По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Светлана Гомзикова
Три из четырёх российских учителя (76%) имеют оклад ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Эти данные были представлены Министерством просвещения 9 февраля на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Сведения относятся к декабрю прошлого года, когда МРОТ составлял 12,8 тысячи рублей (с января эта сумма выросла до 13,9 тысячи).
Понятно, что оклад и заработная плата — не тождественные вещи. Денежное вознаграждение за учительский труд, например, формируется из оклада, а также различных надбавок: стимулирующих, компенсационных и иных выплат. Причём, базовая часть должна составлять 70%, а стимулирующая — треть.
Проблема в том (на неё как раз и обратили внимание в Минпросвещения), что в регионах применяются разные подходы к оплате труда педагогов. Отсюда — непрозрачность начисления надбавок и принципов учёта выплат.
Получается, учителя у нас, вроде как, хорошо зарабатывают — в 2021 году средняя зарплата по стране, согласно официальной статистике, у них составила 45,8 тысячи рублей. Но в реальности, это как средняя температура по больнице, где кто-то умер, кто-то выздоровел, а кто-то ещё лечится.
По данным профсоюза педагогов (они также принимали участие в обсуждении доклада), в разных регионах и разных учебных заведениях за одну и ту же работу учителя, бывает, получают зарплату, которая отличается в пять-шесть раз.
Между тем, в мае — 10 лет, как президент России поставил задачу довести средние зарплаты работников образования до 100% по региону. И что же?
«Говорить о базовой ставке зарплаты учителей размером в МРОТ, это, безусловно, позор для одной из богатейших стран мира. Ситуацию надо исправлять самым срочным образом», — считает председатель комитета Госдумы по делам национальностей Геннадий Семигин.
Не менее важным, по его мнению, является и другой аспект этой проблемы — катастрофическое снижение профессионального уровня чиновников и общего качества управления. Свидетельством тому, на взгляд парламентария, является коллизия с указом президента о зарплатах педагогов, воспитывающих будущее нашей страны, который чиновники от образования, финансов и экономики десять лет не могут выполнить.
И всё же в Минпросвещения обещают исправить ситуацию с окладами учителей. Там разрабатывают проект новой системы оплаты труда, которая будет основываться на единых требованиях по всей стране. Проект протестируют с 1 сентября 2022 до июля 2023 года в шести регионах России: Белгородской, Кировской, Нижегородской, Ярославской, Сахалинской областях и Республике Мордовия.
На него, как отметила глава комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, возлагаются большие надежды. В том плане, что «он поможет отработать понятные механизмы формирования зарплаты учителей по всей стране».
«Система оплаты труда, — подчеркнул сенатор, — должна быть единой, её начисления — прозрачными».
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила члена совета профсоюза «Учитель», преподавателя истории и обществознания Дмитрия Казакова:
— Действительно, ставки заработной платы совершенно разные по регионам, и отличаются зачастую кардинально. Где-то — ближе к прожиточному минимуму, где-то меньше, где-то чуть больше. Но главное — начисление зарплат непрозрачное.
После перехода на новую систему оплаты труда — т.н. НСОТ, зарплата учителей состоит из основной части — это ставка и фиксированные надбавки, которые дают за стаж и педагогическую категорию. Плюс к этому не менее 30% должна ещё быть стимулирующая часть. И здесь как раз масса вопросов возникает, как эти «стимулирующие» распределяются.
В школах, где есть профсоюзные организации или активные, так сказать, коллективы, которые пытаются бороться за прозрачность, распределяется более-менее. А где нет, допустим, активных коллективов и профсоюзов, это всё шито-крыто. Как происходит распределение, непонятно.
«СП»: — Чья это компетенция, директора образовательного учреждения?
— Нет. На самом деле, это как раз компетенция коллектива. Но когда коллектив неорганизован, директора берут в свои руки распределение этих средств. Формально даже все приличия как бы соблюдаются — т.е. создается комиссия, ведутся протоколы. Но обычно в комиссию эту входят завучи и какая-то группа приближенных к директору, и они, соответственно, могут распределить как угодно. Конкретно я никого не обвиняю. Однако такие случаи наш профсоюз постоянно фиксирует.
Вообще на каждый год школам выделяется определённая сумма средств на зарплату. Она даже фиксируется в плане финансово-хозяйственной деятельности, который публикуется на сайте образовательного учреждения. Но сама система зарплатная настолько сложная, что разобраться в ней не всем под силу. Мы как-то пытались с бухгалтерами и людьми, которые имеют финансовое образование, разобраться — там сам чёрт ногу сломит.
