По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Александр Дьяченко
Первый канал российского телевидения — настоящая фабрика фальшивок. На днях это пропагандистское ведомство закончило показ своего нового эпохального псевдоисторического сериала «Цыплёнок жареный». По части клеветнических фантазий, обливающих грязью славное прошлое нашей страны, авторам и заказчикам фильма, пожалуй, нет равных. Ну разве что измышления нынешних бандеровцев об истории СССР можно поставить рядом.
Вначале несколько слов о приёмах и приёмчиках мегамастеров по-литического «фейка». Зрителя сразу цепляют на привлекательный крючок: «Сейчас мы вам покажем и расскажем о том, что происходило в стране ровно сто лет назад». Предлагается типа некий исторический ликбез для тех, кто уже забыл или никогда толком не изучал отечественную историю, но под напором официозной «патриотической» пропаганды всё же ею интересуется. Мол, посмотрите наш сериал и сразу узнаете всё самое важное о нэпе без особых усилий, так сказать, совместите приятное с полезным. Ключевое здесь слово «ТИПА». Смысловые подмены обнаруживаются не сразу и не всеми, а большинство их и вовсе не видят. Иначе откуда берутся вполне хвалебные отклики о данном телеизделии?
Крючок номер два для зрителя: в кадр привлечены вполне профессиональные и даже выдающиеся актёры и деятели шоу-бизнеса. Актёр Виктор Сухоруков, имеющий в своём активе весьма успешные роли в кино (к примеру, роль императора Павла в фильме «Бедный, бедный Павел»), изображает в сериале некоего короля питерского преступного мира дядю Колю. А Максим Леонидов (лидер суперпопулярной некогда рок-группы «Секрет», автор многочисленных песенных хитов) играет эпизодическую роль забугорного коммерсанта. Да, и не центральные роли в сериале сыграны вполне добротно. Некоторые актёры и актрисы запоминаются зрителем (например, молодая актриса Любовь Аксёнова в роли Клавдии весьма органично и талантливо демонстрирует грани своего актёрского дарования).
Крючок номер три. Большое число сцен сериала снято в роскошных свежеотреставрированных интерьерах Эрмитажа и Русского музея с великолепными лестницами, потолками, исторической мебелью и так далее. Смотрит такое кино зритель — и будто в музее побывал. Ему невдомёк, что даже эта красота — настоящий фейк: ну не было в 1920-е годы у государства средств, чтобы отреставрировать, довести до лоска данные объекты. К тому же описываемые в фильме события не могли происходить в сверкающих золотом, мрамором с изысканно инкрустированной дубовой мебелью хоромах. Особенно если это кабинеты ЧК или комитета комсомола.
Щедро расставленный в сериале антиквариат, роскошный реквизит и звёзды первой величины свидетельствуют о весьма немалом бюджете проекта. Откуда взяты деньги, кто спонсоры? Можно предположить, что доля государства (читай: налогоплательщика) в затратах на создание этого буйного корпоратива ненавистников России (о чём чуть позже) весьма существенная. Тому доказательство — и присутствие в руководящих органах государственного Фонда поддержки кино главы Первого канала К. Эрнста, и многочисленные факты финансовой поддержки Фондом кинопроектов компании «Марс Медиа Энтертейнмент», непосредственного шеф-повара «Цыплёнка».
В целом телеблюдо, растянутое на 16 (!!!) серий, смотреть всерьёз, как настоящее кино, ну никак невозможно. Ввиду полного отсутствия даже признаков полноценного художественного произведения. На экране представлен очередной набор киноштампов разных стран и исторических периодов. Авторы натужно (начиная с названия фильма) пытаются изобразить то ли криминальную комедию, то ли вестерн, то ли костюмированную мелодраму, то ли серию КВН-реприз. Однако ни один из названных жанров воплотить им так и не удаётся.
Вначале зрителю может показаться, что вот-вот начнутся шутки и скетчи в стиле, ну хотя бы приближенном к комедии «Не может быть!» Леонида Гайдая или к фильму «Интервенция» Геннадия Полоки. Вроде бы на такой замысел намекает весёленькое название «Цыплёнок жареный» и самая начальная заставка каждой серии с энергичным дамским канканом. Но нет, в данном кинофильме если и есть над чем смеяться, то не над шутками героев, а над создателями фильма, которые взялись не за своё дело.
Ближе к концу первой серии возникает ещё одна версия у зрителя: а может, этот фильм про русского Аль Капоне? Тут уже, как говорится, теплее. Все сюжетные перипетии фильма (кроме комсомольской темы) явно заимствованы из американских фильмов про времена «сухого закона» в США. Американские кинолекала гангстерского кино слегка модифицированы штампами из российских криминальных сериалов 1990-х («Бригада», «Бандитский Петербург», «Ментовские войны»). В том числе из названных сериалов целиком взята вся идейно-пафосная начинка «Цыплёнка».
