По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ
21 апреля в Госдуме был вынесен на рассмотрение депутатов проект постановления Государственной Думы «О назначении Набиуллиной Эльвиры Сахипзадовны на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации». Во время обсуждения задали вопросы и выступили депутаты КПРФ.
Набиуллина Э. С.:
— Уважаемые коллеги, в своем предыдущем выступлении я говорила о том, как мы решаем задачи текущего дня, как мы проводили и проводим политику.
Сейчас я хотела бы коротко остановиться на своем видении приоритетов для Центрального банка на будущее, действительно своем видении.
Главная и ключевая задача, которая стоит сейчас перед нами — это обеспечение доступности финансовых ресурсов для структурной перестройки экономики. Конечно, много было вопросов о роли в этом ключевой ставки, о борьбе с инфляцией.
Хочу вам сказать, я считаю, что борьба с инфляцией — это важнейшая задача, открыто сказать, и, на мой взгляд, ее никто не отменял. Задача ценовой стабильности не может стать второстепенной, потому что инфляция — это об уровне жизни людей, о сохранности их доходов и сбережений. И, на мой взгляд, эта задача никак не противоречит задаче экономического роста, потому что инфляцию можно снизить сейчас только увеличивая производство, только увеличивая предложения товаров и услуг. И если не решать вопросы выстраивания логистики, почему я об этом сегодня много говорила, расшивки узких мест, с которыми столкнулись многие предприятия в производстве, то стимулирование спроса, оно выльется только в рост цен и это больно ударит по людям.
Поэтому, на мой взгляд, денежно-кредитная политика, если говорить о денежно-кредитной политике, она действительно должна быть сбалансированной, она должна быть направлена на снижение инфляции, но не резко, и я уже об этом тоже говорила, не любым способом. Почему?
Потому что вот эта структурная перестройка экономики, о которой мы говорим, она будет сопровождаться и перестройкой цен. Бизнес будет выстраивать новые каналы поставок, менять производственные процессы, где-то на издержки предприятий будет давить новый импорт, он может оказаться дороже, чем привычный импорт, более дорогая логистика, и поэтому по каким-то товарам может быть больше рост цен. И поэтому инфляция в целом, как общий рост цен, будет оставаться какое-то время выше нашей цели 4 процента, но она должна быть постепенно снижена. И вот при том, что эта денежно-кредитная политика дает возможность перестроиться экономике, на мой взгляд, реально и разумно перейти, подойти к целевой инфляции 4 процента в 2024 году. И мы будем это делать и готовы это делать плавно для того, чтобы не давить на компанию. Ставки по кредитам будут снижаться по мере снижения инфляции, и именно снижение инфляции, её предсказуемость она дает длинные деньги, инвестиционные деньги, которые так нужны экономике.
Хочу при этом сказать, что банковский кредит, сегодня об этом тоже говорили, это не единственный сейчас источник финансирования предприятий, производства. Кстати, у нас, к сожалению, много и закредитованных компаний, да, им нужен капитал для развития производства, и нужно развивать рынок капитала, ну и нужно другие формы развивать привлечения средств с финансового рынка, рынок облигаций, мы для этого много делали, но надо и дальше двигаться.
Второе. Это развитие расчетно-платежной инфраструктуры. Много об этом говорили, много сделано, но тут тоже надо двигаться дальше, не останавливаться, здесь и новые технологии появляются, и новые задачи выстраивания всей системы международных расчетов, это нетривиальная задача. Потому что санкции сейчас нарушили нормальные платежи, возможности проведения платежей за товары, услуги, с этим столкнулись многие предприятия, и приоритет — международные расчеты для бизнеса и для граждан. И действительно раньше вот это вот развитие двусторонних отношений в расчетах шло, ну как бы сказать так по-старинке, не очень шевелились, потому что не было сложностей со с SWIFT, не было сложностей в расчетах с долларом, с евро, но расчеты — это улица с двусторонним движением. И мы видим, что сейчас и наш бизнес, которому было удобно рассчитываться в долларах и евро, и партнеры, они понимают, что надо выстраивать и ускорять вот эти расчеты в национальных валютах.
