мероприятиях Торгово-промышленной палаты России.
Юрий Вячеславович отметил, что в Госдуме нередко бывают жаркие дискуссии. В таких вопросах, как повышение пенсионного возраста или новый законопроект о QR-кодах, коммунисты жестко оппонируют партии власти. Но есть законы, по которым позиции практически всех политических сил парламента совпадают. Среди них – антикоррупционные законы. Коммунисты поддерживают ужесточение антикоррупционного законодательства и усиление борьбы с коррупцией.
Первый зампред ЦК КПРФ привел примеры наиболее значимых антикоррупционных законов, принятых российским парламентом в последние несколько лет:
— Был принят закон, определяющий понятие «иностранные финансовые инструменты» и запрещающий владеть ими лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, а также их супругам и несовершеннолетним детям.
— Закон закрепил за Генпрокуратурой России полномочия взаимодействовать с компетентными органами иностранных государств для выявления нарушений российскими гражданами антикоррупционных запретов, в том числе в отношении иностранных финансовых инструментов.
— Был принят закон, позволяющий прокурорам проводить в отношении уволившихся государственных и муниципальных служащих, а также их супругов и несовершеннолетних детей, проверки расходов по сделкам, совершенным в период замещения этими служащими своих должностей.
— Было законодательно закреплено создание реестра сведений о государственных и муниципальных служащих, уволенных в связи с утратой доверия за коррупционные проявления.
Юрий Вячеславович отметил, что в ряде случаев удалось убедить парламент уйти от излишне жестких требований к лицам, которые едва ли могут совершить масштабные коррупционные преступления. Депутаты донесли до парламента голос низовых муниципальных органов власти по вопросу декларирования депутатами сельских поселений своих доходов и имущества. Надо понимать, что не на уровне сельсоветов совершаются наиболее опасные для общества коррупционные преступления. У нас – около 200 тысяч муниципальных депутатов. И когда к сельским депутатам предъявляются такие требования по декларированию, как будто они – федеральные министры или губернаторы, во многих местах просто становится трудно найти людей, желающих баллотироваться в муниципальные собрания. Процедуру декларирования для сельских депутатов удалось серьезно упростить.
Юрий Афонин подчеркнул, что для борьбы с коррупцией важна не только законодательная деятельность, но и работа депутатов в регионах. Депутаты получают массу сигналов о коррупционных нарушениях от граждан на приемах избирателей и в виде обращений. После этого депутаты обращаются в правоохранительные органы, добиваются проведения проверок. К антикоррупционной борьбе следует отнести и действия депутатов-коммунистов по защите народных предприятий. Ведь рейдерские атаки, которым они подвергаются, имеют коррупционные признаки: в них рейдеры действуют заодно с частью представителей органов власти.
Первый зампред ЦК КПРФ сказал: несмотря на значительное развитие антикоррупционного законодательства, мы считаем, что оно все еще имеет серьезные недостатки и оставляет немало лазеек для коррупции. В частности, мы считаем серьезным пороком то, что в правовую систему России так и не вошли нормы, способные обеспечить исполнение статьи 20 Конвенции ООН против коррупции. Эта статья направлена против незаконного обогащения, то есть значительного увеличения активов публичного должностного лица, превышающего его законные доходы, обогащения, которое это лицо не может разумным образом обосновать. Как известно, ратифицируя эту конвенцию в 2006 году, Россия отказалась от исполнения статьи 20. Фракция КПРФ в Госдуме разработала законопроект, вносящий в российские законы соответствующие нормы. В поддержку принятия законопроекта было собрано более 100 тысяч подписей. Тем не менее, законопроект коммунистов был заблокирован думским большинством. Оппоненты уверяют, что в российском законодательстве есть схожие нормы. Однако, на взгляд коммунистов, правовая концепция, заложенная в статью 20 Конвенции ООН против коррупции, до сих пор в полной мере не реализована в нашем законодательстве, что значительно ограничивает возможности борьбы с коррупцией.
