По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия»
В эти дни, когда наши воины вместе с братьями Донбасса, как истые богатыри, сражаются на Украине с драконом нацизма, мы желаем им победы. Они бьются за наше будущее и мир и, несомненно, за лучшее переустройство всей нашей жизни, не жалея «живота своего», жизней своих. И мы не имеем морального, человеческого права предать их невиданную самоотверженность, а сделать всё, чтобы преобразовать нашу жизнь, сменить рыночно-убийственный для страны и народа капитализм и вновь отстроить державу на принципах социальной справедливости.
Невозможно и дальше жить, видя, как не без помощи Запада разрушается наша страна, наносится огромный урон селу и промышленному потенциалу, науке, образованию, здравоохранению и культуре.
Все эти годы «Советская Россия» показывала потери и вела счет разрушению советского наследия, стойко и отважно борясь против этого. Вот и недавно на ее страницах, в «Отечественных записках», мы увидели свидетельства руин гигантских заводов сельхозмашиностроения: Алтайского, Челябинского, Волгоградского, создававших основу нашего земледелия. В этом ряду стоит и такой флагман, как Люберецкий завод сельхозмашин им. Ухтомского, удостоенный за свои достижения многими наградами, а ныне властно варварски уничтоженный. Это прославленное предприятие после революции и разрухи Гражданской войны В.И. Ленин лично берег, спасал и сделал всё, чтобы год от года оно возрастало в своей мощи и техническом оснащении, давая колхозным полям не только новую технику, но и растило рабочую смену – специалистов и конструкторов ее.
Их опыт, как и продукция завода, были востребованы во всем мире – и особенно в странах социалистического лагеря.
С этим заводом связана и моя личная биография, как и множества других людей. Потому и боль его разрушения отпечаталась в сердце каждого из нас.
После получения диплома я работала в многотиражке «Заводская правда» – голосе и трибуне рабочего коллектива. Газета писала о том, как шло техническое перевооружение, пополнялись ряды новаторов и рационализаторов, как растили молодую смену. Со школьной скамьи ребят знакомили с продукцией завода. Они были частыми гостями в его цехах и нередко связывали с ним свое будущее.
Пятнадцатилетним подростком пришел в один из цехов Александр Вождаев, нынешний автор газеты. Здесь он вырос до мастера производства и ведущего инженера предприятия.
Наш прославленный первый космонавт Юрий Гагарин свое трудовое взросление получил в его литейном цехе. Он без отрыва от производства еще учился в школе и техникуме. Об этом много сказано и написано.
Непроходящая горечь в душе и сердце осталась оттого, что завода сегодня нет.
Для чего мы вляпались в дикий рыночный капитализм и глобализм? Чтобы рушить и банкротить подобные флагманы сельхозмашиностроения, как и многие другие предприятия тяжелой индустрии, убивать колхозы и совхозы?
* * *
Советская власть, опыт которой пока умышленно игнорируется, хотя многие в стране хотели бы его вернуть в наши отрасли экономики, науки и образования, здравоохранения и культуры, потому что она умела работать на созидание и опережение.
Вспомним, как возрождалась страна из пепла после Великой Отечественной войны. Восстанавливалась и поднималась в рост, отстраивалась. А еще ранее, в 20-е годы, после разрухи Гражданской войны через преодоление гигантских трудностей воссоздавала свою социалистическую Родину.
Мы были первопроходцами. И многое «рождалось» вновь.
Нынешние поклонники царей, воспевающие их «розовый» век, не расскажут вам, что в дореволюционной России не умели делать тракторы. Никакие! Ни колесные, ни гусеничные.
Вплоть до революции 1917 года орудиями на полях оставались соха и стальной плуг. Ими и растили хлебное зерно, которым якобы и заваливали Европу.
При Советской власти так продолжаться не могло. Ленин это понимал и мечтал о ста тысячах тракторов для страны.
Первый советский трактор завода «Красный путиловец» рабочие собрали без всяких чертежей – по образцу американской машины «Фордзон», купленной за золото. На чертежи денег не хватило.
Каждую деталь тогда обмерили, некоторые из них для более точного измерения даже пришлось разрезать. В лаборатории исследовали материал, из которого они были сделаны, определили его твердость и способы обработки. По снятым размерам делали эскизы, потом – формы для литья. Полученные отливки шли в обработку.
Все цеха готовили детали для трактора, которому дали название «Фёдор Петрович» – «Фордзон»путиловец.
Освоение шло трудно – не хватало нужных станков, крошился инструмент. Но ценой огромных усилий свой «Фордзон» всетаки родился. Победили упорство и напряг всех сил.
Однажды после очередного пыхтения один из трудяг-рабочих – Костя Яковлев – крутанул пусковую ручку. И трактор забился. «А ну-ка поднатужься, Федор Петрович!» – кричали, радуясь, рабочие…
Прошли еще недели изнурительной работы, прежде чем «детище» решительно завелось и заговорило.
И вот в 1924 году первый советский трактор вывели на Майскую демонстрацию. Шли и пели про солидарность со всеми рабочими земли. Про «наш паровоз», летящий вперед. Про Конную Буденного…
И вдруг на площади Урицкого застучали, затарахтели непонятные моторы. Подумали, что это аэроплан. Но это был не он – по булыжной мостовой двигались два чудо-трактора. Первый вел Костя Яковлев, второй – Петр Солакин – Герои Труда. И люди завода шли рядом – правда, озабоченные тем, как бы их детище не заглохло посреди людского моря. Но два «путиловца» не подвели – двигались уверенно.