Зрителю под видом истории, якобы происходившей в 1921 году, показаны события, которые с успехом могли иметь место в каком-нибудь 1994-м, но никак не во времена нэпа! Неподготовленному и не критически мыслящему гражданину авторы фильма внушают: всё повторяется, и то, что вы хорошо уже знаете, что было в «лихие 90-е», — это точь-в-точь и есть нэп.
Фактически речь идёт о бесстыдном мошенничестве, о подмене предмета рассмотрения, как говорят специалисты по логике. Цель подмены — обгадить, облить грязью, опорочить период становления Советского государства. По своей сути фильм «Цыплёнок жареный» — это взгляд современных жуликов на революцию и Советскую власть. И такой взгляд навязывается зрителю как единственно верный. Причём средствами главного федерального канала телевидения.
Задача авторам фильма, видимо, была поставлена предельно чётко: показать, что революцию 1917 года сделали для того, чтобы отодвинуть от кормушки сытых и богатых и самим эту кормушку прибрать к рукам. Вот откровение из интервью режиссёра фильма Елены Николаевой для сайта КиноТеатр.ру:
«Кумов — вообще очень интересный персонаж (самый отрицательный герой фильма, чекист, который насилует и убивает женщин, и одновременно он же возглавляет чекистов, показанных в фильме. — А.Д.). Он ведь по сути — псих, маньяк, самозванец, вышедший на свободу благодаря революции. Большевикам такие люди — жестокие, безжалостные, выносливые, несомневающиеся — были очень нужны. Поэтому он, как человек хитрый, не имеющий принципов и легко приспосабливающийся к обстоятельствам, пришёлся ко двору и очень быстро и уверенно сделал карьеру в органах. Это ведь особый сорт людей… Наш Кумов олицетворяет собой абсолютное зло, которое невозможно победить ни при какой власти, поскольку это зло так или иначе любыми путями само проникает во власть.
В нашей картине бандиты-революционеры, то есть власть, противопоставлены обычным бандитам — цеховикам-теневикам, которые в итоге, чтобы выжить, вынуждены подкармливать власть, их покрывающую…»
Как видим, режиссёр недвусмысленно проговаривает идеологические установки фильма, который, как она уверена, ей очень удался. А между тем фильм совершенно бездарен. Фантасмагорические мизансцены почерпнуты из голливудских картин о временах Великой депрессии, борьбы с бутлегерством и засилья в стране банд преступников типа Аль Капоне. И хотя говорят бандиты в фильме не по-английски, а по-русски, само построение их фраз явно заимствовано из подстрочников к американским фильмам типа «Лицо со шрамом: Позор нации» 1932 года.
Разве что вместо спекуляции шотландским виски бандиты в «Цыплёнке» делают деньги на русском самогоне. Банде дяди Коли противостоит опереточная группировка бывших белогвардейцев, которые занимаются контрабандой спирта из Европы (привет шведскому спирту «Абсолют» из 1990-х!). А вместо продажных американских полицейских в сериале действуют такие же продажные чекисты из выдуманного авторами фильма «отдела по борьбе со спекуляцией и самогоноварением», которого в природе никогда не существовало.
Клавдия (героиня актрисы Любови Аксёновой), согласно либретто сериала, привозит письмо из Парижа «от товарища Зиновьева», который в реальности после 1917 года постоянно находился в России. И таких нелепостей в «Цыплёнке» пруд пруди.
Речь даже не идёт просто об антисоветской интерпретации событий, о каком-то принципиальном изложении взглядов на события, о политическом видении… Нет даже этого. Перед нами беспрецедентно наглая, лживая пропаганда, основанная на совершенно выдуманных фактах и лицах, которые никогда не существовали. Это настоящая отрава.
Комментарий редакции: Действительно дело не ограничивается антисоветской интерпретации значимых исторических событий. Анализ упомянутого в статье сериала позволяет утверждать о стремлении оглупить историческую эпоху, прошлое нашей страны, всех, кто связан с совершением Октябрьской революции. Получается, что победа труда над капиталом — это большой грех? И все, кто вдохновил трудящихся на борьбу с угнетателями — они, значит, умалишённые? А апологеты несправедливости и грабежа представляют собой моральный эталон? Это нам пытаются доказать? Впрочем, можно даже не ломать голову над темой возможным мотивов авторов современных кинофильмов. Сегодня правящим классом и его идейной обслугой ничего не движет, кроме стремления к наживе любой ценой. Поэтому «элита» пытается превратить киноискусство (и культуру в целом) в откровенную бездуховщину. И это не может не настораживать. Недаром народ России скептически воспринимает происходящее и готов отдать предпочтение Ресоветизации.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.