По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Михаил Магид
Либералы говорят, что они терпимы к носителям разных взглядов и идеологий. Но при этом у либералов существует общий и, по сути, обязательный для всех объект религиозного поклонения — деньги. Маркс указал на это, как на фетиш, объект религиозного культа. С точки зрения иранского антиавторитарного социалиста, сторонника рабочего самоуправления шиитского философа Али Шариати, это — идолопоклонство.
Либералы поддерживают самую мощную активно насаждаемую современную религию — культ денег и потребления, культ рынка и обогащения, изображая дело так, как будто это — не универсальная религия, обязательная почти для всех.
Экономика, управляемая корпорациями, функционирует благодаря бесправному наемному труду. Ход работы, распорядок дня, порой даже одежда и время, отпущенное на походы в туалет, регламентируются сверху; по распоряжению начальства любого можно уволить. Те же корпорации вместе с силовиками контролируют государственную систему, а большинство — рабочий класс промышленности и сферы услуг — парализованы не только насилием, но и господствующей идеологией потребления. Молчаливое большинство, лишенное собственной коллективной организации и собственных идей, следует за господствующей идеологией, насаждаемой СМИ. Эта идеология — смазка системы. Так реализуется то, что Антонио Грамши назвал «буржуазной культурной гегемонией».
Но когда люди живут в условиях политической диктатуры и их отправляют на годы в тюрьму за неосторожные слова, либерализм с его относительной свободой слова воспринимается как панацея, а любая критика либерализма — как согласие с диктатурой.
При следующем повороте истории диктатура сменяется либерально-демократической парламентской системой, стоящей на тех же экономических основаниях. В условиях наступившего хаоса люди начинают с ностальгией вспоминать дни диктатуры, когда «был порядок». Они охотно забывают аресты и нищету, объясняя их заговором плохих людей или отдельными неудачами.
Но диктатура не обязательно возвращается скоро. Годами и десятилетиями может поддерживаться «демократия», позволяющая большинству раз в несколько лет выбирать во власть одну из нескольких крупнейших групп олигархии. При этом никаких эффективных механизмов самоуправления — регулярных собраний работников (с правом отзыва депутата в любой момент) у общества нет. Общество распылено, атомизировано, почти неспособно к коллективным действиям, избирательные участки охватывают людей из разных общественных классов, что так же не способствует самоорганизации трудящегося населения. На практике страной продолжают управлять наиболее богатые компании и наиболее влиятельные чиновники, сотрудничающие с ними. Идеология потребления и товарно-денежный фетиш насаждаются усилиями СМИ, впрочем, как и при диктатуре.
В случае, если демократическая парламентская система даёт сбой (причины могут быть самыми разными: большой экономический кризис, поражение в войне, разочарование большинства в парламентаризме, массовые социальные протесты или, как часто случается, всё это вместе) государство снова возвращается к диктатуре, подавляет протесты низов и восстанавливает порядок, обеспечивая тем самым бесперебойную работу корпоративной экономики. Сменяя друг друга, «демократия» и диктатура обеспечивают существование современной общественно-экономической системы. Этот круг исследует французский философ Жиль Дове (Жан Барро).
Дове указывает на то, что почти любой человек предпочтёт жизнь в условиях относительно мягкой политико-правовой системы, нежели в условиях суровой диктатуры. Но в реальности подобный выбор иллюзорен в рамках сложившейся социально-экономической структуры. Здесь демократия и диктатура — не только и не столько противостоящие друг другу конструкции, сколько элементы одной и той же системы, которые сменяют и взаимно дополняют друг друга.
Комментарий редакции: Буржуазия и её политические представители, стремящиеся к вечному безраздельному господству над широкими массами народа, ни за что не согласятся дать большинству возможность повлиять на формирование власти. Данная прослойка руководствуется принципом «постольку — поскольку». С одной стороны, полностью предоставлять трудящимся свободы — не в интересах олигархии. С другой стороны, постоянные попытки держать народ в жёсткой узде тоже в перспективе обернутся против верхушки. Поэтому эксплуататоры маневрируют, попеременно сменяя прямую диктатуру и «демократию». Но даже если провозгласить широкий круг политических свобод, то «элита» всё равно в решающий момент помешает народу сделать реально свободный выбор. Не только история, но и современная практика показывает, как под предлогами «борьбы с экстремизмом», «защиты частной собственности», «недопущения гражданской войны» народ и его политических выразителей интересов в лице левого движения прижмут к ногтю, начнут красть у них победу. Так что трудящимся от всего этого ни холодно, ни жарко. Но господство буржуазии вечным не будет. Сейчас протестные настроения возрастают. И сколько бы на общество не давили, в перспективе люди труда, сплотившись, обязательно скажут своё веское слово. Так что правда обязательно восторжествует.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.