Мы, со своей стороны, как Центральный банк будем создавать и должны создавать необходимую инфраструктуру, расширять торговлю парами национальных валют на бирже, тоже сегодня об этом говорила, работать над присоединением иностранных партнеров к нашей системе и передаче финансовых сообщений либо делать такие мосты с национальными системами передачи финансовых сообщений, аналогов SWIFT, и клиринговые схемы. Но нам здесь нужна будет, конечно, совместная работа и с правительством, и бизнесом, потому что это работа экспортеров, импортеров, всех участников таких международных расчетов.
Третье направление — это настройка банковского регулирования. Нам предстоит переосмысление этого банковского регулирования, подходов к нему, чтобы, действительно, стимулировать банки, прежде всего, давать финансы на развитие производства, на вот эти проекты, импортозамещение и расшивки всех логистических проблем.
Весь, не только банковский, но и весь финансовый рынок должен работать на новые задачи. И я вот говорила о рынке облигаций и так далее, фондовый рынок у нас бурно развивается. У нас появился в итоге большой класс розничных инвесторов. Кого называют розничным инвестором? Это наши граждане, которые пришли на рынок акций, облигаций, их уже миллионы, особенно в условиях, когда были низкие ставки по депозитам. По сути, это значит, что сбережения людей трансформируются в инвестиции в нашу экономику. Дальше надо поддерживать этих людей, но то, что миллионы людей пришли сюда, накладывает, конечно, особую ответственность по защите их прав на фондовом рынке, и мы несколько лет развивали так называемый поведенческий надзор.
Это значит, что Банк России осуществляет надзор за банками, финансовыми институтами не только с точки зрения того, чтобы они финансово были устойчивые, да, деньги вкладчиков не потеряли и так далее, но поведенческий надзор — это по поводу того, как финансовые институты работают с клиентами, с людьми и с банками. Потому что, действительно, появляются и недобросовестные практики продаж, и необоснованные комиссии, и навязывание разного рода продуктов. И внимание к этому вопросу, на мой взгляд, не должно ослабевать, особенно в такие сложные моменты, как сейчас, когда люди стараются сберечь, сохранить свои сбережения. И многие участники рынка могут пытаться начать ловить что называется «рыбку в мутной воде». И борьба с нелегальным бизнесом, с финансовыми пирамидами, социальной инженерией — задачи, которые нужно решать.
И последнее про технологии, инновации. У нас финансовый сектор один из самых продвинутых технологически. Если сравнивать и с другими секторами внутри нашей экономики, если сравнивать с финансовыми секторами в других странах, те услуги, которые нам доступны, нашим гражданам, дистанционные, мобильные банкинги и так далее — это действительно развитый сектор. Но нам нельзя останавливаться, тем более делать шаг назад, несмотря на санкции. Несмотря на санкции, нам дальше нужно развивать эти технологии.
Конечно, среди приоритетных проектов — это цифровой рубль. Сегодня уже об этом говорили. Мы достаточно быстро создали прототип цифрового рубля. Сейчас проводим уже тестирование с банками. В следующем году будем постепенно проводить уже пилотные расчёты, что называется в реальной экономике с цифровым рублём, и цифровой рубль должен сделать дешевле расчёты. Многие жалуются на комиссии по расчётам, что комиссии у нас дороги и так далее. И цифровой рубль реально позволит сделать эти расчёты более дешёвыми. И мы, конечно, рассчитываем, что он будет использоваться и в международных расчётах. Другие страны создают цифровой рубль. Но я хочу сказать, что мы смотрим, что делают другие страны. Китай очень продвинутый, но мы совсем не в последних рядах, что называется. В первых рядах по созданию собственной цифровой валюты.
Мы должны довести до рабочего состояния тему цифровых финансовых активов. Закон был принят, но пока реальных проектов достаточно мало. И надо посмотреть, может быть, мы слишком здесь зажали, и нужно облегчить эти проекты по цифровым финансовым активам. И это может стать ещё одним каналом для привлечения финансирования для предприятий — через цифровые финансовые активы.
Борьба с кибермошенничеством. Потому что цифровые финансы идут рука об руку с мошенничеством в цифровой сфере.
Кстати, в конце февраля — начале марта количество хакерских атак на финансовую сферу увеличилось в 20 раз. В 20 раз! И финансовые институты всё-таки обеспечили бесперебойность предоставления своих услуг. И нам надо будет укреплять киберустойчивость, потому что эти риски никуда не делись.
