По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Валерий Цыганков
Бедность в нашей стране так и остается большой проблемой. Хорошо хоть, что правительство уже не строит иллюзий, и признает необходимость экстренных мер в экономике страны.
Что в первую очередь дает хотя бы ощущение некой стабильности? Наличие постоянной работы. На крайний случай — регулярное пособие. Но рынок труда, во многом из-за ухода из страны иностранных компаний, сжимается. На реальные пособия новым и прежним безработным денег в бюджете не хватает.
«Мы должны работать на опережение, оценивать текущую ситуацию на рынке труда, своевременно реагировать, чтобы сохранить рабочие места и поддержать занятость наших граждан», — сказала вице-премьер Татьяна Голикова на заседании межведомственной рабочей группы по восстановлению рынка труда, ее слова журналистам привели в аппарате вице-премьера.
Вице-премьер также сообщила, что на уровне правительства оперативно формируются изменения в законодательство, которые позволят максимально быстро реагировать на проблемы на рынке труда.
Но многие меры, которые, как сообщалось ранее, предлагает власть для решения экономических проблем, вызывают вопросы. Ситуация — для всех уже очевидно — беспрецедентная. А содержание нынешнего антикризисного пакета, по сути — чуть ли не калька с предыдущих мер.
Это, например, привлечение безработных к общественным работам на срок до трех месяцев. По приведенным оценкам, эта мера сможет поддержать до 300 тыс. человек.
До 200 тыс. человек планируется поддержать предоставлением возможности пройти переобучение, повысить квалификацию и профессиональную переподготовку (финансовый лимит на каждого — не выше 85 тыс. рублей).
До 500 тыс. человек смогут претендовать на компенсацию части зарплаты, если попадут в категорию работников с неполной занятостью и зарплатой ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ, 13 890 руб. в 2022 году).
Ну, и выплата пособий по безработице в условиях роста численности безработных — изменять минимальный размер выплат, как это было в 2020 году, власти пока не планируют.
Поскольку «билеты» на эту антикризисную «карусель» будут оплачиваться из бюджета, можно не сомневаться, что недоброжелатели скажут: российское правительство пытается сделать бедных еще беднее, чтобы просто не дать умереть с голоду нищим. Может, все-таки, есть другой способ?
— А зачем далеко ходить? Мы же это проходили. Руководителям страны в 20-е годы прошлого века хватило ума и смелости ввести НЭП, который стал основой для будущего, — считает доцент кафедры «Финансы и кредит» ШЭМ ДВФУ Максим Кривелевич:
— Новая экономическая политика для тогдашних руководителей страны — это было очень жесткое решение, очень смелый шаг. Ведь зажиточные крестьяне для них были смертельными врагами. Но в той ситуации насколько был велик интеллектуальный потенциал, назовем это так, что было решено все-таки разрешить частную инициативу. Потому что иначе было никак — ну, не могла же страна просто умереть с голоду. И НЭП, хоть и не очень долго продержался, но очень много дал. Если бы тогда не было бы НЭПа, который дал какую-то базу, еще неизвестно, как развивались бы для нашей страны последующие события.
Вот нам сейчас нужен новый НЭП. Нам нужно, чтобы государство разрешило гражданам деньги зарабатывать. Подчеркну — большинству граждан. С уже богатыми у нас и так все хорошо. Там помощь не требуется. А теперь надо бедствующему большинству дать возможность пожить лучше.
«СП»: — А каким образом это сделать в современных реалиях?
— Совершенно такими же. Первое. Ликвидируем налог на добавленную стоимость. В этом НДС нет ничего более уродливого — с социальной точки зрения. Хотя он очень хорош с бюджетной точки зрения — это легкая схема, при которой от него нельзя уклониться. То есть, доходы можно спрятать, а НДС не спрячешь. Но НДС ужасен, потому что это налог на бедных. Если, условно говоря, вы зарабатываете миллион рублей в месяц, а тратите сто тысяч, то НДС вы уплатите в соответствии с тратами на свои покупки. Соответственно, у вас реальная ставка налога вместо 20% всего 2%. Но если вы зарабатываете, к примеру, 30 тысяч в месяц, да еще берете кредиты, потому что на жизнь не хватает, и при этом тратите 33 тысячи рублей, с которых платите НДС, то у вас остается еще больше долговых процентов. Поэтому все потребительские товары надо освободить от НДС, тогда люди при даже прежней зарплате уже смогут покупать на 20% больше вещей и на 10% больше продуктов (сейчас НДС по продуктам 10%, а по непродовольственным товарам — 20%).
Второе — отмена налога на доходы физических лиц (НДФЛ) для всех, кто зарабатывает меньше 10 МРОТ. Потому что это просто издевательство, когда государство сначала забирает у вас деньги, а потом как бы пытается вытащить вас из той нищеты, в которую само же вас и загнало. Как только у людей появятся деньги, можно будет гораздо меньше тратиться из бюджета на их дотацию — по здравоохранению, образованию и всему остальному. Люди смогут это покупать.
«СП»: — Но бюджетные потери будут огромные.
