По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Андрей Захарченко
Резкий обвала курса рубля после введения западными странами санкций против России спровоцировал по всей стране лавинообразный рост цен на все товары и услуги, вне зависимости их привязки к импортному сырью, оборудованию или технологиям. Ощутимо подорожали даже обычные строительные саморезы с гвоздями, не говоря уж о молоке и сахаре, детской продукции или семенах, стоимость которых в некоторых случаях возросла чуть ли не вдвое за минувшие две недели.
На этом фоне 9 марта депутат нижней палаты парламента Александр Хинштейн заявил, что профильные комитеты Госдумы уже подготовили законодательные поправки, устанавливающие госрегулирование цен на ряд товаров и услуг. По мнению парламентария, в их перечень совершенно точно должны быть включены продукты питания, детские товары, стройматериалы, сельскохозяйственная техника и удобрения, а также бытовая химия, зоотовары и медикаменты. Конечный список политик предложил «передать на уровень правительства», добавив, что при этом следует учесть уже имеющийся «пандемийный» опыт подобных ограничений, в частности, в сфере лекарств и медицинских изделий.
Уже на следующий день, 10 марта, спикер Госдумы Вячеслав Володин анонсировал в своем телеграмм-канале обсуждение с кабинетом министров права устанавливать предельные отпускные цены производителей на социально значимые товары и лекарства, заметив, что в сложившейся ситуации недопустимо искусственно повышать цены на российскую продукцию.
«У всех есть понимание: в условиях ограничительных мер, введенных в отношении нашей страны, некоторые товары могут дорожать. Например, за счет повышения курса валюты или перебоев в поставках из других государств. Но когда речь идет о продукции, которая производится и потребляется в России, искусственно повышать цены, прикрываясь санкциями, недопустимо», - подчеркнул он, сообщив, что, по имеющейся информации, «поставщики располагают необходимыми запасами товаров, дефицита нет».
При этом он уточнил, что совместно с Федеральной антимонопольной службой планируется провести анализ всей цепочки — от производства до продажи товаров — с целью выявления фактов необоснованного роста цен, поскольку «за такое необходимо наказывать».
«Решение позволит защитить наших граждан от роста цен», — резюмировал спикер Госдумы.
С одной стороны, утверждают экономисты, проблема роста цен приобрела настолько острый характер, что политик такого масштаба просто не мог не выступить с подобным заявлением. Тем более, что весь ритейл в России в настоящее время очень хорошо управляем и законопослушен, так что кабмину, в общем-то, не составит особого труда договориться как минимум с входящими в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ).
С другой стороны, сети высказывают определенные опасения, что благие намерения депутатов оградить россиян от экономический проблем удастся реализовать в полной мере.
— Все меры по госрегулированию цен эффективны, как правило, в течение двух-трех недель, а потом нужно будет предлагать рынку что-то новое, — поделился с «СП» своим видением ситуации профессор ВШЭ, эксперт по бюджету и инвестициям Иван Родионов.
— Даже если допустить, что их продлят на два-три месяца, то достаточно вспомнить результаты подобных опытов, например, с бензином и ЖКХ, чтобы понять, что столь длительное использование таких механизмов особого успеха не приносит.
Возьмите, например, недавнюю историю с растительным маслом и сахаром. Если до введения госрегулирования эти продукты можно было купить где-то подешевле, то после введения установленный государством ценовой максимум очень быстро стал для ритейлеров продажным минимумом, ниже этого уровня цены уже не опускались.
«СП»: — Получается, если в течение трех недель анонсированные депутатами меры по госрегулированию цен не дадут должного эффекта, нам никак не защититься от роста цен?
— Посмотрим, как будет ситуация развиваться дальше. С одной стороны, что греха таить, все отечественные производители прямо или косвенно довольно сильно зависят от импорта, так что не совсем понятно, а в состоянии ли они действительно сдержать рост цен. С другой стороны, всегда, конечно, есть пути обхода импортозависимости, но это опять-таки чаще всего сопряжено с ростом затрат, в которые производители к тому же еще и риски закладывают. Но что-то мне подсказывает, что эта отнюдь не новая ситуация будет развиваться по принципу «как обычно». То есть государство, конечно, будет что-то предпринимать, но определенного роста цен нам все-таки не избежать, так что где-то в течение пары-тройки ближайших лет населению придется жить не в самых комфортных условиях.
— Сейчас у России не остается иного выхода, кроме как рассчитывать на собственные силы. Но посмотрите, чем занимаются отдельные наши ведомства вместо того, чтобы поддерживать отечественное производство в условиях, когда западные компании уходят с нашего рынка, освобождая целые бизнес-ниши, — обратил внимание председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
— Вспомните, около года назад вступило в силу распоряжение правительства о развитии альтернативных форм торговли. В его рамках вроде как должны были на льготных условиях предоставляться торговые места малым предпринимателям и так далее. На мой взгляд, например, Минпромторг должен был все бросить и заняться его выполнением в первую очередь.
Но вместо этого ведомство целый год занималось другими делами. Например, рьяно вводило маркировку на всё подряд, создавая тем самым дополнительные административные барьеры тем самым малым предпринимателям. Если мы сейчас коснемся практических вопросов, то обнаружим, что, например, в Москве до сих пор действует торговый сбор, который просто прибавляет к ежемесячным затратам предпринимателя около 20 тысяч рублей, а торговые места предоставляются, если предприниматель не просто подал заявку загодя, а еще и оплатил аренду помещения на полгода вперед. Вот кардинальная проблема, и от того, что кабмину как-то удастся в данном случае на время уговорить производителей ограничить наценки на ряд товаров, она никуда не денется.
«СП»: — Получается, главной проблемой эффективной работы экономики в столь жестких условиях является чиновничество?
— В первую очередь — административная система регулирования торговли. Там всё совершенно нелогично. С одной стороны — либерализация торговли и регуляторная гильотина, и тут же с другой — рьяная маркировка всего и вся. Менять надо именно в администрировании. Я не понимаю, для чего существует, например, излишне, на мой взгляд, раздутый штат Роспотребнадзора. Им вполне можно оставить санитарно-эпидемиологический надзор, а защиту прав потребителей передать в регионы. И таких примеров ещё очень много.
Комментарий редакции: Безусловно, введение государственного регулирования цен на товары народного потребления могло хотя бы частично ослабить удавку на шее россиян. Дело дошло до того, что не только оппозиция, но и ряд представителей «партии власти» заговорили об этом. Однако соответствующий факт отнюдь не свидетельствует о том, что вопрос решён. Как представители правительства и их политической опоры понимают регулирование цен? Они заговорили о мониторинге обоснованности их уровня. Этим, конечно, надо заниматься. Но почему бы нельзя создать условия, исключающие возможность удорожания потребительских товаров? Ввели бы систему государственных закупок урожая у аграриев на основании договоров, занялись бы регулированием тарифов сырьевых и естественных монополий, — то удалось бы остановить ценовой беспредел. Просто всё упирается в эгоизм буржуазного правящего класса. А при таком раскладе на стабильность, в которой остро нуждается Россия (особенно в свете развязывания против нас гибридной войны), рассчитывать невозможно.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.