А впереди них люди несли кумачовый плакат: «Берегись, соха, трактор идет!»
Дружное «ура!» залило площадь. Еще бы, все увидели чудо – первые советские тракторы!
В те дни, когда рождался первенец, на завод шли письма от крестьян с просьбой собрать хотя бы деньги по копейке с каждого на приобретение лошади – страна переживала тогда нелегкие времена.
Но подарки пошли на село более весомые: первые тракторы – и даже заводские инструкторы, обучающие работе на них.…Через 40 лет после пуска в производство первого «Красного путиловца» рабочие Кировского завода сделали самый сильный в Европе трактор – «Богатырь на колесах». И самое главное, что было в нем, это мощный двигатель.
Ветераны завода вспоминали тогда, как когда-то восхищались мускулистостью «Фёдора Петровича» – всего-то в несколько лошадиных сил.
А в новой модели «Кировца» – «К-700» – их было уже одиннадцать и больше.
И дальше строить по мощности трактор ленинградцам помогали многие города. Ярославль, например, создавал двигатель и огромные шины, Владимир – приборы, Херсон – карданный вал, Москва, Куйбышев, Минск, Челябинск, Кременчуг, Полтава, Одесса – все выполняли заказы для него. Такая была крепкая спайка – кооперация всех городов республик.
Но основную работу выполнял всё же сам Кировский завод.
Что значит наладить выпуск новых деталей, из которых самая большая рама весит несколько тонн, а самая маленькая, какой-нибудь винтик, – всего-то десять граммов!
Для этого нужно было перестроить, перепланировать цеха, создать станки-автоматы, поточные линии, испытательные стенды и многое другое.
И всё это делалось умом и руками людей, которые, бывало, трудились на своих рабочих местах круглыми сутками. И в этих буднях выковался их опыт, их характер.
Все ценили фрезеровщика Федора Ильина – ему была подвластна любая, даже самого сложного контура, деталь. На руках таких, как он, или бригадира Василия Корехова, многих-многих других словно отпечаталась вся история советского тракторостроения и их трудовой многолетний вклад в него.
А биография «Красного путиловца» – Кировского завода – стала их биографией, их судьбой.
Спустя 38 лет после рождения первого трактора – 7 ноября 1962 года, когда на праздничную демонстрацию вывели два «Кировца» нового образца, мощностью уже в двести двадцать лошадиных сил, в кабине одного из них сидел всё тот же первый его создатель Константин Яковлевич Яковлев.
И позднее, когда проходили торжества в честь Великого Октября, он же вместе с Героем Социалистического Труда Юрием Антоновым управлял машинами в триста лошадиных сил.
С тех пор где только не работали «богатыри на колесах»! На целине, на любых полях Советского Союза. И там, где их широко использовали, можно было изучать биографию советской страны.
И за рубежом тракторы «К-700» пользовались огромным спросом, выдержав конкуренцию с машинами многих заграничных фирм.
На международной выставке в ГДР наши машины были признаны тракторами высшего класса.
Ныне, когда произведен разгром десятков тысяч предприятий – в том числе и тракторостроения, выпуск продукции в натуральном исчислении тоже сократился в десятки раз.
Например, в 1990 году в стране производились 214 тысяч тракторов, а к 2018 году их было изготовлено всего 7,8 тысячи, что составляло 9,6% от уровня 1936 года. Сегодня – и того меньше.
Чтобы в ближайшее время заново освоить десятки миллионов га брошенных земель, а при государственном подходе – и 30, о чем давно трубят власти, по оценке экспертов, надо иметь в парке 850 тысяч тракторов мощностью не менее 200 лошадиных сил. Мы же имеем вдвое меньше.
Президент часто говорит об уважении к нашей истории. Принят даже закон об этом. Но почему же не берется на вооружение опыт Советской страны по строительству ею и возрождению?!
В условиях объявленных нам санкций и настоящей войны против нас Америкой и Западом нельзя отделаться только словесами и благими пожеланиями.
Тем более сейчас, когда на Украине идет сражение с черной силой нацизма, когда проливается кровь наших сынов и братьев Донбасса за наше будущее.
Однако без возрождения того, что было утеряно, уничтожено и порушено, нам страну не спасти.
А что надо сделать для ее возрождения, об этом ясно сказано в Программе КПРФ.
А. ЗАСИМОВА
г. Пушкино Московская обл.
Комментарий редакции: Однозначно надо отстаивать геополитические рубежи России, давать отпор противникам Русского мира. Но внешнеполитическая активность должна быть подкреплена внутренним могуществом государства. В первую очередь речь идёт о необходимости развития промышленности, сельского хозяйства, на борьбе с социально-демографическим кризисом. На что государство будет опираться в случае всеобъемлющей экономической блокады со стороны иностранцев при отсутствии внутреннего производства? Как можно рассчитывать на рвение народа защитить государство, если уровень доверия к нему низок из-за игнорирования потребностей общества? Откуда возьмутся талантливые и светлые головы, изобретатели и мыслители при целенаправленной деградации общества, при политике грабежа и социального геноцида? Поэтому волей-неволей систему надо менять обязательно. Но олигархические правящие круги, конечно, не будут добровольно отказываться от того, что закрепляет их диктат. Что же, тем самым именно они несут ответственность за непростое положение России.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.