По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Елена Морозова
Международные турниры без участия россиян рискуют превратиться в откровенный фарс
Олимпийский сезон в фигурном катании, как и в других зимних видах спорта, напоминает изнурительный марафон, где до финиша — чемпионата мира — доходят далеко не все. Сказываются физическая усталость, эмоциональная опустошённость, нервное перенапряжение, отсутствие мотивации и страх получить травму. Однако впервые в истории до финального турнира не доберутся не отдельные фигуристы, а сразу сборные двух стран в полном составе, причём вовсе не по перечисленным выше причинам, а вследствие наложенных на них Международным союзом конькобежцев (МСК) политически мотивированных санкций из-за проводимой Россией спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины.
За три недели до открытия первенства планеты во французском городе Монпелье на официальном сайте Союза появилась информация о том, что «в знак солидарности со всеми, кого затронул украинский конфликт, а также в целях защиты целостности соревнований по фигурному катанию и безопасности их участников Совет МСК, учтя рекомендации Международного олимпийского комитета (МОК), принял решение не допускать к состязаниям под своей эгидой спортсменов, принадлежащих к Федерации фигурного катания России (ФФКР) и Белорусскому союзу конькобежцев».
Как известно, ситуация вокруг Украины ударила не только по отечественным ледовым виртуозам, но и по представителям остальных видов спорта. Таким образом, после объявления практически всех наших, а заодно и белорусских атлетов персонами нон грата на международных смотрах постулат «спорт вне политики» навсегда утратил свою актуальность.
Примечательно, что МСК безоговорочно последовал указаниям МОК исключить россиян из соревновательного процесса и даже не стал утруждать себя игрой в политес, позволяя отечественным мастерам конька участвовать в состязаниях хотя бы в нейтральном статусе, а сразу полностью закрыл им дорогу на крупнейшие старты, по сути, выбросив на неопределённый период из мирового фигурного катания представителей страны-законодательницы мод в «ускользающей красоте».
Можно сколь угодно долго возмущённо вопрошать, почему наши спортсмены должны страдать из-за обострения геополитической ситуации на планете, не имея ни малейшего отношения к происходящему, и кто дал МОК и МСК, откровенным прозападным марионеткам, право не допускать атлетов до важнейших турниров, ради которых они тренируются всю жизнь. Внятного ответа всё равно никто не даст, хотя многие высокопоставленные чиновники МОК неоднократно заявляли, будто спорт нельзя использовать в качестве санкционного инструмента: ведь даже в эпоху «холодной войны» атлеты из СССР соревновались с коллегами из США и других государств Запада.
Что ж, остаётся лишь с горечью следить за тем, как международные спортивные функционеры и иже с ними третируют и превращают в изгоев российских спортсменов, равно как и наших деятелей культуры, паралимпийцев и даже котов. И чего тогда стоит официальный олимпийский девиз «быстрее, выше, сильнее», в 2021 году усовершенствованный добавлением слова «вместе»? Уже на февральских зимних Играх в Пекине после явно подстроенного допинг-скандала с Камилой Валиевой, вылившегося в беспрецедентную информационную травлю уникальной одиночницы, лозунг приобрёл неоднозначный смысл, воспринимаясь как «вместе против одной 15-летней девочки». Теперь же его на полном основании можно трактовать куда шире: «вместе против российского спорта».
И если на Валиевой опробовали новую схему устранения одной конкретной соперницы, то недопуск к турнирам МСК всей нашей сборной — это уже целая технология по избавлению от конкуренции в глобальном масштабе, тем более что на грядущем первенстве в Монпелье наши мастера готовились произвести фурор. Согласно прогнозам экспертов, ввиду отказа китайского дуэта Суй Вэньцзин — Хань Цун, только что выигравшего Олимпиаду, приехать во Францию россияне имели все шансы установить своеобразный рекорд, полностью захватив мировой пьедестал сразу в двух видах: женском одиночном и парном катании.
Кроме того, в Монпелье российская команда — единственная среди стран-участниц состязаний должна была выступить максимальным составом во всех четырёх дисциплинах — впервые аж с 2004 года. Понятно, каких стараний стоило нашим спортсменам добиться такого важного преимущества. Однако их многолетние труды и заслуги пойдут прахом: в силу неучастия отечественных виртуозов в нынешнем чемпионате мира на следующем они лишатся всех квот, и если МСК вдруг соизволит допустить Россию до турнира в Сайтаме-2023, то она получит право выставить лишь по одному представителю в каждом виде.
