По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ
26 января в Госдуме проводился правительственный час. С отчетом выступил Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров. Ему задали вопросы депутаты фракции КПРФ. Депутаты КПРФ также выступили на правительственном часе. Публикуем стенограмму.
Калашников Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ:
— Спасибо, Вячеслав Викторович.
Уважаемый Сергей Викторович! Уважаемые коллеги!
Конечно, мы оставим политическую больше повестку и её аспекты для фракций, для вопросов от фракций. И как комитеты, которые ведут повседневную работу с МИДом, я должен сказать, поддержать моих коллег здесь, что наша работа строится с МИДом очень уважительно и ответственно. И это так. И тон этому задаёт, как бы кому это, может быть, и не показалось лишними словесами, министр лично, никогда ещё не было за всю мою работу с ними, моих коллег, чтобы он не перезвонил, если его нет на месте, или не ответил на ту или иную проблему.
Это действительно так, и наше сотрудничество, комитета нашего, постоянно сопровождается этими отношениями.
Скажу о проблемах некоторых, которые всё-таки есть, и от них никуда не спрятаться.
В названии нашего комитета присутствуют три аспекта деятельности. Евразийское экономическое сотрудничество, которое в основном осуществляется через Евразийскую экономическую комиссию, через Глазьева и через Мясниковича. Ну а ратификационные процедуры, конечно же, мы доводим с МИДом и доводим их успешно. 155 только законопроектов было принято в прошлую сессию, и сейчас их достаточно много.
Есть одна проблема в этом аспекте, Сергей Викторович, — это временное применение некоторых законопроектов до ратификации. Довольно долго, иногда даже десятилетиями это сопровождается, и по разным причинам. Иногда по чисто техническим причинам, но иногда это доводят до суда, в некоторых западных судах, которые потом нам присуждают миллиарды долларов по тем или иным искам. Например, как было то с неприменяемой, нератифицированной, точнее, Энергетической хартией. Нужно на это обращать внимание. Сейчас их всё меньше и меньше, но всё-таки эти законы есть.
И есть вопросы, связанные со вторым аспектом нашего сотрудничества, — это СНГ — в названии нашего комитета. Страны так называемого нашего бывшего единого государства. Вы понимаете. И вы сказали в своём выступлении о том, что сейчас рвутся эти мины как раз по этим границам. Не буду даже их перечислять. Дошли уже до западных границ — до Белоруссии, Украины, Молдовы. На юге всё время полыхает.
Нам видится, что мы с вами тут очень… Вы обновили, во всяком случае, и аппараты, и посольства, и аспекты нашего сотрудничества с Администрацией президента начали более эффективно строиться.
Но, тем не менее, мы понимаем, что (вот все кричат, и сейчас депутаты будут об этом говорить) мы подошли к пакетному принципу формирования законопроектов.
Что значит пакетный? Пакетный — это когда вопросы Русского мира, вопросы русского языка, вопросы школ, строительства этих школ должны увязываться гласно или негласно с заключениями экономических законопроектов. Ну, мы дошли даже до того, что в некоторых странах СНГ бесплатные завтраки за счёт нашей страны предоставлялись, а мы только недавно к этому подошли.
Мы строим школы, скажем, в Таджикистане сейчас, но мы не понимаем до конца, как быть с учебниками, с учителями. Завтра в этих школах могут быть совсем другие преподаватели и другие учебники. И вот эти пакетные принципы, в том числе обуздание некоторого национализма, я сейчас не буду в это углубляться, они и этот пакетный принцип должен, мне кажется, осуществляться при нашем с вами совместном участии.
У нас с вами есть очень хорошая форма третьего сотрудничества — форум, о котором здесь вот… часть говорят о форуме, скажем, парламентском, но не говорят о том форуме, который мы проводим вместе с МИДом каждые два года — Всемирный форум соотечественников с огромным участием соотечественников, с огромной его представленностью, с выступлениями, как правило, наших представителей и президента. Но этот же форум ставит перед нами и некоторые вопросы. Например, законопроекты в сфере соотечественников. Часть из них при вашем участии, вот прямо скажу, по отмене справки для Украины, по принятию гражданства без отказа от украинского гражданства была принята при вашем личном участии.
Мы двинулись дальше. Сейчас у нас новый законопроект здесь находится, в Думе. Значит, нас не удовлетворяют некоторые вопросы, которые очень медленно решаются в этой сфере. Мы с вами говорили, в том числе и на последнем форуме, обещали, например, решить проблему совместных браков и для детей от этих совместных браков при оставлении ими гражданства. И главный вопрос — репатриация наших соотечественников из-за рубежа, русских соотечественников, российских соотечественников и принятие законопроекта в этой сфере, оно находится в нашей повестке. Не буду сейчас углубляться в то, кто мешает его принятию, полноценного, конечно, взвешенного, сбалансированного законопроекта, но его надо делать. Неужели Израиль, Болгария или другие страны богаче нас для привлечения, для решения тех же демографических проблем?