— Если здесь мы говорим о бюджетных потерях, то это просто смешные деньги. Не буду тыкать ни в кого пальцем, просто отмечу, что есть госкорпорации, ликвидация которых вернула бы в бюджет больше, чем весь НДФЛ россиян. Поэтому аргумент «мы не можем это себе позволить» здесь совершенно не уместен. Мы — самая богатая страна в мире, и тратим эти богатства впустую — по отношению к большинству граждан. Фамилии тех, кто в выигрыше от ныне действующей системы называть не стану, они и так на слуху.
Суть в том, что нужно убрать НДС со всех потребительских товаров и продуктов питания. Нужно отменить НДФЛ для всех, у кого этот налог идет по ставке 13%, то есть, у тех, кто зарабатывает мало. И оставить прежние 15% НДФЛ для тех, кто зарабатывает много. При этом у нас остаются социальные взносы, остаются пенсионный взнос, медицинское и прочее страхование — это все платит работодатель. И это будет немало — 30%, вместо 43%. Бюджет не обеднеет, а россияне смогут вздохнуть свободнее. И смогут покупать услуги по медицине и образованию, нормального качества товары. Они смогут жить, как люди, работая на одной работе, а не пытаться найти четвертую работу, поскольку первых трех уже не хватает, чтобы просто выжить. Ну, зачем нам нужно поколение людей, которое себя просто сожжет к 50−60 годам непомерными усилиями под постоянным стрессом? А потом мы опять будет думать, чем наполнить бюджет Пенсионного фонда, поскольку эти люди уже не смогут работать дальше.
Ведь после таких трудовых гонок в период от 30 до 60 лет человек не по миру будет ездить, а от капельнице к капельнице ползать. И, наверное, это даже не вопрос только денег. Это вопрос какого-то, знаете, добросердечия со стороны государства.
«СП»: — Вы полагаете, что даже такая постановка вопроса возможна?
— Ну, уж точно — это вопрос здравого смысла. Не рубить сук, на котором сидишь. И, конечно же, при всем уже сказанном, необходимо прекращение всевозможных хищнических рейдов налоговых органов против малого и среднего предпринимательства. Конечно, многие мелкие и средние предприниматели жульничают с налогами. Но и ущерб от того, что одного человека разорили за неуплату налогов — больше, чем, если двадцать человек с этими налогами жульничают. У нас и так уже мало желающих заниматься малым и средним бизнесом. Новое поколение хочет уже со студенческой скамьи сразу идти в министерства или в госкорпорации — они не хотят быть «по ту сторону колючей проволоки». Поэтому единственный способ исправить ситуацию — убрать эту колючую проволоку.
Например, ввести четкое правило: если у вас меньше 100 миллионов рублей годового оборота, то не будет налоговых проверок. Платите налоги, ведете себя прилично, не обижаете сотрудников — и тогда никто вас не проверяет, никакие надзоры, никакие госорганы — никто к вам не приходит. Очень простая ситуация.
Будут ли у нее какие-то негативные последствия? Да, будут. Будут ли люди, кто решит этим злоупотреблять? Ну, конечно же! Но мы же говорим про общественное благо. Но общественное благо от таких мер будет в сто, в тысячу, во много-много раз больше, чем вред от каких-то считаных на единицы злоупотреблений. Потому что человек по своей природе хочет быть правильным и законопослушным.
Людям не нравится стыдиться, людям нравится гордиться. И надо дать людям такую возможность. Выиграют от этого все. И, если прекратить всяческие поборы, то мы получим тот же самый китайский экономический рост. Китайцы ровно то же самое сделали. Китай провел огромные налоговые реформы по освобождению малого и среднего бизнеса. Там больше 90% компаний МСП не платят НДС. И, слава богу, они вытащили миллиард людей из бедности. Почему у нас все так боятся каких-то послаблений? Какая-то классовая ненависть в этом просматривается.
Ведь даже красные комиссары, которые реально под пулями ходили, решились на НЭП. Чего нынешним нашим правителям опасаться? И зачем относиться к малому и среднему предпринимательству, как классовому врагу? Вот это мне не понятно.
Комментарий редакции: В условиях обострения обстановки важно решиться на масштабные изменения. Конечно, предоставление возможности россиянам заниматься мелким бизнесом сегодня одна из важных задач. Речь идёт об обеспечении людей занятостью. И чтобы это стало реальностью, надо положить конец терроризированию мелких хозяйствующих субъектов налоговыми органами, бесконечными проверками, рейдерами всех мастей (как во «фраках», так и в погонах), кредитному и тарифному диктату. Основную фискальную нагрузку должны нести сырьевые гиганты, а не мелкие объединения. При этом, решая упомянутую задачу, следует иметь в виду, что речь должна идти о малом предпринимательстве как о дополнении, а не как альтернативы общенародному государственному сектору. Необходимость национализации «командных высот экономики» не просто не отменяется — её актуальность возрастает. Помимо всего прочего, от этого зависит будущее России. Так что претворение в жизнь основ новой модели развития откроет перед нашей страной и перед народом новые перспективы.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.