Юрий Афонин обратил внимание на то, что сейчас недостаточно используется такая важнейшая для борьбы с коррупцией мера, как конфискация имущества. В советское время в силу того, что общество было социалистическим, уровень коррупции был намного ниже. Тем не менее, применялась общая конфискации имущества. В ельцинские годы конфискация была устранена из УК РФ, что прямо потворствовало коррупции. В 2000-е годы конфискация была возвращена, но из общей она стала специальной, то есть распространяющейся только на имущество, нажитое преступным путем. Однако нужно реально смотреть на вещи: если какой-то чиновник систематически совершает коррупционные преступления и наживает на этом огромное состояние, а потом ловится всего лишь на одном коррупционном эпизоде и теряет только имущество, нажитое в этом эпизоде, то цель его жизни достигнута. Он разбогател преступным путем и, несмотря на уголовное преследование и срок, сохранит почти все неправедно приобретенное. Если бы сегодня по примеру советской эпохи за крупные коррупционные и экономические преступления была установлена общая конфискация имущества, то это могло бы очень серьезно подорвать мотивацию коррупционеров.
Юрий Вячеславович сказал: особое значение борьба с коррупцией приобретает в связи с нынешней эпидемией коронавируса. Эта эпидемия – большая общая беда. Поэтому особенно нетерпимо смотрятся попытки на этой беде нажиться. Они сродни продаже билетов в бомбоубежище во время бомбардировки города врагом. Недопустимо, чтобы связанные с чиновниками коррупционными отношениями коммерческие структуры завышали цены на лекарства и вакцины, поставляемые государству.
Юрий Вячеславович также обратил внимание на такой важнейший компонент борьбы с коррупцией, как отслеживание финансовых потоков. Сегодня генеральный прокурор России поддержал введение цифрового рубля. Каждая электронная транзакция оставляет цифровой след, что сильно облегчает выявление коррупции. Но определенным вызовом становится распространение криптовалют. Юрий Афонин привел факт: в России за год уже 2 ГВт-часа электроэнергии тратятся на майнинг криптовалют. Это можно сравнить с энергопотреблением крупного города. Но нет никакой регуляторной базы для этого бизнеса. В связи с этим теряются миллиарды налогов. Сейчас и зарубежные компании крупно зарабатывают майнингом в России, пользуясь отсутствием законодательства, а также относительно дешевой в сравнении, например, с Европой российской электроэнергией. При этом исследования показывают, что порядка 90% предпринимателей, которые занимаются этим бизнесом в России, готовы работать «в белую».
Первый зампред ЦК КПРФ сказал, что еще одним важнейшим направлением антикоррупционной работы коммунисты видят борьбу с вывозом капитала и за деофшоризацию российской экономики. Компартия считает, что пора принять серьезные законодательные меры для борьбы с финансовым обескровливанием российской экономики. Юрий Афонин привел такую цифру: по данным Всемирного Банка, Россия по росту экономики в период между кризисом 2008 года и началом нынешнего коронакризиса заняла в мире 155-е место! Другими словами, почти все страны планеты растут быстрее нас, оставляя нас в хвосте мирового развития. Одна из ключевых причин – это финансовый «пылесос», который постоянно высасывает финансовые ресурсы из России, лишая нас практически любых шансов на развитие.
Юрий Вячеславович отметил, что для борьбы с коррупцией важнейшее значение имеет самосознание людей. Он обратил внимание аудитории на баннер, на фоне которого выступал. Написанный на нем хэштег #ЯнеДаюВзяток очень верно отражает тот императив, который должен быть закреплен в сознании как бизнес-сообщества, так и всего общества в целом.
Завершая выступление, Юрий Афонин заявил, что КПРФ намерена и впредь активно взаимодействовать с Торгово-промышленной палатой России на направлении борьбы с коррупцией. Депутатам-коммунистам дано поручение работать с региональными торгово-промышленными палатами. Снизить уровень коррупции – в силах российского общества, заключил Юрий Вячеславович.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.