Довелось мне не так давно посетить по делам город Сергиев Посад по Ярославскому направлению железной дороги, в частности, ту его часть, что лежит на противоположной от Лавры стороне — по правую руку при движении поезда из Москвы в сторону Ярославля. Обычно проезжающие в поездах дальнего следования в том или ином направлении пассажиры неизменно обращают свои взоры именно в сторону Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. А противоположная остаётся вне внимания. И вот в качестве пешехода привелось мне углубиться как-то раз в незнакомую сторону города, где расположены микрорайоны с такими немного интересными названиями как “Звёздочка” и “Скобянка” (прежний посёлок Скобяной). Добавлю, что есть в Сергиевом Посаде и микрорайон под названием “Ферма”.
Обратил тогда я внимание на топонимические названия. Имеются, в частности, улицы Институтская (видимо, какой-то научный институт должен был быть — так и оказалось, что есть НИИ прикладной химии), Кирпичная (возможно, что прежде было кирпичное производство, но нес панельных домов кирпичи, к счастью, на голову на падают. Заинтересовало меня также название “Улица академика Силина”. Подумалось, что надо будет по возвращении домой посмотреть целевым образом на сайте РАН, за какие именно заслуги и когда учёный Силин стал академиком отечественной Академии наук. Но каково же было моё удивление, когда среди выданных мне в результате поиска по фамилии “Силин” ссылок с инициалами Н.А. не оказалось. Показалась немного странной в этой связи связка “академик Силин”, если он не был академиком РАН или академиком АН СССР.
Перелистал Толковый словарь русского языка Серея Ивановича Ожегова и Натальи Юльевны Шведовой. Утвердился в своём мнении, что “академия — высшее научное или художественное учреждение”, что проиллюстрировано соответствующим примерами “Российская академия наук”, “Академия художеств”, “Академия медицинских наук”, и соответственное “академик — член академии”. В любом случае для меня осталось аксиоматичным, что академик — академик именно в составе Академии наук — головной структуре отечественной науки, ведущей своё начало с Петровской эпохи, которая через два года будет отмечать своё 300-летие. Примеры топонимических названий в Москве: “улица Академика Королёва” или “улица Академика Семёнова” (наш единственный лауреат Нобелевской премии в области химии) подтверждают эту мою уверенность.
При этом я понимал, что, скажем, во времена СССР были всесоюзные отраслевые академии: сельскохозяйственных наук / ВАСХНИЛ (в центральном аппарате которой мне довелось работать на рубеже 1990-х годов), медицинских наук и даже педагогических наук. Сегодня у нас одна РАН, куда несколько лет назад влились РАСХН/ сельхознаук и РАМН/ медицинских наук. Есть, правда, другие академии, существующие в виде общественных структур, например, РАЕН/ естественных наук.
Но в случае с академиком Силиным я впервые для себя узнал, что он являлся (см. на заставке текст на мемориальной доске, которая была установлена через несколько лет после кончины Николая Александровича Силина) академиком академии с аббревиатурой РАРАН, что расшифровывается как Российская академия … ракетных и артиллерийских наук.
Раз ракеты, значит, космос. В той же поисковой строке на сайте РАН вбил фамилии: сначала “Королёв”/ Сергей Павлович/1907-1966 (действительный член АН СССР с 20.06.1958, т.е. стал академиком между запуском первого искусственного спутника Земли 04.10.1957 и полётом первого космонавта 12.04.1961), затем “Циолковский”/ Константин Эдуардович/ 1857-1935 (основоположник теоретической космонавтики НЕ был академиком!)
Но, видимо, аббревиатура РАРАН немного из другого времени. Так и оказалось: указанная бюджетная структура ведёт своё начало с 1994-1995 гг., когда были соответствующие Указ Президента РФ и Постановление Правительства РФ, согласно которой за счёт ассигнований Минобороны разрешалось иметь на первоначальном этапе до 100 действительных членов и до 200 членкоров, причём порядок выборов не регламентировался (или же излагался, возможно, в засекреченном приложении).
В одном из последующих документов были названы суммы доплат. Прикинул: в совокупности может выходить до миллиарда рублей в месяц! Не спорю, что авторитетных учёных, которые вносили и вносят свой вклад в создание оборонного щита нашего Отечества, надо поддерживать, в том числе и материально. Но при чём здесь звание “академик”?
Всё-таки возникает элемент дисбаланса между академиком РАН и академиками других академий. Да само звание академика как-то, на мой взгляд, девальвируется. Но это моя субъективная оценка…
Теперь всё же хотел бы рассказать о заслуженном человеке, каким был Николай Александрович Силин. Чего стоит только одна фамилия “Силин” — уроженца глубинной деревни Кубинская из граничащего с Архангельской области северного Вожегодского района Вологодской области. Наверное, предки были сильными физически. Возможно, что почти помор, вернее, по-озерянин Силин (рядом с его малой Родиной недалеко находится крупное озеро Воже площадью свыше 400 квадратных километров, т.е. как бы квадрат 20 на 20 км — для сравнения Белое озеро в той же Вологодской области примерно в три раза больше) был силён физически. Но был он также, без сомнения, и сильным духом и патриотом своего Отечества, как и многие из тех, кто связал свою научную стезю с оборонкой, по-современному, с военно-промышленным комплексом/ ВПК.