Для сборной с высочайшим уровнем внутренней конкуренции это настоящая катастрофа. Достаточно напомнить, что у девушек на три путёвки на Игры в Пекине претендовали семь человек. В следующем сезоне ситуация не станет легче: из юниорской лиги во взрослую перейдут несколько одарённых и уже владеющих квадами девочек, включая Аделию Петросян, Софью Самоделкину и Софью Муравьёву, которые на последнем национальном чемпионате уступили лишь олимпийскому трио — Камиле Валиевой, Александре Трусовой и Анне Щербаковой. Словом, внутрикомандное противоборство обострится до предела.
Впрочем, в отношении участия российских фигуристов в будущих международных стартах сезона вообще царит полная неопределённость, в том числе и по поводу квот на осенние этапы серии Гран-при.
Безумно жаль наших замечательных мастеров конька. Одни в нынешнем сезоне завершают выступления в любительских состязаниях и готовились в Монпелье поставить яркую точку в карьере, другие именно сейчас вышли на пик формы и могли выиграть медали, взяв реванш за пекинские неудачи. Особенно обидно за девушек, каждая из которых лелеяла определённые мечты. Александра Трусова рассчитывала наконец-то получить вожделенное «золото», Анна Щербакова, возможно, намеревалась стать двукратной чемпионкой планеты, а юная Камила Валиева наверняка хотела реабилитироваться за поражение на XXIV зимних Играх, завоевав мировую корону.
С парниками та же история. Евгения Тарасова — Владимир Морозов, обретшие крылья на волне «серебряного» успеха в Поднебесной, в отсутствие главного китайского дуэта, не исключено, замахнулись бы на первый в карьере мировой титул, а его действующие обладатели Анастасия Мишина — Александр Галлямов, уж точно неудовлетворённые олимпийской «бронзой», попытались бы отстоять звание. Не менее амбициозный настрой был и у оставшихся без пекинских наград Александры Бойковой — Дмитрия Козловского. Увы, рой талантливых и именитых спортсменов в очередной раз оказался заложником ограничений: сначала коронавирусных, теперь политических.
Фигуристы, как и представители любых других видов спорта, совершенствуются изо дня в день ради участия в состязаниях и побед в них. Но из-за дискриминации со стороны МСК (независимой, поговаривают, спорторганизации), объяснившему свою позицию в отношении россиян «напряжённой военно-политической обстановкой вокруг РФ и Украины», в обозримой перспективе у наших виртуозов маячат лишь внутренние старты. Для чего им тогда вкалывать, куда стремиться? Видимо, мастерам конька предстоит формировать новые психологические установки и искать дополнительную мотивацию для дальнейшего профессионального роста. Чтобы выжить, и спортсменам, и тренерам, говоря техническим языком, придётся переформатироваться. А учитывая короткий спортивный век фигуристов, особенно одиночниц, понимаешь: крайне политизированный вердикт МСК об отлучении наших «укротителей рёбер и зубцов» от международных турниров поломает судьбы многих из них.
Впрочем, любые санкции, как известно, палка о двух концах. Запрет россиянам выступить на первенстве планеты в Монпелье превратит стартующий 21 марта престижный смотр в откровенный фарс. В отсутствие наших парников и девушек соревнования уподобятся смотру сельской художественной самодеятельности, где на пьедестал попадут случайные люди, заброшенные туда волей Фортуны в лице МСК. Без отечественных спортсменов, безоговорочных лидеров в этих дисциплинах, чемпионат лишится как минимум половины зрелищности. Да и вообще фигурное катание немыслимо без России.
Тем временем министр спорта РФ Олег Матыцин рассказал, что в ближайшее время в нашей стране разработают собственную программу соревнований с участием максимального числа иностранных спортсменов. В первую очередь речь идёт о приглашении белорусских фигуристов, системы состязаний в рамках СНГ, ШОС, БРИКС.