Система непрозрачная. И, как она работает, непонятно. Поэтому директора и местное управление образование, чтобы вывести среднюю зарплату, начинают мудрить. Допустим, в школе небольшой коллектив, значительное количество классных комплектов, учителя хорошо нагружены — у них средняя зарплата выходит по региону. То есть, никаких «стимулирующих» нормальных они больше не получат. А в другой школе, где не хватает классных комплектов, и учителей много, под конец года педагогам выпишут хорошие «стимулирующие». Выравнивая, таким образом, среднюю зарплату.
Могу сказать одно: НСОТ, введённый в 2008 году, не только не решил проблему зарплат, он сделал механизмы её начисления ещё более непрозрачными.
«СП»: — Официально, средняя зарплата учителя у нас в прошлом году составила 45832 рубля. Это так?
— Ну, смотрите: я работаю учителем 15 лет, имею высшую квалификационную категорию. Нагрузка у меня достаточно большая — более 30 часов, это полторы ставки. Плюс — классное руководство и надбавки за непедагогический труд (я ещё обслуживаю компьютерную технику). В среднем, без вычета налогов, выходит в районе 35 тысяч.
Но учитель может работать нормально и качественно преподавать, когда у него нагрузка — одна ставка (18 часов). Или чуть больше — максимум, 22 часа в неделю. А тогда он не получит больше двадцати тысяч. То есть, это будет средняя зарплата.
Поэтому, чтобы хоть как-то её приблизить к средней по региону, учителей нагружают большим количеством часов. И вроде бы выполняется указ президента — всё красиво, хорошо.
Кстати, когда общаешься с директорами школ, у них сейчас самая главная задача — дать среднюю зарплату. Всё остальное, это уже второстепенно. То есть, за выполнением «майских указов» следят. Но следят так, чтобы правдами и неправдами выдать среднюю зарплату.
В какой-то степени это, может быть, и приподняло уровень оплаты труда учителей. Но произошло это не за счёт того, что им стали больше платить, а за счёт увеличения интенсивности труда — т.е. увеличения нагрузки.
«СП»: — С осени текущего года стартует пилотный проект, который предполагает внедрение единых требований к системам оплаты труда учителей по всей стране. Как вы на это смотрите?
— Нашу Нижегородскую область эксперимент тоже затронет. И, вероятно, это даже более справедливая система. Но ведь финансирование образования не увеличивается. Поэтому можно сколько угодно перекидывать с одной статьи на другую — можно увеличить оклад, но уменьшить надбавки. Но по сумме-то в итоге лучше не будет.
Без серьёзных финансовых вливаний в образование и создания действительно единой чёткой системы зарплат по всей стране, как это было раньше, вряд ли что-то изменится к лучшему. А на кону не только престиж профессии, но и качество образования.
У нас молодых педагогов, которые только-только входят в процессию, сразу же стараются загрузить большим количеством часов. Он ещё ни дня не проработал в школе, ему, действительно, просто ещё тяжело понять сущность педагогической деятельности, а его окунают в океан этой непонятной работы. При этом платят всего двадцать тысяч.
В итоге, либо он уйдет из школы через некоторое время, либо пойдет по пути конформизма. Да, формально станет соблюдать все правила, писать отчёты и вести документацию. Но качество преподавания будет невысокое.
И, кстати говоря, значительная часть педагогов идут сегодня по этому пути — они соглашаются с большой нагрузкой, и, соответственно, всё заканчивается тем, что качество образования падает. Либо человек даже при большой нагрузке пытается работать с полной отдачей. Но это в итоге приводит к тому, что педагог через некоторое время просто профессионально выгорает. Есть, правда, и те, которые сопротивляются. И пытаются добиться, чтобы оплата труда была достойной при какой-то нормальной нагрузке.
Комментарий редакции: Низкий уровень оплаты большинства работников образования однозначно не способствует дополнительному притоку людей в сферу, функционирование которой обеспечивает воспроизводство нации, повышает грамотность молодого поколения. Причем это до сих пор наблюдается несмотря на многочисленные обещания властей повысить зарплату школьным педагогам (и другим бюджетникам). Вроде и «майские указы» есть, и объективная общественная потребность в этих делах. Да и средства государство выделяет образованию. Да, это правда. Но далеко не вся. Другая её часть заключается в том, что финансирование социальных отраслей, мягко говоря, невысокое (в сравнении с показателями и СССР, и «развитых» капиталистических стран). Кроме того, принятый при поддержке «единороссов» закон «Об автономных учреждениях» создаёт предпосылки оседания в карманах руководства школ (и иных объектов образования) львиной доли финансовых ресурсов. Это значит, что работодатели будут распоряжаться средствами по собственному разумения. Совершенно очевидно, что подобное означает для обычных работников бюджетных организаций. Поэтому давно пора кардинально пересматривать проводящийся курс, переходит к социалистическим принципам управления социально-экономическими процессами. Лишь тогда удастся обеспечить учителей и других бюджетных работников действительно нормальными зарплатами.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.