По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия»
A.M. МОСКОВСКИЙ, директор Института проблем экономической безопасности и стратегического планирования, генерал армии, в своей работе «Оборонная промышленность и ее вклад в Победу» восстанавливает картину предвоенного состояния советской экономики к 1941 году и оценивает обороноспособность страны. Приводим некоторые данные.
К июню 1941 года валовая продукция промышленности уже составила 86%, а грузооборот железнодорожного транспорта – 90% от уровня, намеченного на конец 1942 года. Было введено в действие 2900 новых заводов, фабрик, электростанций, шахт, рудников и других промышленных предприятий.
Вдумайтесь в эту цифру – почти 3000 новых заводов и фабрик, в том числе таких гигантов индустрии, как Новосибирское авиационное производственное объединение им. Валерия Павловича Чкалова (тогда завод №153), Уралмаш, Сталинградский тракторный завод и др. В целом на востоке сооружались три четверти всех новых доменных печей, вторая мощная нефтяная база между Волгой и Уралом, металлургические заводы в Забайкалье, на Урале и Амуре, крупнейшие предприятия цветной металлургии в Средней Азии, тяжелой индустрии на Дальнем Востоке, автосборочные заводы, алюминиевые комбинаты и трубопрокатные предприятия, гидростанции.
По плану третьей пятилетки предусматривалось особенно быстрое развитие тяжелой и оборонной промышленности.
Если ежегодный выпуск продукции всей промышленности возрастал в среднем на 13%, то в оборонной промышленности – на 39%. Ряд машиностроительных и других крупных заводов были переведены на производство оборонной техники, развернулось строительство мощных специальных военных заводов.
Естественно, что интенсификация развития оборонной промышленности потребовала создания специальных органов управления.
Еще приказом ВСНХ от 4 декабря 1925 г. №164 при президиуме ВСНХ для общего руководства военной промышленностью на базе комитетов по мобилизации и демобилизации промышленности и военных заказов было образовано Военно-промышленное управление (ВПУ), а государственное объединение «Главвоенпром», сохранив функции непосредственного управления предприятиями, было преобразовано в Производственное объединение военной промышленности (Военпром). Таким образом, переход к индустриализации и созданию отраслевых объединений в промышленности раньше всего обозначился в военном производстве. В 1937 году был образован Наркомат оборонной промышленности.
Просуществовав около 2 лет, Наркомат оборонной промышленности указом Президиума ВС СССР от 11 января 1939 г. разделяется на:
Наркомат авиационной промышленности (НКАП), возглавляемый Михаилом Моисеевичем Кагановичем, а с 10 января 1940 г. – Алексеем Ивановичем Шахуриным;
Наркомат судостроительной промышленности, который возглавил Иван Исидорович Носенко;
Наркомат боеприпасов (НКБ), возглавляемый Иваном Павловичем Сергеевым, а с 3 марта 1941 г. – Петром Николаевичем Горемыкиным;
Наркомат вооружений (НКВ), возглавляемый Борисом Львовичем Ванниковым, а с мая 1941 г. – Дмитрием Федоровичем Устиновым.
Кроме того, из Наркомата машиностроения был выделен Наркомат среднего машиностроения, в котором были объединены танкостроительные предприятия.
Таким образом, пройдя ряд реорганизаций, советская военная промышленность вступила в Великую Отечественную войну объединенной в пять отраслевых наркоматов.
Наиболее динамично и интенсивно среди отраслей военной промышленности в предвоенный период развивалась авиапромышленность, валовая продукция которой составляла свыше 40% от всего производства «оборонки».
В последние предвоенные годы было заложено 9 новых самолетостроительных и 6 авиамоторных заводов. Действовавшие тогда 9 самолетостроительных и все авиамоторные заводы подверглись реконструкции.
За период 1937–1940 годов количество авиапредприятий увеличилось на 75%, а к лету 1941 г. советская авиапромышленность в 1,5 раза увеличила свои производственные мощности, доведя число заводов до 86, и превосходила германскую авиапромышленность по производственной мощности в 1,5 раза.
По архивным данным, с 1939 г. по 22 июня 1941 г. Красная Армия получила от авиапромышленности 17 745 боевых самолетов, из них 3719 (20%) самолетов новых типов. Перед войной практически был полностью реконструирован ЦАГИ, созданы новые конструкторские бюро военной авиации.
Наркомат вооружения, обеспечивавший создание большей части номенклатуры артиллерийского и стрелкового вооружения, включал ряд Главных управлений, 5 научно-исследовательских институтов, 10 конструкторских бюро.
От оборонных предприятий этой отрасли с 1939 г. по 22 июня 1941 г. войска получили более 105 тысяч ручных, станковых и крупнокалиберных пулеметов, около 85 тысяч автоматов. Кроме того, за этот период Красная Армия получила от промышленности 29 637 полевых орудий, 52 407 минометов, а всего орудий и минометов, с учетом танковых пушек, – 92 578.
Наркомат боеприпасов. В его ведении находилось производство снарядов, авиабомб и взрывчатых веществ, капсюлей и взрывателей, пороха и взрывчатки, корпусов снарядов для морской и сухопутной артиллерии, а также мин. Кроме того, в структуре этого наркомата находилось управление полигонов, в подчинение которому были переданы Софринский, Павлоградский, Чапаевский и Уральский полигоны. Объемы производства определялись необходимостью текущего снабжения действующей армии и создания мобилизационных запасов боеприпасов.
