Покушение на заповедные поля Тимирязевки

Покушение на заповедные поля Тимирязевки

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Юрий Махрин

В номере «Правды» за 21—24 января под рубрикой «Адреса сопротивления» была опубликована оперативная заметка о пикете студентки Тимирязевской академии у входа в главное здание. Девушка держала плакат «Мы против застройки опытных полей! Против разрушения учебной базы!». Другой студент (смотрите фото) протестовал чуть в стороне. Сегодня расскажем подробнее, из-за чего собственно разгорелся сыр-бор.

3 декабря 1855 года была образована Петровская ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКАЯ И ЛЕСНАЯ АКАДЕМИЯ. Этого требовало время: Россия нуждалась в высокообразованных специалистах аграрного дела.

Государство выкупило для вуза усадьбу «Петровско-Разумовское» с большим клином земли, на котором студенты, профессора могли опробовать передовые методы научного земледелия. В первые же годы был заложен Ботанический сад.

Тогда же из Петербурга приехал знаменитый архитектор Николай Бенуа. По его проекту на месте снесённого графского дворца воздвигли величественный дом с часовой башней. С тех пор это — главное здание академии.

В советское время вуз назывался так: Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева. В народе её именовали коротко и ласково — Тимирязевка.

В 2005 году вуз переименован в Российский государственный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева.

Но обратимся вновь к истории. В 1867 году профессор Петровской сельхозакадемии Иван Стебут, «классик научного земледелия», как пишется в энциклопедиях, основал опытную станцию полеводства — колыбель отечественной агрономии.

Заповедное, святое поле России! На нём в 1912 году светило отечественной аграрной науки Дмитрий Прянишников заложил ныне старейший на планете Земля «многофакторный опыт длительного применения удобрений, севооборота и бессменных посевов». Вот уже 110 лет он является бесценным не только для российской, но и для мировой агрономической науки. «Длительный стационарный опыт Тимирязевской академии уникален. Он представляется ценнейшим объектом для углублённых теоретических изысканий, особенно фундаментальных работ прогностического характера», — написали учёные из Ротамстеда — знаменитой опытной станции Великобритании.

«Стационарный полевой опыт МСХА является наглядным живым учебным пособием, демонстрирующим роль севооборота, удобрений и известкования в повышении урожаев на подзолах нечернозёмной полосы страны», — считает профессор кафедры растениеводства Тимирязевки Андрей Постников.

Опытное поле, наверное, помнит тепло рук русских учёных-аграриев с мировыми именами: К. Тимирязева, В. Вильямса, П. Лисицына, Н. Вавилова… Именно на этой земле Климент Тимирязев более двадцати лет проводил исследование, обогатившее мировую науку, — «Солнце, жизнь и хлорофилл».

Заповедное поле невелико — всего 30 гектаров. На нём набираются опыта студенты, экспериментируют учёные, выводят новые сорта различных культур селекционеры, осваивают комбайны и тракторы будущие агрономы.

Автор этих строк часто писал о Тимирязевке, ведь живу рядом. Знаю многих учёных. При Советской власти они быстро росли от аспирантов до профессоров, академиков. Кадры руководителей кафедр, факультетов были стабильны. А с «лихих 90-х», как ни зайду на агрономический факультет, на двери значится новая фамилия декана. Одному сначала объявили выговор за то, что пошёл на заседание комитета Госдумы «в рабочее время», а затем уволили. Другой лишился должности, полагают его коллеги, потому, что не скрывал: член КПРФ.

Вспоминается такой случай. Декан агрофакультета Иван Васильевич Горбачёв принял меня на опытном поле. Показывая делянки селекционеров, рассказывал:

— Эти вот посевы проходят испытания. А те, что были созданы при Советской власти, получили путёвку в жизнь уже при капитализме, сегодня растут на полях России, Белоруссии, Украины, Казахстана. Назову яровую пшеницу «Иволга», ячмень «Михайловский», люпин узколистный «Ладный» и «Тимур», озимую пшеницу «Тимирязевка-162» и «Звезда», сою «Магеда» …

Разговор вдруг прервала прибежавшая, запыхавшись, коллега декана, тоже видный учёный: «Иван Васильевич, я видела приказ ректора об освобождении вас от должности декана…»

Как-то, гуляя по Лиственничной аллее, что тянется вдоль опытного поля, я увидел на нём комбайн-малютку. Жатва зерновых в семи километрах от Кремля? Сразу нахлынули воспоминания о том, как школьником работал в родном курском селе Репец штурвальным на прицепном детище «Ростсельмаша». Конечно же, завернул на этот нечаянный крестьянский праздник.

Прежде всего сделал редкий снимок. Посмотрите, уважаемые читатели: на первом плане крупные колосья ячменя, а на горизонте высятся дома и шпиль Останкинской телебашни. Жатва чуть ли не в центре Москвы. Чудеса да и только!

Профессор Людмила Дорожкина рассказала:

— Знакомьтесь: финский мини-комбайн «Сампо». Мал золотник, да дорог. Мы ведь убираем посевы на малых делянках. Например, эта — всего лишь 0,04 га. С одной намолотили, в пересчёте на гектар, 30 центнеров ячменя. С другой — 35. А вот с этой — 55. Такой контраст красноречивее всего свидетельствует, какие дозы удобрений, гербицидов, добавок к ним повышают биологическую активность растений, а какие, наоборот, угнетают. Русская поговорка, будто кашу маслом не испортишь, тут не подходит. Мера строгая нужна в земледелии!

Людмила Александровна сначала расскажет о результатах исследования студентам и аспирантам, коллегам на учёном совете. Потом выступит с докладом на симпозиумах аграриев, опубликует статьи в научных журналах. Опыт на поле академии станет доступен и земледельцам России. Отзовётся высокими урожаями зерновых культур.

