По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Сергей Кожемякин
Власти Узбекистана устроили массовую распродажу государственной собственности. Приватизация затронет крупнейшие предприятия энергетики, машиностроения, транспорта и других отраслей. Активное участие в реформах принимают западные финансовые организации.
В конце мая ведущие узбекские СМИ сообщили о завершении операции по продаже Ферганского нефтеперерабатывающего завода (на верхнем снимке). Являясь одним из крупнейших предприятий топливно-энергетического комплекса и выпуская 60 видов нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов, он приносил государству стабильную прибыль. Например, в 2020 году выручка завода составила 231 миллион долларов, а среднегодовая чистая прибыль достигала 20 миллионов долларов. Несмотря на это, предприятие было выставлено на торги. Покупателем стала компания Sanoat Energetika Guruhi, заплатившая 100 миллионов долларов. Основным её учредителем является зарегистрированная на Кипре офшорная фирма Belvor Holding Limited.
Обнародовав информацию о сделке, власти поспешили уточнить, что новый владелец взял на себя социальные обязательства. Правда, выглядят они не очень убедительно. Например, воздерживаться от сокращения персонала компания должна только в течение двух лет. Что касается коллективного договора, то сохранены будут не все его пункты, а только «основные». В общем, судьба 6500 работников завода более чем туманна.
Продажа Ферганского НПЗ — далеко не единственный пример либерального крена. Недавно было объявлено о начале приватизации АО «Ферганаазот» — ведущего не только в республике, но и в регионе производителя минеральных удобрений. В качестве стратегического советника по сделке правительство привлекло Международную финансовую корпорацию — организацию из группы Всемирного банка. В её задачи входит поиск «опытного инвестора для развития предприятия». А 24 мая агентство по управлению государственными активами Узбекистана сообщило о продаже контрольного пакета акций компании «Урта Осиё транс». Она осуществляет автомобильные грузоперевозки, в том числе по международным коридорам в Китай, Россию, Турцию и другие страны.
Но всё это лишь малая толика того, что власти планируют приватизировать в ближайшие годы. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал указ о начале передачи в частную собственность крупнейших компаний страны. Во-первых, государство уходит из энергетической сферы. Полное или частичное разгосударствление затронет такие компании, как «Узбекнефтегаз», «Тепловые электрические станции», «Узбекгидроэнерго», «Региональные электрические сети», «Регионгазснаб».
Уже в ближайшее время в четырнадцати городах и районах республики распределение природного газа и электричества будет «в порядке эксперимента» передано частным операторам. Как утверждают чиновники, на тарифах это не отразится. Но одно дело «эксперимент», а другое — повсеместное введение подобной практики. Заместитель министра энергетики Шерзод Ходжаев прозрачно намекнул на неизбежность роста цен. По его словам, приватизация отрасли — вопрос решённый, но ни один инвестор не будет работать себе в убыток. «В Узбекистане нарушен баланс между ценой продажи энергоресурсов конечным потребителям и себестоимостью производства, — пояснил чиновник. — Если рассматривать с точки зрения бизнеса, производство и продажа электроэнергии населению не являются прибыльной отраслью… Ни один инвестор не придёт, зная, что отрасль работает в убыток».
Во-вторых, масштабным реформам подвергнется транспортная сфера. Правительству с привлечением Всемирного банка поручено в самые короткие сроки разработать стратегию приватизации государственной компании «Узбекские железные дороги». Как отмечается, в плане должен быть отражён курс на «развитие деятельности частных операторов, имеющих свои пассажирские и грузовые вагоны, а также на развитие конкуренции на рынке услуг железнодорожного транспорта». Кроме того, стратегия предусматривает «передачу частному сектору внутренних и международных грузо- и пассажироперевозок».
Так же быстро должен быть решён вопрос о передаче под управление частного сектора международного аэропорта Ташкента и региональных воздушных гаваней. На торги будет выставлен и национальный авиаперевозчик «Узбекистан эйрвэйз».
Помимо этого, бизнесу продадут государственные доли акций предприятий автомобильной промышленности: «УзАвто Моторс» (на нижнем снимке), «УзАвто Моторс Пауэртрейн» и Самаркандского автозавода. Рассматривается передача в «конкурентную среду» компаний «Узбектелеком», «Почта Узбекистана», мобильного оператора Universal Mobile Systems.
Отдельным постановлением утверждён список намеченных к приватизации государственных банков. Среди них — «Агробанк», «Кишлок курилиш банк», «Асакабанк» и другие — всего восемь финансовых организаций. Их продажа также будет проходить с привлечением зарубежных компаний: Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкции и развитии и т.д.
Неудивительно, что иностранный капитал приветствует либеральные реформы и подталкивает Ташкент к их углублению. Всемирный банк недавно опубликовал исследование экономики Узбекистана, в котором содержатся рекомендации для ускорения развития страны. Главная из них — это стимулирование роста частного сектора. «Для развития рыночной экономики… следует ускорить трансформацию роли государства, перейдя от функций основного производителя товаров и услуг к функциям стимулятора развития рынков; уменьшить долю госпредприятий в экономике; осуществлять дальнейшую децентрализацию государственных функций», — говорится в докладе.
С аналогичными призывами выступил и Международный валютный фонд. Там особо похвалили подписанное президентом постановление «О дополнительных мерах по дальнейшему сокращению государственного участия в экономике и ускорению приватизации». Этот документ упрощает процедуру приватизации. В частности, вводится метод реализации госактивов путём публичного приглашения претендентов к переговорам без объявления стартовой цены. При этом расширяются полномочия привлекаемых советников из числа иностранных финансовых организаций. Последние смогут принимать предложения от инвесторов без участия государственных органов.
Такая любезность властей Узбекистана к финансовым «акулам» тем более поразительна, что на сегодняшний день накопились десятки, если не сотни примеров кризисов и настоящих катастроф, вызванных зависимостью от западных кредиторов. Столь же очевидна опасность приватизации стратегических отраслей. При сохранении выбранного курса Ташкент рискует пополнить скорбный список жертв неолиберализма.
Комментарий редакции: Приватизационная горячка однозначно до добра не доводит. Можно долго теоретически доказывать вредность соответствующего курса. Но и практика продемонстрировала, что ничего кроме деиндустриализации, попадания страны под иго иностранного капитала, обнищания народа, втягивания в долговую петлю эти эксперименты не приводят. Правда, апологеты неолиберализма в качестве одного из базовых аргументов в пользу приватизации выдвигают пополнение государственного бюджета. Но в результате продажи предприятий в частные руки полученное будет использовано только один раз. Сперва проедят — а дальше что? Неудивительно, что страны среднеазиатского региона всё больше погружаются в болото бедности и отсталости. Надо в срочном порядке кардинально менять систему, переходить к социализму. В противном случае катастрофа станет неминуемой.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.