Что касается танкостроения, то предприятия, связанные с производством танков, в составе Наркомсредмаша были объединены в особом главке – Главспецмаш. Помимо существовавших ранее танкостроительных заводов, в производство бронетанковой техники с 1940 г. включаются только что построенные Сталинградский и Челябинский тракторостроительные заводы. С января 1939 г. по 22 июня 1941 г. Красная Армия получила более семи тысяч танков, в 1941 г. промышленность уже могла дать около 5,5 тысячи танков всех типов в год. Что касается новых танков типа KB и Т-34, то к началу войны заводы успели выпустить 1861 танк.
Так же интенсивно развивалось военное судостроение. В предвоенные годы темпы оснащения Военно-Морского Флота постоянно нарастали. Только за 11 месяцев 1940 года было спущено на воду 100 миноносцев, подводных лодок, тральщиков, торпедных катеров, отличавшихся высокими боевыми качествами. Около 270 кораблей всех классов строилось в самом конце 1940 года. Всего накануне войны в строю флота было около 600 боевых кораблей, в том числе 3 линкора, 7 крейсеров, 49 эсминцев, 241 подводная лодка, 279 торпедных катеров, свыше 1000 орудий береговой обороны, более 2500 самолетов.
Как показало последующее развитие событий, с военной точки зрения исключительное значение оказала линия государства на ускоренное развитие промышленности в восточных районах, создание предприятий-дублеров по ряду отраслей машиностроения, нефтепереработки и химии.
Сюда входили резервы производственных мощностей, топлива, сырья, энергетики, черных и цветных металлов, продовольствия. Эти запасы, заложенные накануне войны, хотя и были довольно скромными, помогли народному хозяйству быстро взять темп, требуемый для обеспечения всем необходимым военных действий.
Нельзя не сказать и о том, что развитие промышленности в целом, в том числе ее оборонного сегмента, в немалой степени определялось уровнем развития научных исследований, эффективностью организации научно-исследовательской работы, масштабами применения научных достижений. Общегосударственные центры управления наукой в то время были сосредоточены в Академии наук СССР, Всесоюзном комитете по делам высшей школы при СНК СССР (ВКВШ), отраслевых наркоматах, Госплане СССР, Наркомпросе РСФСР. Труд ученых и конструкторов, создавших вооружение, ставшее в годы войны легендарным, высоко ценился в государстве.
В канун Великой Отечественной войны указами Президиума Верховного Совета СССР от 2 января и 28 октября 1940 года работникам промышленности вооружения Василию Алексеевичу Дегтяреву, Федору Васильевичу Токареву, Борису Гавриловичу Шпитальному, Илье Ивановичу Иванову, Михаилу Яковлевичу Крупчатникову и Василию Гавриловичу Грабину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Благодаря интенсивному развитию оборонной промышленности появилась возможность укомплектовать вооружением и боевой техникой новые части, численность которых в 1939–1941 годах возросла в 2,8 раза.
При этом было сформировано 125 новых дивизий, и к 1 января 1941 года в Сухопутных войсках, военной авиации, на флоте, в войсках ПВО насчитывалось более 4200 тысяч человек.
Картина мероприятий, осуществляемых в интересах повышения военной мощи СССР накануне войны, была бы неполной, если не остановиться на том, что целевые установки по развитию оборонной промышленности формировались в РККА специальными органами военного управления. На всех этапах российской истории роль органов военного управления, отвечающих за развитие вооружения, неизменно возрастала, особенно в условиях обострения военно-политической обстановки и интенсивного развития отечественного оборонно-промышленного комплекса.
Говоря о роли Управления начальника вооружения в довоенные годы, нельзя не отметить именно этот его системообразующий характер, поскольку интенсивное развитие науки и техники в то время приводило к появлению большого количества новых образцов вооружения, из которых необходимо было отобрать те, которые целесообразно было производить в массовых масштабах.
Особенно наглядно это прослеживается в развитии авиации. Так, только в 1940 г. было построено и испытано более десятка опытных истребителей, из которых наиболее удачными оказались только три: Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3. Именно они составили базу дальнейшего развития истребительной авиации и были запущены в серийное производство сразу на нескольких заводах. Важно отметить, что создаваемое вооружение зачастую проверялось в ходе реальных боевых действий. Это и Испания, и Финская кампания, где использовались наиболее современные по тому времени образцы оружия.
При этом обеспечивалась жесткая обратная связь, позволяющая оперативно осуществлять необходимые доработки вооружения.
Подводя итог анализу развития оборонной промышленности в предвоенные годы, можно отметить следующее:
1. Новые образцы вооружения, составившие впоследствии славу советского оружия в годы Великой Отечественной войны, стали поступать на вооружение Красной Армии только накануне войны, а его создание стало результатом последовательного наращивания научно-технического и производственно-технологического потенциалов страны.
2. Предвоенная практика показала, что, даже имея ориентиры развития основных образцов вооружения других стран, создать вооружение нового поколения можно только эволюционным путем – последовательно набирая для этого необходимый конструкторский и производственный опыты.
3. Интенсификация процесса создания ВВТ, быстрая смена поколений ВВТ в войсках имели и негативную сторону, которая заключалась в том, что не успевала формироваться эффективная тактика их использования в бою.
4. Высокая слаженность в деятельности заказывающих органов, наркоматов и главков, конструкторских бюро и серийных заводов, инициатива и поиск нестандартных решений по формированию конкретного облика разрабатываемых образцов оружия во многом определили интенсивное развитие вооружения, появилась новая плеяда конструкторов, чьи имена до сих пор носят современные образцы вооружения.
Прежде всего, необходимо отметить, что, несмотря на трагический начальный период войны, система государственного управления сохранила свою жизнедеятельность. И это стало основным залогом будущей Победы, поскольку обеспечила координацию всех сторон жизни страны в интересах ее превращения в единый военный лагерь.
A.M. МОСКОВСКИЙ
директор Института проблем экономической безопасности и стратегического планирования, генерал армии
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.