И в заключении хочу сказать, что предыдущая работа и меры, которые мы принимали, они позволяют, действительно, бороться с теми беспрецедентными вызовами, с которыми мы столкнулись. И важнейшее сейчас — это конкурентоспособность экономики, конкурентоспособность нашей страны.
Только на этой базе можно повысить качество жизни людей. И реальная структурная перестройка экономики и финансового сектора. Финансовый сектор должен работать на общую задачу. И созданный фундамент позволяет это сделать.
И хочу сказать, что в Центральном банке работает профессиональная, сильная и ответственная команда. И, я надеюсь, с некоторыми из них вы сегодня тоже подробнее познакомитесь.
Спасибо большое.
Арефьев Н. В., фракция КПРФ:
— Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вопрос такой. На протяжении десятилетий в России экспортируют товары, чтобы выручку оставлять за границей. В других странах выручку используют на нужды государства.
Вот мы накопили более 300 миллиардов долларов, у нас их отобрали, но мы продолжаем наращивать золотовалютные резервы, и уже 3 миллиарда добавили. Зачем? Для чего?
У нас коэффициент монетизации экономики России в пять раз меньше развитых стран. У нас проценты по кредитам в 10 раз больше, чем в Евросоюзе. В золотовалютных резервах только 20 процентов золота, а в развитых странах — 70-80. Там выдерживается соотношение золота и валюты, у нас почему-то нет.
Вопрос такой. Почему денежно-кредитная политика ЦБ…
(Микрофон отключён.)
Набиуллина Э. С.:
— Спасибо большое.
Вопрос, видимо, про денежно-кредитную политику и про уровень монетизации.
Уровень монетизации растёт вслед за снижением инфляции. И вот с 2015 года, в 2015 году уровень монетизации был 40 процентов, с 2015 года инфляция снижалась, и уровень монетизации вырос до 51 процента. И дальше мы будем снижать инфляцию, будет уровень монетизации расти.
Но был вопрос про денежно-кредитную политику, и мы обычно говорим, знаете, где-то, может быть, в технических терминах: ключевая ставка, ликвидность, операционные процедуры и так далее. А я бы хотела сказать о том, что дала всё-таки и дает денежно-кредитная политика.
Но она, первое, позволяет и защитила сбережения граждан, снизив инфляцию, защитила сбережения граждан. У нас длительный период уже ставки по депозитам превышали инфляцию.
Второе. Она позволила снизить ставки по кредитам. У нас в 2019 году был достаточно низкий уже уровень ставок по кредитам. Кредитование росло активно. И я называла цифры роста кредитов в прошлом году.
Денежно-кредитная политика, она стабилизирует и валютный рынок, и обеспечивает стабильность валютного курса. Это важно для бизнеса, для компаний, для экономики.
И наша денежно-кредитная политика, она позволила поддержать экономику в пандемию, потому что вот мы проводили предыдущие годы ту политику, которую проводили, а в условиях пандемии смогли снизить ставку таким образом, чтобы в необходимый момент поддержать экономику, и это было очень важно для её восстановления.
И дальше я уже говорю, что надо её проводить очень сбалансированно, и, снижая инфляцию, и давая экономике перестроиться. Это должны быть подходы к денежно-кредитной политике, на мой взгляд. Спасибо.
Лябихов Р. М., фракция КПРФ:
— Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, средства Фонда национального благосостояния — 8 триллионов рублей, размещены в Центральном банке.
Как мы знаем, у Центрального банка значительная часть активов заблокирована недружественными странами. Также мы знаем, что из незаблокированных средств только золото находится на сегодняшний день в Российской Федерации, как вы сказали сегодня.
Также сегодня вы несколько раз сказали, что если Минфин обратится за теми средствами, которые он в ЦБ разместил, то ЦБ сразу же эти средства сможет предоставить.
Скажите, пожалуйста, правильно ли мы понимаем, как вы планируете поступать: вы планируете включить печатный станок и, таким образом, мы опять разгоним инфляцию на 10 и более процентов?
Большое спасибо.
Кашин В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ:
— Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые товарищи! Сегодня идёт с утра предметный разговор, и сегодня он, конечно, очень ответственный, этот разговор. И вопросы, которые мы решаем, они еще более ответственные.
