Ещё неделю назад никто не мог и представить, что триумф российских фигуристов в командном первенстве на Олимпиаде в Пекине положит начало мрачному сериалу в стиле нуар с непредсказуемой развязкой, где действующими лицами невольно окажутся герои турнира: Марк Кондратюк, Камила Валиева, Анастасия Мишина — Александр Галлямов и Виктория Синицина — Никита Кацалапов. Как выяснилось, одержать победу на соревнованиях — отнюдь не значит получить за неё золотую медаль. Церемония награждения, назначенная на 7 февраля, до сих пор не состоялась из-за внезапно, но весьма кстати разгоревшегося скандала вокруг Камилы Валиевой, внёсшей огромный вклад в безоговорочную викторию нашей сборной.
Лишь 11 февраля — после нескольких дней томительного и напряжённого ожидания в атмосфере слухов и домыслов — в Международном агентстве тестирования официально подтвердили: задержка вручения медалей по итогам командника связана с обнаружением в пробе 15-летней спортсменки, взятой 25 декабря 2021 года в ходе чемпионата РФ в Санкт-Петербурге, микродозы запрещённого вещества триметазидин. Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) временно отстранило девушку от тренировочно-соревновательного процесса, однако быстро сняло запрет. Но тут на сцену с кличем «Ату!» вышли Международный олимпийский комитет (МОК), Международный союз конькобежцев (МСК) и Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), обжаловавшие в Спортивном арбитражном суде (САС) решение РУСАДА вернуть Валиеву на лёд.
Между тем триметазидин, по сути, не является допингом, но с 2014 года входит в список веществ, запрещённых ВАДА. Фактически он содержится в препаратах для стимуляции работы сердца, не способных повлиять на улучшение результатов в таком сложно-координационном виде спорта, как фигурное катание. Проще говоря, триметазидин не мог помочь Валиевой прыгать выше, вращаться быстрее и кататься изящнее. К тому же ни до, ни после 25 декабря вопросов к тестам девушки, в том числе взятым уже на Олимпиаде в Китае, нет. Естественно, мы никогда не узнаем, каким образом запрещённое вещество попало в организм спортсменки, как не выясним, где и почему её проба «гуляла» почти полтора месяца, прежде чем добралась до лаборатории ВАДА в Стокгольме. Ясно одно: решение САС грозило не только отнять у нас «золото» командника, но и перечеркнуть карьеру феноменальной фигуристки, чьи фотографии всего за сутки перекочевали с обложки влиятельной американской газеты «Уолл-стрит джорнэл» на первые страницы мировых бульварных изданий.
Будучи несовершеннолетней, Валиева попадает в категорию так называемых защищённых спортсменов. Однако изначально надеяться на снисхождение САС к юной Камиле не приходилось: ведь, по мнению зарубежных экспертов, допинг в нашей стране является чуть ли не частью национальной политики, поддерживаемой на государственном уровне, а потому российские атлеты всегда виновны по определению.
Но, видимо, справедливость иногда торжествует: 14 февраля САС отклонил апелляцию МОК, МСК и ВАДА. Правда, вердикт был оглашён в тот момент, когда до старта короткой программы у женщин оставалось меньше суток, то есть практически неделю Камила Валиева, ярчайшая в мировой истории одиночница и бесспорная фаворитка XXIV зимних Игр, пребывала в подвешенном состоянии, не имея возможности нормально тренироваться и сосредоточиться перед столь ответственным стартом.
Подводя черту под этой мутной историей, напоминающей «охоту на ведьм», как Луций Кассий Лонгин Равилла, знаменитый древнеримский консул и судья, задаёшься вопросом: кви продест — кому выгодно. Вряд ли вся эта шумиха поднялась бы, обыграй мы в команднике, например, сборную Бурунди, а не США. Но спорт, увы, уже давным-давно неотделим от политики. А потому Олимпиада из долгожданного главного праздника четырёхлетия всё чаще превращается в площадку для сведения политических счётов, где конкурентов побеждают не физическим превосходством и мастерством, а путём закулисных интриг и информационного давления.
На фоне высосанного из пальца и раздутого до небес скандала, деморализовавшего и выбившего из колеи не только хрупкую Камилу, но и всю нашу сборную, в столице Поднебесной начались соревнования в личном зачёте. Первый комплект наград разыграли мужчины, чьи выступления принесли много поводов для восхищения заокеанскими виртуозами и тяжких раздумий над бедственным положением наших одиночников.
Пожалуй, ни на одной международной арене не наблюдалось такой концентрации специалистов по четверным на квадратном метре льда, как в Столичном дворце спорта (СДС) в Пекине. Если на Играх в Пхёнчхане члены элитарного клуба «Больше квадов — хороших и разных» хоть и не считались уже диковинными птицами, но всё-таки составляли довольно не многочисленную группу, то в стольном граде Китая высадился целый десант. А предстартовые заявки спортсменов на произвольную программу напоминали ставки на аукционе: три квада от итальянца Даниэля Грассля и китайца Бояна Цзиня, четыре — от японцев Юдзуру Ханю и Юмы Кагиямы, пять — от американца Нэтана Чена и японца Шомы Уно…
Гвоздём состязаний должен был стать очередной раунд дуэли двух титанов: Юдзуру Ханю и Нэтана Чена. Этой схватки ждали с таким же нетерпением, как недавний финал Открытого чемпионата Австралии по теннису, где сошлись Рафаэль Надаль и Даниил Медведев. Для обоих игра являлась судьбоносной: в случае победы 35-летний испанец установил бы абсолютный рекорд по количеству титулов, завоёванных на турнирах Большого шлема (21!), а его 25-летний соперник оказался бы третьим в истории россиянином, возведённым в ранг первой ракетки мира. В Мельбурне после пятичасовой борьбы на корте верх над молодостью и мастерством взяли опыт, профессионализм и выносливость.
Немало стояло на кону и у фигуристов. 27-летний Ханю имел шанс превратиться в трёхкратного олимпийского чемпиона, спустя почти столетие повторив достижение шведа Йиллиса Графстрёма, праздновавшего успех в 1920, 1924 и 1928 годах, тогда как 22-летний Чен, мечтавший взять реванш за непопадание на пьедестал Пхёнчхана-2018, наконец-то сумел бы добавить к своему неофициальному званию «короля квадов» титул героя зимних Игр.
И в отличие от Мельбурна в Пекине фортуна благоволила «молодому и рьяному». Если переводить случившееся на льду СДС на теннисный язык, то Ханю бесповоротно проиграл уже в первом сете, то есть в короткой программе. Исполнив вместо прыжка «бабочку», он занял восьмое место, практически лишившись возможности реабилитироваться, тем более что американец побил его же мировой рекорд в обязательном прокате, набрав 113,97 балла. И поскольку в произвольном номере японцу терять было нечего, великий ледовый кудесник из Страны восходящего солнца отвесил свой прощальный поклон в виде попытки впервые в истории исполнить на соревнованиях под эгидой МСК самый сложный прыжок — аксель в 4,5 оборота. Досадно, но элемент не получился, и легендарный Юдзуру Ханю занял обидное четвёртое место.
Ну а его трон по праву отошёл Нэтану Чену, чей технический уровень иначе как космическим не назовёшь. Блестяще исполнив пять квадов (два флипа, сальхов, лутц и тулуп), фигурист одержал триумфальную победу и обрёл долгожданный статус олимпийского чемпиона. «Серебро» досталось восходящей японской звезде Юме Кагияме, «бронза» — его товарищу по команде, опытному Шоме Уно.
Что касается наших парней, то они, словно бедные родственники, наблюдали за этим роскошным балом квадистов только с улицы. К сожалению, мужчины-одиночники остаются главной болевой точкой отечественной сборной уже третью Олимпиаду подряд. И хотя так много российских фигуристов (сразу трое) не собиралось на Всемирных играх аж с 2002 года, количество не перешло в качество. Безусловно, от 18-летних Марка Кондратюка, Андрея Мозалёва и Евгения Семененко, новичков на мировой арене, никто не ждал особых подвигов, просто хотелось увидеть чистые прокаты и ещё нечто такое, что вселило бы уверенность в их светлое завтра.
Однако чуда не произошло, и пекинские гастроли российского трио запомнились как парад падений, «бабочек» и степ-аутов. При этом оправдание неудач, строго говоря, можно найти только для Марка Кондратюка — открытия последних двух сезонов, за пару месяцев превратившегося из фигуриста-вспышки в явного лидера сборной. У спортсмена, выложившегося на полную катушку на командном первенстве, просто не хватило сил на индивидуальное. Его обязательная программа, лишённая эмоций, уже не играла яркими красками. Усталость Марка особенно чувствовалась на дорожке шагов, которой всего пару дней назад он заводил зал. К счастью, обошлось без падений, но результат 86,11 балла «тянул» только на 15-ю промежуточную позицию.
Куда выгоднее смотрелся на льду не отметившийся в комаднике, а потому выглядевший бодрым и свежим Евгений Семененко, заменивший в олимпийской сборной подхватившего коронавирус Михаила Коляду. Почти безошибочное выступление позволило ему обосноваться на седьмом месте.
Хуже всех в короткой выступил Андрей Мозалёв. И если в случае с Кондратюком промахи можно было списать на измотанность после двух предыдущих изнурительных стартов, то объяснить провал Мозалёва невозможно. После срыва четверного сальхова и «бабочки» вместо трикселя парень, заняв 23-е место, вообще чудом пробился в финал турнира.
Впрочем, в произвольной программе дела пошли ещё хуже, причём уже у всех россиян. Ребята будто задались целью досконально познать на ощупь ледовое покрытие СДС, совершая ошибку за ошибкой. Правда, многочисленные падения и недокруты нашей троицы кардинальных изменений в турнирную таблицу не внесли. Кондратюк так и остался пятнадцатым, Мозалёв чуть «улучшил» показатели, перебравшись на 19-ю строчку, а Семененко сполз на восьмую позицию.
Глядя на выступления российских одиночников, понимаешь: в следующем сезоне даже в случае стабильных прокатов они рискуют окончательно утратить конкурентоспособность не только в мире, но и в Европе, поскольку техническая оснащённость отечественных мастеров конька не соответствует веяниям времени. Владеющие лишь четверными сальховами и тулупами по большому счёту уже не котируются на международной арене. Поэтому нашим парням надо осваивать старшие и более дорогие квады: лутц, флип, риттбергер, а также прибавлять в скорости катания, усложнять вращения и дорожки шагов.
Тем временем мужчин на льду сменили танцоры, просмотр соревнований которых походил на чтение романа с заведомо известной концовкой, где интерес представляли лишь отдельные главы. Надежды на то, что лучший российский дуэт Виктория Синицина — Никита Кацалапов (на снимке) способен навязать борьбу за «золото» выдающимся французам Габриэле Пападакис — Гийому Сизерону, пошли прахом уже после командных состязаний, когда наш тандем неожиданно уступил как первому, так и второму номеру сборной США, а, следовательно, в перспективе рисковал вообще остаться без медалей. Впрочем, до старта Игр в Пекине только непробиваемые оптимисты верили, будто олимпийскую корону при прочих равных отдадут не представителям Пятой республики. Да, они пропустили первенство планеты-2021 в Стокгольме и Евро-2022 в Таллине, а в Граце-2020 проиграли нашим. Но у французов за последние восемь сезонов всего три поражения, а в танцах, самой репутационной дисциплине, количество побед является решающим фактором. Посему один титул чемпионов мира Синициной и Кацалапова против четырёх у Пападакис и Сизерона означал заочное фиаско Вики с Никитой.
Теоретически от французов на льду СДС даже не требовался прокат всей жизни: для завоевания упущенной в Пхёнчхане-2018 золотой медали в Пекине им было достаточно избежать грубых ошибок. Но, являясь перфекционистами, Габриэла и Гийом никогда не выступают вполсилы, а потому уже в шедевральном ритм-танце, который наверняка войдёт в анналы истории, побили свой же мировой рекорд, набрав 90,83 балла.
Однако надо отдать должное и Вике с Никитой: они показали лучший результат в карьере (88,85) и ясно намекнули на то, что «серебра» американцам Мэдисон Чок — Эвану Бейтсу и Мэдисон Хаббелл — Захари Донохью не видать.
А вот наших многострадальных дебютантов Олимпиады Александру Степанову и Ивана Букина, по непонятной и по сей день причине неприглашённых в Южную Корею четыре года назад, в призовой тройке ждать не приходилось, хотя после ритм-танца они замыкали квинтет сильнейших, отставая на мизерные 0,05 очка от обосновавшихся на четвёртой строчке Чок с Бейтсом. К сожалению, в этом виде фигурного катания наблюдается тенденция продвигать лишь один дуэт на страну. Но мы-то прекрасно помним, что начиная с Инсбрука-1976, когда танцы впервые вошли в программу зимних Игр, и до Нагано-1998 включительно, на олимпийский пьедестал почёта всегда поднимались по две советские, а затем российские пары. Впрочем, с тех славных пор утекло много воды.
В финальный день соревнований сенсаций не случилось. Со второй попытки Пападакис — Сизерона, обновивших собственный мировой рекорд по сумме двух программ (226,98), ожидаемо увенчали олимпийскими лаврами, а Синицина с Кацалаповым в упорной схватке вырвали «серебро» у американцев Хаббелл — Донохью, довольствовавшихся «бронзой». Кстати, нынешнее французско-российское противостояние во многом напомнило события на танцполе на Играх-2002 в Солт-Лейк-Сити, где наши Ирина Лобачёва с Ильёй Авербухом также уступили «золото» представителям Пятой республики — Марине Анисиной и Гвендалю Пейзера. Отметим, что для 30-летнего Никиты Кацалапова это уже вторая медаль Всемирных игр в личном зачёте: в Сочи-2014 он завоевал «бронзу» в тандеме с Еленой Ильиных. Кроме того, фигурист — двукратный олимпийский чемпион в командном турнире.
Степанова с Букиным финишировали лишь шестыми, и, скорее всего, ни один из наших ведущих дуэтов (в силу солидного возраста партнёров) мы уже не увидим на XXV Белой олимпиаде в Милане и Кортина-д’Ампеццо.
Отдельно надо сказать о третьей российской паре Диане Дэвис — Глебе Смолкине. Вчерашние юниоры показали на дебютных в карьере Играх довольно неплохой результат, заняв итоговое 14-е место. Хочется верить, что ребята долго не засидятся в категории «перспективных и подающих надежды», а достойно продолжат славные традиции отечественной танцевальной школы и быстро прорвутся в мировую элиту. Впрочем, это уже задача следующего олимпийского цикла.
Елена МОРОЗОВА.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.