Одним словом, если МСК не желает видеть на своих турнирах российских атлетов — переживём. Естественно, ничто не заменит статуса и престижа международных стартов, но, как говорится, за неимением гербовой пишут на простой. Так, уже в 20-х числах марта в Саранске наконец-то пройдёт неоднократно переносившийся Кубок Первого канала по фигурному катанию. Коммерческий шоу-турнир, зародившийся всего год назад в пандемийный период, сразу же вызвал большой интерес, а в сегодняшних реалиях по накалу страстей наверняка не уступит даже параллельно проводимому без россиян чемпионату мира в Монпелье, в аккредитации на который, кстати, МСК отказал ведущим отечественным спортивным СМИ, в том числе «Спортс.ру», РИА Новости, «Спорт-Экспрессу», Матч ТВ, «Спорт24» и другим.
Поговорив о том, чем россиянам аукнется отстранение от чемпионата мира в Монпелье, остановимся и на том, как отразятся на фигуристах санкции, наложенные на наших спортивных чиновников, которые также лишились права участвовать в мероприятиях под эгидой МСК, в том числе в судьбоносном июньском конгрессе Союза в таиландском Пхукете, где определится облик всей «ускользающей красоты» на ближайшие годы.
На обсуждение вынесено множество предложений, но остановимся лишь на двух новшествах, которые реально способны повлиять на дальнейшее развитие фигурного катания и уж точно будут приняты, особенно учитывая отсутствие представителей РФ.
Одна из реформ подразумевает сокращение числа критериев оценки за компоненты с пяти (владение коньком, связующие элементы, перфоманс, композиция и интерпретация музыки) до трёх (связующие элементы «спрячутся» во владении коньком, а интерпретация музыки — в перфомансе) и одновременную корректировку её коэффициентов. Так, у мужчин баллы будут умножаться на 1,67 в короткой программе и на 3,33 — в произвольной; у танцоров — на 1,33 в ритм-танце и на 2 — в финальном; в женском и парном катании — на 1,33 в обязательном прокате и на 2,67 — в произвольном.
Изменения выглядят революционными, однако их практическая польза вовсе не очевидна. Ведь главная проблема оценки за компоненты — не критерии и коэффициенты, а то, что она зачастую является этаким средним арифметическим от флага, тренера и прочих неспортивных факторов.
Впрочем, пожалуй, самым значимым решением предстоящего конгресса МСК станет давно и настойчиво обсуждаемое повышение минимально допустимого возраста перехода из юниорской лиги во взрослую. Перемены, против которых систематически выступала ФФКР, произойдут постепенно: в сезоне-2023/24 порог планируют поднять до 16 лет, а с сезона-2024/25 — до 17. Только сохранит ли новый возрастной ценз здоровье юных фигуристок, о котором на бумаге так печётся МСК, — вопрос без ответа, ведь освоение четверных новые ограничения точно не остановят. Просто зашкаливающая уже сейчас конкуренция среди юниоров продлится на пару лет дольше. Увы, «засидеться в девках» придётся нашим 13-летним талантам Веронике Жилиной и Алисе Двоеглазовой.
Основной аргумент сторонников повышения возраста — спортивное долголетие, поскольку многим экспертам, в том числе прославленным российским фигуристам, не нравится, что «совсем ещё мальчишки и девчонки, даже пороха не нюхавшие», превращаются в легенд спорта. Однако определение уровня спортсмена через градус драмы в его жизни больше напоминает сценарий фильма «Лёд», нежели сегодняшние реалии. Мастерство уникальной Камилы Валиевой, в 15 лет являющейся звездой рекламных кампаний, ни в чём не уступает дарованию выдающегося Евгения Плющенко, примерно в том же возрасте, по его собственному признанию, собиравшего бутылки в попытке заработать на оплату комнаты в питерской коммуналке.
Весьма спорен и вопрос о том, зависит ли развитие фигурного катания от цифр в паспортах его представителей. Кто внёс больший вклад в прогресс «ускользающей красоты»: юный китаец Боян Цзинь, открывший новую эру в исполнении квадов у мужчин, первым в мире чисто прыгнув сразу четыре четверных в одной программе, или ветеран израильской сборной Алексей Быченко?