Спасибо вам за внимание, уважаемые коллеги.
(Аплодисменты.)
Новиков Д. Г., фракция КПРФ:
— Уважаемый Сергей Викторович, вам пришлось не раз отмечать, что отношения с США находятся, и коллективным Западом в целом, на крайне низком уровне. Рассчитывать поэтому на полноценные гарантии безопасности вряд ли возможно. Важно при этом, что мы восстановили и развиваем связи со странами Латинской Америки, вы говорили об этом, потенциал укрепления взаимодействия, на наш взгляд, с Кубой, Венесуэлой, Никарагуа далеко не исчерпан, и есть ли в арсенале МИДа новые предложения по расширению с ними социально-экономического сотрудничества? Кроме того, безопасность этих государств, как и наша, под угрозой, не стоит ли в случае недоговороспособности США предложить им переговоры по совместному обеспечению нашей общей безопасности?
И ещё, вы жаловаться не привыкли, но ясно, что козыревская линия нанесла большой ущерб стране, дипломатии, представляется, что МИД мог бы поставить перед органами власти, в том числе отвечающими за бюджетную политику, определяющими её, вопрос о восстановлении закрытых в 90-е годы посольств… (Микрофон отключён.)
Лавров С. В.:
— Спасибо большое.
У нас действительно очень тесные, добрые, давние отношения с латиноамериканскими странами, не только с Кубой, Никарагуа и Венесуэлой, хотя они, наверное, наши ближайшие партнёры и друзья, но в последнее время количество этих друзей увеличивается. Упомяну и очень тесные контакты и взаимодействие с Боливией, с Бразилией, как со страной-членом БРИКС, с Аргентиной, Чили, где сейчас изменилось правительство, которое заинтересовано в том, чтобы отношения с Российской Федерацией не были жертвой так называемой доктрины Монро, которой Вашингтон по-прежнему привержен, об этом и администрация Трампа, и его официальные представители публично заявляли, при Байдене таких официальных заявлений не было, но всё равно Латинская Америка рассматривается Соединёнными Штатами как нечто неприкасаемое для всех остальных, хотя всем понятно, что это давно уже изменившиеся реалии.
Поэтому… да, и вот эта вот тенденция к полевению и к более консервативному политическому процессу в Латинской Америке и в Карибском бассейне, она налицо, и Вашингтон открыто высказывает озабоченность этими… Мы всегда дружили и налаживали взаимовыгодное сотрудничество со всеми без исключения странами региона, независимо от того, кто и как осуществляет в них политику по итогам очередных выборов.
Сказав это, подчеркну, что наше сотрудничество с общерегиональной организацией, а это Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна, развивается на системной основе. У нас есть механизм встреч министров иностранных дел России и тройки или квартета вот этой структуры СЕЛАК, мы его будем развивать, недавно нам это мексиканские коллеги подтвердили, которые сейчас руководят в этом формате.
Ну и упомянутые страны, возвращаясь к Кубе, Никарагуа и Венесуэле, у нас с ними очень тесные отношения, отношения стратегического партнёрства во всех без исключения областях: и в экономике, в культуре, в образовательной сфере, военной и военно-технической сфере в том числе.
И в ходе недавних телефонных разговоров Президента Путина со своими коллегами из этих трёх, близких очень нам, дружеских государств, договорились рассматривать дальнейшие пути углубления нашего стратегического партнёрства во всех без исключения областях.
В самое ближайшее время мы рассчитываем на то, что будут проведены очередные заседания соответствующих комиссий, которые существуют, и результаты будут представлены затем общественному мнению. Спасибо.
Тайсаев К. К., фракция КПРФ:
— Уважаемый Сергей Викторович, вы уже сказали о проблемах поддержки русского языка в странах СНГ, сокращается количество русскоязычных школ, во многих школах учебников на русском языке просто нет. На высшем уровне принято решение о строительстве школ в ряде стран. Но данную проблему невозможно решить только строительством школ. Нужны грамотные учителя, способные профессионально преподавать на русском языке.
Мы начали работу над законопроектом «Школьный учитель». При финансовой поддержке Российской Федерации и стран СНГ будут направлены учителя — граждане Российской Федерации с соответствующим размером оплаты труда. С приходом Евгения Александровича Примакова руководителем Россотрудничества ситуация улучшилась, но необходима поддержка Правительства Российской Федерации.
Уважаемый Сергей Викторович, как вы смотрите на разработку законопроекта по направлению учителей в страны СНГ и обеспечение школьников учебниками? Можно ли рассчитывать на поддержку МИДа в данном вопросе? Спасибо.
Лавров С. В.
— Кстати, я, отвечая на предыдущий вопрос про русский язык, я, так сказать, затронул системные меры, которые принимаются. Но упомянута была ситуация в Киргизии и ряде других стран, где законодательная деятельность, так или иначе, касается статуса русского языка. Эти вопросы у нас на приоритетном контроле в отношениях со всеми нашими союзниками. И в Киргизии, и в Казахстане русский язык имеет официальный статус. И мы исходим из того, что наши союзники будут законы, законодательно закрепленный официальный статус русского языка уважать и развивать.
