По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Владислав Гончаров
Пока большинство россиян готовилось к празднованию Нового года, работники одного из сервисов «честных бизнесменов» в Кемерове выступили против рабских условий труда.
Бастовали курьеры, бастовали таксисты, а на сей раз выразили своё недовольство сборщики заказов. Ещё 22 декабря они выложили на ютьюб-канале профсоюза «Курьер»» видеоролик, в котором сообщили, что собираются устроить забастовку. Работников не устраивал новый график работы и зарплата, которая из-за нововведений уменьшится до нищенских 16 тыс. рублей. Также сборщики пожаловались на штраф в полторы тысячи рублей за десятиминутное опоздание, отсутствие ранее обещанных бонусов и надбавок за дополнительную нагрузку в предпраздничные дни, когда спрос на товары «Яндекса» резко увеличился.
Сборщики выдвинули ряд требований:
не вводить график 2/2;
отменить систему «людоедских» штрафов;
разобраться с мобильным приложением для работников;
ввести праздничные тарифы в размере 170 рублей в час на период с 20 декабря по 10 января;
начать выплачивать бонус за размер заказа и качество его сборки.
Довольно оперативно «Яндекс» дал свой комментарий интернет-СМИ NEWS.ru. по поводу заявленной забастовки. Как сообщили представители компании, график работы сборщиков «Яндекс.Еды» в Кемерове не менялся, как и не вводились дополнительные штрафы, а зарплата сотрудников — выше среднего дохода в городском ретейле. Также утверждается, что с момента запуска сервиса доход сборщиков вырос: выплата по ставке в час была увеличена на 30%, и в среднем они зарабатывают от 26 тысяч рублей в месяц.
Комментарий «Яндекса» возмутил работников. 24 декабря один из сборщиков записал очередной ролик, в котором заявил, что с ним и его коллегами «Яндекс» на связь не выходил, а условия работы никак не поменялись. По итогу была введена только новогодняя ставка с 31.12. по 01.01. в размере 260 рублей и с 02.01 по 03.01 в размере 195 рублей. Однако корректировок в системе штрафов, а также повышения заработной платы не случилось. Для сравнения: он обратил внимание на то, что когда курьеры развозят до 20 заказов, то получают за смену 5 тысяч рублей, тогда как сборщики получают гораздо меньше.
Очевидно, что представители всячески выгораживают себя и используют СМИ с целью снизить в глазах аудитории масштабы проблемы.
Итак, забастовка состоялась. С 25 декабря сборщики продолжили выходить на работу в магазины, но отказались принимать заказы, заблокировав все точки в городе. В тот же день совместно с профсоюзом «Курьер»» и на его ресурсах сборщики обратились к покупателям и всем неравнодушным гражданам с призывом поддержать их в рамках флешмоба #ЯндексБеда. Работники предложили записывать видео, звонить на «горячую линию» «Яндекс.Еды» и требовать повышения зарплаты сборщикам Кемерова, отмены графика 2/2, а также скачивать и расклеивать возле своего дома или раздавать прохожим листовки, посвящённые забастовке, с целью привлечь к ней широкое внимание общественности.
На второй день протеста руководство «Яндекса» продолжало игнорировать требования работников. На ютьюб-канале профсоюза «Курьер» с 26 по 30 декабря размещались видеоролики, рассказывавшие о ходе забастовки. 27 декабря «Яндекс» временно заблокировал в своём приложении посты нескольких бастующих сборщиков и выполнил одно из требований: отменил штраф в размере 1,5 тыс. рублей за опоздание на 10 минут. Также руководство «Яндекс.Еда» пригласило бастующих сборщиков на встречу, но, по сообщениям борющегося коллектива, вызвали их не в офис посредника, где работники берут и сдают униформу, а в другое место, где и близко не было помещений «Яндекса». Тем не менее действия сборщиков ударили по компании: работодатель был вынужден обзванивать всех курьеров в городе и приглашать их выходить на смену в новом амплуа, но столкнулся с проблемой, так как часть курьеров выразили солидарность со сборщиками.