Безусловно, того же 34-летнего Быченко, 32-летнего чеха Михала Бржезину или 42-летнюю британскую одиночницу, а впоследствии парницу Зои Джонс всегда приятно видеть на стартах. К ним привыкаешь, как к знакомым персонажам давно идущего телесериала, и даже в какой-то мере восхищаешься ими, поскольку они хороши в своей возрастной категории. Однако, честно говоря, на международных турнирах эти ледовые долгожители в силу неспособности удивить публику чем-то новым уже давно играют роль свадебных генералов. Нестабильным четверным сальховом Бржезины или затёртой до дыр программой под музыку из «Пиратов Карибского моря» Быченко не привлечёшь толпу новых фанатов, а их число — один из критериев развития «ускользающей красоты».
Фигуристы, радующие поклонников многие годы, безусловно, важны для популяризации спорта в маленьких федерациях: такие люди вполне могут стать национальными героями, а после завершения карьеры часто начинают тренировать сами, как, например, знаменитые олимпийские призёры в мужском катании швейцарец Стефан Ламбьель и испанец Хавьер Фернандес. Хотя и это не гарантирует подъёма интереса к ледовому искусству в той или иной стране: в Италии после ухода незабвенной Каролины Костнер не появились новые яркие одиночницы, а в Финляндии так и не родилась спортсменка с обаянием и успешностью Кииры Корпи.
А вот отсутствие четверных прыжков действительно способно продлить карьеры фигуристок за счёт меньшей травмоопасности процесса подготовки к соревнованиям, но парадокс в том, что повышение возрастного ценза не означает автоматического прекращения работы над элементами ультра-си. Множество малышек, ещё даже не вышедших на юниорский уровень, уже исполняют квады на тренировках. Девочки прекрасно понимают: для того, чтобы, попав во взрослую лигу, на равных бороться с теми, кто оказался там чуть раньше, нужно рисковать и быть во всеоружии.
Само восприятие элементов ультра-си постоянно меняется. На чемпионате мира-2010 чем-то из ряда вон выходящим считался не только триксель японки Мао Асады, но и каскад тройной лутц — тройной тулуп, исполненный лишь героиней Игр в Ванкувере кореянкой Ю На Ким. Спустя шесть лет критерием сложности уже оказался перенос прыжков в бонусную зону: в короткой программе на первенствах планеты в 2016 и 2017 годах все три элемента во второй половине номера исполнила только россиянка Евгения Медведева. Следующим закономерным шагом в этой технической мини-революции стало выполнение всех прыжков в финальной части уже произвольного проката. Правда, сотворить подобное чудо удалось лишь олимпийской чемпионке Пхёнчхана-2018 Алине Загитовой.
И всё же в конечном счёте победы одерживаются не столько наличием в арсенале элементов ультра-си, сколько стабильностью их исполнения. Именно поэтому у королевы квадов Александры Трусовой до сих пор нет ни одного «золота» крупных взрослых турниров.
Удивительно, но на знамя борьбы за возрастной ценз часто выносят 25-летнюю Елизавету Туктамышеву — россиянку, которая десять лет назад была в положении нынешних Камилы Валиевой, Дарьи Усачёвой и Майи Хромых. Все актуальные успехи Лизы обу-словлены не прорезавшейся с годами женственностью, отсутствующей в оценочных критериях МСК, а прежде всего её техничностью, позволившей не только выучить тройной аксель ещё подростком, но и восстановить его в трудные периоды карьеры, а стабильность исполнения с годами довести до близкой к максимальной.
Сомнительным преимуществом повышения возрастного ценза выглядит и ожидаемый рост интереса к фигурному катанию в других странах, поскольку без квадов (способность прыгать их девушки с возрастом якобы теряют) на пьедестал будут попадать не только россиянки. Но утверждение о том, что количество побед (медалей, призов) напрямую влияет на популярность вида спорта, весьма спорно: тогда российский футбол уж точно никто бы не смотрел, а художественная гимнастика и синхронное плавание, наоборот, не выходили бы из эфира.
Впрочем, все самые крутые реформы МСК меркнут на фоне полной неопределённости дальнейшей судьбы российского фигурного катания как важной составляющей мирового ледового искусства. Пропущенные крупные турниры — удар по репутации и рейтингу наших мастеров конька, вследствие чего со временем (если МСК сменит гнев на милость) им придётся выступать в более слабых разминках, где арбитры традиционно скупы на оценки. Но пока выхода нет, и остаётся только ждать: время — судья и палач — всех рассудит.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.