Вот в чём ценность опытного поля, которому 110 лет.

Страна испещрена лентами дорог. Какое антропогенное воздействие оказывают выхлопные газы автомобилей на живые растения? Профессор Андрей Постников провёл исследование. Вот что он сообщил мне:

— Шли сюда по Лиственничной аллее? Эти красивые, стройные, пахучие деревья вдруг начали чахнуть, утрачивать дивный аромат, которым приходят сюда наслаждаться москвичи. Оказалось, шесть миллионов автомобилей, что ныне колесят по Москве, сильно вредят «зелёному другу». Чтобы спасти красавиц, пришлось здесь перекрыть движение, установить в начале и конце аллеи знак «кирпич».

Восточная часть опытного поля Тимирязевки подходит к Дмитровскому шоссе. Андрей Николаевич исследовал земли, прилегающие к этой автотрассе:

— Почва в 10-метровой зоне заражена тяжёлыми металлами, прежде всего свинцом. Выращенные здесь продовольственные растения — яд.

В конце пятидесятых годов прошлого века эта часть Тимирязевского района бурно застраивалась новыми домами. Но тогда никто не покушался на заповедное поле.

А в «лихие 90-е» пошли разговоры — мол, великое это расточительство: почти в центре столицы пустует такая большая территория. В 2016-м началось наступление на заповедное опытное поле. Положившие на него глаз представители строительного бизнеса публично доказывали: «Рядом готовые коммуникации, сколько высоток можно возвести!»

Те, кто покушается на этот зелёный островок столицы, где колосятся хлеба, считают, что для опытов университету можно выделить землю в Подмосковье, в Тверской области. Загубим заповедное поле с уникальным опытом? «Это всё сантименты!» А как возить две тысячи студентов на то поле за тридевять земель от Москвы?

4 марта прошедшего года правительственная комиссия по развитию жилищного строительства разрешила продать 102 га опытных полей академии. Дескать, они не используются, на них растут сорняки. Центральный телеканал даже показал заросли бурьяна. Но то была пустошь на Красностуденческой улице. Москвичи обман сразу разоблачили. А потом один студент вуза пробился во время «прямой линии» с президентом и сообщил главе государства, что золотые земли опытного поля намереваются застроить «человейниками». Президент сказал: поле «оставить в покое».

Но натиск на другие земли прославленного вуза продолжался. И вот 14 октября 2021 года учёный совет академии дал «добро» на продажу Питерской корпорации «РСЛ» 24,3 га земель вблизи знаменитого опытного поля. Границы предложенного участка определены: Мичуринский сад, Верхняя аллея и Красностуденческий проезд.

Доверительно, на условиях анонимности, сотрудники и студенты вуза рассказали мне, как всё происходило. Руководители университета заявили на совете, что здания нуждаются в капитальном ремонте, на это требуются большие средства, их можно получить, лишь продав часть земель. В бюджете минсельхоза, к которому относится Тимирязевка, денег на ремонт нет.

Представитель корпорации сказал, что заплатит за землю 15 миллиардов рублей. На 16 гектарах обещает построить учебный корпус с актовым залом, дом для сотрудников и три студенческих общежития. Остальные 8 га пойдут под жилищную застройку.

Законно ли такое решение учёного совета университета? В 2008-м указом президента РФ знаменитая Тимирязевка, не прекращавшая учёбу студентов, проведение опытов на полях даже в Великую Отечественную войну, включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Земли академии стали федеральной собственностью. Учёный совет вуза не вправе ими распоряжаться. Дал «добро» на продажу, значит, тем не менее, распорядился, похозяйничал.

Нарушение требований сохранения или использования объекта культурного наследия народов РФ, согласно закону

№ 245-ФЗ от 23.07.2013 года, наказывается штрафом до 1 миллиона рублей, либо обязательными работами на 360 часов, либо принудительными работами до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. Не пора ли власть употребить?

Студенты, вставшие против произвола в пикет, единодушны: земля в центре столицы на вес золота, для застройщика важно вклиниться в неё, а потом коммерсант будет втихую «съедать» новые и новые участки. Аппетит, известно, приходит во время еды. Поэтому акула-девелопер изготовилась глотать опытные поля частями.

Активность студентов, москвичей, депутата-коммуниста Государственной думы Дениса Парфёнова, кажется, не пропала даром. На обращение парламентария пришёл ответ из минсельхоза: прорабатывается вопрос о развитии кампуса университета без изъятия находящегося в его пользовании земельного участка.

Удастся ли и на этот раз отбиться от наглых застройщиков, для которых нет ничего главнее наживы?

Комментарий редакции: В статье упомянуто о первых небольших, но результатах, которые удалось достичь благодаря активности жителей столицы и студентов Тимирязевской академии, действовавших при поддержке столичных депутатов-коммунистов. Это однозначно доказывает, что только целенаправленная борьба против произвола способна унять зарвавшуюся «элиту», сохранить основные сферы жизнеобеспечения. Тем не менее, рановато считать, что дело сделано. Капитал силён и он ещё предпримет попытку продемонстрировать, «кто хозяин в доме». В конце концов, алчность строительных корпораций и спекулянтов всех мастей всегда даёт о себе знать. И присвоение ими ценных земель сулить данной прослойке огромные барыши. Поэтому важно продолжать жёстко отстаивать позицию сохранения академии, заповедных полей Тимирязевки. И чтобы злодейские замыслы финансовых хищников не просто не сбылись, а впредь не могли даже появится, следует последовательно отстаивать идею социализма. Тогда все ресурсы будут поставлены на службу общественным интересам и это поставит серьёзный заслон разрушительным силам, готовым ради больших денег пустить под нож науку, производство, сельское хозяйство и всю нашу страну.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *