По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ
С началом специальной военной операции на Украине российская экономика подверглась фактически атакам со стороны Запада. Зарубежные компании, из-за того, что Россия отказалась играть по правилам мировой закулисы, в массовом порядке стали объявлять о своем уходе с рынка РФ. Коснулось это и отечественного автопрома.
Одни из первых о своем уходе из России объявили производители люксовых иномарок. Как говорится, не больно-то и хотелось, вы свободны, ступайте, у нас своё есть. Да только вот и «своё» из-за Запада также оказалось в неудобном положении. Речь идет, конечно же, об АВТОВАЗе. Еще в период пандемии тольяттинское предприятие испытывало трудности с поставками электронных компонентов. Это было связано с закрытием границ стран, на территории которых эти компоненты производились. Тогда кризис поставок затронул весь мировой рынок автопрома.
Теперь же ситуация несколько иная. Под угрозой срыва поставок могут оказаться и другие комплектующие, которые производятся за рубежом. Такой негативный сценарий депутат Государственной Думы Леонид Калашников допускал еще в 2016 году, когда у руля тольяттинского автогиганта стоял швед Бу Андерссон. Тогда депутат сигнализировал федеральным властям о недопустимости усиления позиций иностранных поставщиков комплектующих.
Здесь важно напомнить, что в своих отчётах Бу Андерссон рапортовал о 70% локализации для Lada Vesta, 61% — для Lada Largus и 50% — для Lada X-Ray. Однако эти цифры были далеки от реальных. Как минимум треть от этих цифр представляли собой скрытый экспорт, когда из зарубежных (румынских, турецких и пр.) запчастей на территории РФ собирались деталь или агрегат. Такие детали или агрегаты при этом считаются «российскими», а запчасти для сборки приобретаются за рубежом за валюту. Подобные схемы делают наши автомобили не конкурентоспособными, и, к тому же, дорогостоящими. И цены марта 2022 года это фактически подтверждают. Продукция АВТОВАЗа перестала быть народным автомобилем, как это задумывалось изначально.
«Подобные решения противоречат национальным интересам России. «АВТОВАЗ» намеренно и планомерно превращают в отвёрточный цех по сборке иномарок. Так, согласно статистике, производство автомобилей под брендом Lada сократилось с 810563 шт. в 2008 г. до 414266 шт. в 2014 г. Создаётся впечатление, что иностранный менеджмент реализует неподконтрольную правительству РФ политику по уничтожению российской экономики и это в условиях влияния неблагоприятной внешнеполитической конъюнктуры», — докладывал в 2016 году Леонид Калашников в письме на имя Президента РФ.
И вот как раз именно сейчас, когда фактически весь Запад встал в позу по отношении к России, тезис о национальных интересах, заявленный Леонидом Калашниковым, стал реальностью. Фактически, спустя шесть лет. До этого, федеральные власти, вероятно, полагали, что это не тот вопрос, который заслуживает тревоги и скорейшего принятия мер. Теперь же, когда под угрозой не только факт выпуска автомобилей, но и благосостояние десятков тысяч тольяттинцев, власти, наконец, всерьез озаботились автозаводом. Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров уже успел провести встречи с рабочим коллективом. 17 марта глава региона заявил о том, что будут прорабатываться различные варианты поддержки заводчан, на случай непредвиденных обстоятельств, таких, как например, высвобождение персонала. В свою очередь руководство компании объявило о том, что корпоративный отпуск переносится с лета на апрель, как раз из-за угрозы срыва поставок комплектующих. А в июне завод перейдет на четырехдневную рабочую неделю. События развиваются предельно быстро, и в некоторых случаях непредсказуемо. Впрочем, принципиально важно подчеркнуть, что компания Renault пока не намерена оставлять АВТОВАЗ, и заявила, что со всей ответственностью подойдет к сохранению коллектива и предприятия. Вопрос лишь в том, как долго иностранный акционер будет удерживать такую позицию, и каким образом поведет себя, если руководство Франции предпримет попытку оказать давление.
Леонид Калашников, депутат Государственной Думы:
— Пока Рено продолжает работу. В отличие от многих других иностранцев, они пока не ушли. С одной стороны это воодушевляет, с другой стороны сейчас подтверждается все то, о чем я говорил в 2016 году. То есть, АВТОВАЗ в серьезной степени оказался в зависимости от политического настроения стран, в которых производятся комплектующие для нашего автомобиля.
26 марта я говорил с председателем правительства Самарской области Виктором Кудряшовым по вопросу поддержки заводчан, города. По этому поводу буду также встречаться с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным.
Но, в случае, если иностранный акционер покинет наш рынок, нам ничего не остается кроме как возвращаться к отечественным моделям, и ударными темпами возрождать в полной мере автомобильную промышленность, выпускать автомобили, пусть даже и классом пониже.
Я говорил с ветеранами АВТОВАЗа, и они готовы включиться в этот процесс, если возникнет такая необходимость.
Но мы должны в любом случае сделать выводы по локализации. Ведь автомобиль должен производиться, как в Китае, на сто процентов из отечественных комплектующих. В случае же самого негативного сценария нам останется только перейти к национализации АВТОВАЗа.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.