Мы знаем давно кандидата сегодня на новый срок — Эльвиру Сахипзадовну, знаем, как она начинала еще работать на кухне нашего Аркадия Вольского и дальше, дальше прошла весь путь до министра экономического развития и так далее, и от помощника президента, и третий срок сегодня на эту должность важную очень.
У нас нет сомнений во фракции в её компетентности как экономиста, аналитика, как финансиста. У нас есть, конечно, в этом плане понятие того, что всё-таки школа, которая пройдена, большая, вот этот жизненный путь — это школа всё либеральной экономики. И, конечно, сегодняшняя ситуация, когда Россия находится в таком сложном положении, она требует просто кардинального изменения и в денежно-кредитной политике, и в ценовой политике, и в экономической.
Вот сможет ли в конце концов наш кандидат вырваться из этих пут, в которых сегодня находится в целом, я бы сказал, и экономика, и финансовая система, — это вопрос. И время сегодня требует, конечно, этого рывка и этого выхода. Вы вспомните 1939-1945 год. От мала до велика работали и не в одну смену наши заводы и в полях и на фермах люди. А сегодня отправляем в такое сложное время, проводя такую политику, в вынужденные отпуска, закрываем заводы, 40 миллионов гектар пашни зарастают бурьяном. Это кто должен этим всем заниматься?
Как бы мы себя сегодня ни хвалили, что мы хорошо проводим, думаем о людях и так далее, и так далее, но я вам хочу сказать, с 2014 года по 2021 год цены выросли почти на 40 процентов, а доходы сократились со 100 процентов до 88 реальные, и нищета-то, она у нас не сокращается, а увеличивается.
В богатейшей стране рубль опустили до плинтуса. Слушайте, мы на рубль производим больше всех в мире хлеба, энергетики киловатт-часа, леса кубометра, воды чистой, водная держава. Почему он должен этому фантику ложиться там в пояс и кланяться? Это абсолютно недопустимо. Почему до сих пор он не является резервной валютой в Евразийском союзе, в ШОСе и так далее, и так далее? Говорим о золотом стандарте. Почему не может быть он у нас? И много-много, о чем говорим.
Мы, конечно, говорим и спасибо сегодня за то, что Центральный банк поддержал наш банк сельхоз, сельскохозяйственный, и мы рано начали уже в феврале кредитовать посевную.
Но я вот специально с почты взял письма. Огромное наше предприятие по 120 тысяч картофеля, овощей, помните эти борщовые наборы, не могут взять кредиты. Надо помочь и дальше осуществить те государственные программы, заваливаем программу второй целины, «Комплексное развитие сельских территорий». Сейчас проблема у нас в оборонных предприятиях, которые готовы работать и решать проблемы импортозамещения.
Куда сейчас ни приедешь, хоть в научный коллектив, хоть в производственный, одни и те же вопросы. Конечно, это не ее вопрос, по большому счету, одной, это вопрос всех нас вместе.
Правильно Володин говорит Вячеслав Викторович: а вы где были, депутаты? И мы всё время говорим, что она одна виновата, что не справились с деофшоризацией.
За эти годы только более 600 миллиардов долларов вывезли, пока она является руководителем. А сколько вернули? Кукиш с маслом.
И за любой другой вопрос, за который мы сегодня с вами беремся, для того, чтобы развивались экономика, промышленность, сельское хозяйство, чтобы люди ждали, что снизятся цены хоть на какой-то товар, ничего не получается.
Мы говорим о государственном регулировании хотя бы ценообразования на товары первой необходимости. И снова встают на пути завалы и камни. И вы, в том числе, формируете и мнение президента, председателя правительства в этом отношении абсолютно неправильно. С инфляцией бороться таким образом не получится. Надо производить соответствующее количество товаров. И главное — убрать на пути этих прилипал, которые в разы увеличивают основные затратные механизмы в ценообразовании. Тогда у нас всё получится.
Мы, еще раз хочу я сказать, уважаем выбор президента, надеемся, что вы нас в перспективе… мы вас будем в перспективе поддерживать, но сегодня, извините, проголосует фракция против. (Аплодисменты.)
***
Результаты голосования депутатов:
Результат: принято
За — 338, против — 83, воздержавшихся нет.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.