Вы знаете, что следующий год объявлен в Содружестве Независимых Государств Годом русского языка, как языка межнационального общения, а подготовка к мероприятиям года начинается уже сейчас. И это будет очень хорошая возможность посмотреть, как и где выглядит отношение к нашему великому и могучему, и заодно осуществить целый ряд позитивных проектов, один из которых вы упомянули, это «Русская школа», проект «Русская школа», который под ключ, во всех смыслах, создаётся, в частности в Таджикистане, в Армении есть такой же проект, когда под ключ и создаётся здание, и под ключ российское образование.
Учителей мы готовим на данном… на данный момент два способа основных: либо туда учителя ездят вахтовым способом, ну, вплоть до года, либо… да, и там проводят тоже мастер-классы, либо привозят учителей из страны-партнёра к нам сюда на стажировку. В принципе это работает, но я убеждён, что учителей мало не бывает, поэтому вашу инициативу я считаю очень полезной.
Коломейцев Н. В., фракция КПРФ:
— Уважаемый Сергей Викторович, вот анализ «цветных революций», особенно последних событий в Белоруссии, в Молдавии, в Казахстане, говорит о чём? Инструментом организации вот этих массовых протестов являются, с одной стороны, НКО, которые управляются посольствами стран, ну наших так называемых «партнёров-недругов».
А с другой стороны, огромное количество студентов, обучающихся за счёт бюджетов, скажем, Польши, 100 тысяч белорусов за последние 20 лет были обучены, в Румынии 20 тысяч было молдаван обучено.
Вы, вероятно, знаете, что в течение 20 лет все спецслужбы и оборонные кадры среднеазиатских республик обучаются или в Турции или в США, что в принципе как раз и является инструментом последующего нашего выдавливания.
Не считаете ли вы правильным восстановить квоты, как военных, так и гражданских вузов, более увеличенное кратно?
Лавров С. В.:
— Считаю, что это очень и очень важно, и такая работа ведется и по линии гражданских вузов, и по линии военных: вузы Минобороны, вузы МВД.
Я согласен, что абсолютные цифры, конечно же, пока не сопоставимы с теми примерами, которые вы привели. И здесь МИД не первый год выступает за гораздо более щедрую политику, потому что мы экономим на вот сейчас, якобы текущих расходах, а на самом деле вдолгую мы экономим на нашей безопасности и стабильности в нашем окружении.
Мы это поддерживаем.
Зюганов Г. А., Руководитель фракции КПРФ в Госдуме:
— Ресурсы у нас есть, но они не идут на нужды страны и безопасность, и развитие производств.
Мы отправили все наши документы, связанные с инициативами по линии друзей и союзников. Я хотел, чтобы это было у вас на столе.
Но у нас прозвучали четыре грозных звонка. Это в Прибалтике, когда объявили наших соотечественников негражданами, мы обязаны были отреагировать. Добавьте…
Мы обязаны были отреагировать.
Почти треть бюджета в прибалтийских республиках формируется из нашего сырья. Чуть-чуть прижмите и у вас будет другая политика. Не надо никому угрожать, у нас много рычагов воздействия и влияния. У нас с вами попытались они захватить этот самый …, мы могли остановить этот произвол, вполне могли. Вполне могли. У нас… В Белоруссии, когда развязалась эта вакханалия, мы могли справиться вместе.
Слава богу, у Лукашенко не дрогнул ни один военный, ни один трудовой коллектив.
Но, что касается Казахстана, который показывали, как Сингапур, он чуть не превратился в большой Кандагар. Почему? Три миллиона русских выгнали, из миллионов немцев, 900 тысяч немцев выгнали, из 900 тысяч украинцев 800 тысяч украинцев выгнали, почти все татары оттуда убежали. Это ненормально.
Мы обязаны русский мир защищать, без этого мы не выживем. А, если Казахстан развалился, завтра вспыхнет и Средняя Азия, послезавтра мы будем миллионы беженцев не знать, куда и что делать. Поэтому у нас должна быть согласованная, разумная в этом политика, вместо этого… Бюджет не годится.
Я прошу, поставьте вопрос на правительстве. За два года добыли 600 тонн золота, и все 600 тонн продали. В условиях кризисных это совершенно недопустимо.
МУПы, ГУПы, и сегодня обсуждали закон о местном самоуправлении. Завершаю. Оптимизацию школ провели, школы не стало, оптимизацию медицины — медпункта не стало, оптимизацию земель провели — колхозы, совхозы разогнали. Отдали большим упырям земли, женского труда не стало.
100 тысяч деревень исчезло. До последней разбегутся. Если нет сельсовета, некуда обратиться, невозможно решать эти проблемы.
Наша программа «Десять шагов» у вас на столе и наша инициатива, она будет укреплять и нашу дипломатию и безопасность.
(Аплодисменты.)
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.