На четвёртый день забастовки, 28 декабря, состоялись переговоры работников с представителями «Яндекса» и с его компанией-партнёром «Лидер Консалт Персонал». В ходе переговоров руководство признало, что забастовка нанесла ущерб фирме и она терпит убытки. Сборщикам предоставили якобы «официальные» трудовые договоры, которые выглядели довольно странно и скорее напоминали гражданско-правовые, замаскированные под трудовые.
По итогам переговоров 4 из 5 требований курьеров были выполнены. Осталось закрыть вопрос по бонусам. «Лидер Консалт Персонал» обещал в течение двух дней дать ответ по этому пункту. Также с учётом некоторых «хитростей» от работодателя в трудовом договоре, таких как низкий почасовой тариф и подписание начальством договоров «задним числом», в список требований добавился пункт о правильном составлении трудового договора. И ещё работодатель дал слово восстановить всех заблокированных ранее сборщиков.
В наступившем году сборщики не остановились в своей борьбе, ведь работодатель не выполнил два требования:
восстановить в должности бастующих сборщиков «Яндекс.Еды»;
начать выплачивать бонусы за размер заказа, качество и скорость его сборки.
Однако теперь представители работодателя перестали выходить на связь с бастующими.
По первому пункту следует дать пояснение: изначально от работы в период забастовки были отстранены 7 человек, 3 из них согласились подписать фиктивный трудовой договор, а 4 отказались, на что, по сути, имели полное право. В приложении «Яндекса» они всё ещё заблокированы, из-за чего не имеют возможности продолжить работу.
10 января сборщики записали видеообращение к губернатору Кузбасса Сергею Цивилёву и мэру Кемерова Илье Середюку. Уволенные работники обратились в правоохранительные органы. Прокуратура Кемерова начала проверку по факту нарушений трудовых прав сборщиков. После обращения работников с ними на связь вышли представители трудовой инспекции, мэрии Кемерова и «СБЕРа». По ходу переговоров с трудовой инспекцией выяснилось, что реальная заработная плата сборщиков в размере 20 тыс. 800 рублей ниже минимальной по региону (25 тыс. рублей). Помимо этого, работодатель, указанный в «трудовом договоре» и в документах, которые приходили сборщикам, — это два разных человека.
И всё-таки сборщики добились серьёзной победы: сумели раскачать такую бездушную машину, как «Яндекс». «Честные бизнесмены», как известно, и до этого показывали реальное отношение к работникам своих сервисов, вносивших весомый вклад в огромные прибыли компании. Вместо того чтобы прислушаться к голосу трудящихся, они использовали СМИ, стремясь всячески их очернить или замолчать проблему. Вспомним о таксистах, активно бастовавших весной и осенью прошлого года.
Тем не менее «Яндекс», вопреки собственным обещаниям, выполнил только те требования, которые обошлись для него малой кровью. Причём на этот шаг компанию и её «фирму-прокладку» вынудило пойти то обстоятельство, что забастовка ощутимо ударила по их прибылям. Так что данный жест можно рассматривать не как гуманное отношение к своим работникам со стороны руководства компании, а как вынужденную меру. Тем более что не все требования работников были выполнены.
И всё же следует поздравить сборщиков с успехом в борьбе за справедливость с #ЯндексБедой: грамотные действия по ходу забастовки и привлечение большого внимания к этой проблеме принесли результат.
Комментарий редакции: Стремление буржуев постоянно обирать наёмных работников рано или поздно оборачивается против них самих. Речь о том, что рабочие и курьеры — такие же люди, как и остальные, и имеют право на справедливое вознаграждение за свой нелёгкий труд. Поэтому следует только приветствовать мужественные действия сборщиков «Яндекса», возвысивших голос против алчности работодателей. Их пример должен быть ориентиром для всех трудовых коллективов. Когда наёмные работники физического и умственного труда консолидируются в борьбе против произвола «хозяев жизни», когда они начнут действовать решительно в защите своих социальных прав, тогда, конечно же, дело сдвинется с мёртвой точки. Одновременно важно бороться не только за нормальные условия труда, но и за социализм. Лишь при смене системы будут заложены основы неуклонного повышения народного благосостояния, справедливой оплаты труда.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.