Немного о жизненном пути учёного. Родился Николай Силин в 1928 году на Севере. Учился в Ленинградском технологическом институте им. Ленсовета, затем в аспирантуре. Защита с интервалом в 7 лет сначала кандидатской, а затем докторской диссертации (по закрытой тематике), звание профессора.
С середины 1950-х годов жизнь учёного становится связанной с тогдашним Загорском / ныне Сергиевым Посадом: здесь Николай Александрович начал работу в закрытом научном учреждении (что тогда порой именовалось “почтовым ящиком”)/ ныне научно-исследовательском институте прикладной химии. В 36-летнем возрасте становится его директором и остаётся во главе этой научной структуры 32 (!) года: пережил вместе с НИИ пост-хрущёвские времена и эпоху Брежнева, начало 19080-х и горбачёвскую перестройку, превратившуюся в “катастройку”, первые года ельцинского лихолетья. Но отстоял институт, добился слаженной работы его коллектива и только в 1996 году в 68-летнем возрасте передал преемнику.
В рамках научной деятельности трижды (1975, 1982, 1988) становился лауреатом Государственной премии СССР (соответствующие совместные постановления ЦК КПСС и Совмина СССР не публиковались в открытой печати). Работы самого института также были удостоены Ленинской и Государственных премий. Подготовлены десятки учеников. Написано немногим менее 200 научных трудов, получено 250 авторских свидетельствах и 8 патентов. Выражаясь шифрованным языком (всё же ВПК), директор успешно осуществлял руководство основными направлениями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, завершившихся созданием целого ряда принципиально новых образцов техники, не имеющих аналогов в мировой практике. Были правительственные награды, в т.ч. ордена Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени.
Поскольку руководимый Н.А. Силиным НИИ являлся градообразующим для данной части города, то уже в качестве депутата он внёс значительный вклад в строительство и благоустройство города. Забота о людях всегда оставалась для него первостепенным делом. При институте был создан, по сути, городской микрорайон “Звездочка” со всей инфраструктурой. Построены Дом ученых, Дом быта, поликлиника, общеобразовательная и музыкальная школы, детсады, магазины, бассейн, спортзал, загородный пионерлагерь. Оставил после себя он добрую память среди жителей города. За заботу о людях, создание комфортных социально-бытовых условий и оказание помощи в благоустройстве города в 1995 году Николаю Александровичу Силину присвоено звание “Почетный гражданин Сергиево-Посадского района”.
Не стало государственника Силина на самом излёте XX-го века. Как раз в эти январские дни отмечается 23-я годовщина со дня его кончины в 1999 году.
Как будто хотел вологжанин и вожегодец (по названию райцентра Вожега) Силин, который бОльшую часть связал со средней полосой Европейской част России, с Подмосковьем, остаться в уходящем веке. И выбор на тогдашний Загорск тоже, кто знает, может был предопределён.
Возможно, что уроженец Русского Севера, видя и слыша проезжающие через расположенную неподалёку станцию пассажирские поезда, следующие в Архангельск, Мурманск, Сыктывкар и Воркуту, передавал через них привет своим родным местам на Вологодчине, а они, возвращаясь обратно в Москву, салютовали ему обратно приветом с малой Родины. Ехать-то сегодня с Сергиева Посада (кстати, уже в наши время здесь стали делать остановку отдельные поезда дальнего следования) до Вожеги где-то часов 10, да там до родной деревни на машине рукой подать. Даже если и сильно был занят по работе, то всё же, скорее всего, успевал выбираться на Север.
В 2003 году улица, где находится пестовавшийся им на протяжении трёх с лишним десятилетий институт, была переименована в его честь. Обычно местные люди к переименованиям улиц относятся не очень радостно: смена паспортов, установка табличек с новым наименованием, почтовая путаница. Но в сегодняшнем микрорайоне “Звёздочка” это процесс прошёл в то время достаточно гладко. Люди помнят добрые дела.
И за обороноспособность нашего Отечества благодаря научной, организаторской и педагогической деятельности Николая Александровича Силина мы можем по-прежнему оставаться спокойными.
Нельзя забывать тех, чьи имена не публиковались прежде в открытой печати, доблестных разработчиков и созидателей оборонки. К их числу относится и Николай Александрович Силин.
Будем помнить.
В. Михайлов
январь 2022
P.S
Возвращаясь к вопросу о статусе академика в наименовании улицы, названной в честь Н.А. Силина, наверное, придётся согласиться с тем, что был Николай Александрович Силин “засекреченным академиком”. Пусть так!
Значительный след он в науке оставил, а по какому разряду — уже неважно.
Добрая память!
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.