Забыты майские мечты

Забыты майские мечты

По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия»

1.

Идущая на востоке соседней Украины спецоперация отвлекает на себя практически все внимание российской общественности. Поэтому зачастую  незамеченными остаются многие важные события и даты внутренней жизни нашей страны.

К примеру, в мае и газеты, и радио, и ТВ обошли вниманием десятилетний юбилей пресловутых «майских указов» Путина. Вяло отозвались несколько интернет-изданий (показательны были заголовки статей – «Майские указы: почему не получилось?»).

А ведь сколько о них писали и говорили «во время оно»! Чиновники, депутаты-единороссы, телепропагандисты, провластные журналисты соревновались в уверениях, что теперь-то уж жизнь наладится… Прошло достаточно времени, чтобы сделать выводы о том, чем же закончилась эта эпопея? А закончилась она, как и очень многие другие начинания наших властей, бесславно. И по ней вполне можно судить о методах и качестве управления, характерных для тех, кто оказался у «руля государства» после 1991 года… 

Время тогда было, прямо сказать, непростое. «Сытые», «стабильные» «нулевые годы» закончились. Начавшийся в Азии в 2008 году всемирный экономический кризис не перестал ощущаться в России и в 2011-м. Упали темпы экономического развития, поползли вверх цены. Люди стали понимать, что власть не смогла или не захотела воспользоваться уникальной ситуацией, когда на Россию в течение 10 лет лился дождь нефтедолларов. Можно было инвестировать в промышленность, открыть новые рабочие места, «отвязать» экономику от сырьевого экспорта! Ничего этого сделано не было… Зато количество долларовых миллиардеров, толпящихся у подножия политического Олимпа, увеличилось в десятки раз!

Разочарование народа выразилось в результатах выборов в Госдуму в 2011 году: «Единая Россия», которую тогда возглавлял В.В. Путин, бывший премьер-министром, получила по официальным данным всего 49% голосов – на 15% меньше, чем во время прошлых выборов, в 2016 году. КПРФ, напротив, улучшила свой результат на 7%, а если бы не псевдолевые партии-спойлеры, ее результат был бы около 26% голосов. В Москве единороссы потерпели такое сокрушительное поражение, что прибегли к фальсификациям, а это в свою очередь вызвало резкое возмущение граждан. Люди вышли на улицу, начались знаменитые «болотные протесты», которые продолжались, постепенно затухая, почти год.

7 мая 2012 года, в день своего очередного вступления в должность президента, В.В. Путин подписал 11 указов, содержащих 218 (!) поручений правительству на срок от 2012-го до казавшегося тогда таким далеким 2020 года. Указы были посвящены практически всем ключевым вопросам государственной деятельности и общественной жизни.

Одними из важнейших были указы, касавшиеся развития Вооруженных сил. Их подготовили аж два – №603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» и №604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации». В рамках первого предполагалось 15 поручений президента правительству, в рамках второго – 12, итого – 27.

В указе №603 президент требовал довести к 2020 году оснащение ВС РФ современными образцами вооружения до 70%. Планировался выпуск роботизированных ударных комплексов, беспилотных летательных аппаратов, высокоточного оружия. Особое внимание предлагалось уделить развитию ВМФ в Арктической зоне и на Дальнем Востоке.

Указ №604 требовал создания к 2014 году фонда служебного жилья для военнослужащих, увеличения денежного довольствия военным до зарплат в ведущих отраслях экономики, увеличения пенсий военных пенсионеров, создания национального резерва ВС РФ.

Внешней политике был посвящен отдельный указ – №605. Большое внимание в нем уделялось отношениям с государствами СНГ. Отмечалась важность поддержания добрососедских отношений с Белоруссией, Казахстаном, поддержки Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, урегулированию Нагорно-карабахского конфликта. При этом государство Украина в указе №605 даже не упоминалось… Конечно, до Евромайдана было еще около 2 лет, но позади была «оранжевая революция», многочисленные «газовые войны». Тем не менее специалистам по внешнеполитическим вопросам в 2012 году, похоже, украинское направление не представлялось проблемным…

Широкие планы были в 2012 году у президента в сфере демографии. По указу №606 предполагалось повысить к 2018 году суммарный коэффициент рождаемости до 1,753 и среднюю продолжительность жизни в РФ – до 74 лет.

Конечно, таких результатов невозможно добиться без серьезной поддержки системы здравоохранения. Этому был посвящен указ №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». Он требовал снизить до 2018 года смертность от рака до 192,8 случая на 100 тыс. населения; смертность от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения; младенческую смертность до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми. Требовал он организовать и лекарственное обеспечение, обеспечение больниц и поликлиник медицинскими кадрами, повышение квалификации медиков, осуществления их соцподдержки.  

Отдельный указ – №596 был посвящен экономической политике. Здесь вообще планы были наполеоновские: до 2020 года создать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, увеличить производительность труда к 2018 году в 1,5 раза, повысить позицию России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса до 20-й в 2018 году.

Но самый большой резонанс в обществе получили указы, касающиеся социальной проблематики, активно обсуждаемые провластными СМИ.

В них президент обещал, что к 2020 году комфортное и доступное жилье будет предоставлено 60% россиян, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Стоимость 1 кв. м жилья к этому сроку планировалось уменьшить на 20%, а процентную ставку по ипотеке установить не более 2,2%. 

Самой любимой темой официальных пропагандистов было пресловутое повышение зарплат бюджетников (врачей, учителей, научных работников, преподавателей ссузов и вузов). Президент в «социальных» майских указах обещал довести зарплаты как минимум до средних по региону, а у некоторых категорий (например, врачи и преподаватели вузов) – до 2 средних по региону. Люди, работавшие с немыслимыми перегрузками и за свой труд получавшие по 10–15 тысяч рублей, поверить не могли, что они будут получать на руки по 60, а то и по 120 тысяч рублей в месяц… Но именно об этом им пели в уши сладкоголосые сирены с федеральных телеканалов… Голоса немногих скептиков тонули в восторженном шуме обретшего хоть какую-то надежду народа… 

Между тем скептики были правы…

2.

Уже ближайшее будущее показало, что чиновничество было намерено исполнять майские указы сугубо формально (пожалуй, за исключением указов, посвященных Вооруженным силам), и для того были причины….

Министерство финансов вскоре после выхода указов подсчитало, что для выполнения майских указов требовалось ни много ни мало 2 триллиона рублей на 8 лет. Так, в 2014 году для обеспечения требований майских указов планировали выделить 531 миллиард рублей. А правительство согласилось выделить… 120 миллиардов. Все остальное губернаторам и мэрам предложили добрать из региональных и городских бюджетов, которые, как известно, от избытка денег не ломятся… Пришлось чиновникам идти на разные ухищрения, вроде «разработки» радостной статистики.

В 2015 году правительство изменило методику подсчета средней заработной платы по региону. Теперь достичь искомой цифры стало гораздо легче. Но это были только «цветочки». По стране прокатилась волна сокращений   младшего и среднего медперсонала в больницах и поликлиниках. За счет уволенных увеличивали фонд заработной платы учреждения, и главврачи и заведующие могли с легкой душой заявить вышестоящему начальству, что зарплаты работников выросли… Выросли, правда, и объемы работ: одной медсестре приходилось теперь бегать между двумя отделениями. Качество работы от этого, понятно, сильно страдало, и результаты «майских указов» аукнулись потом – в эпоху ковида.

С учителями и преподавателями вузов поступали не лучше. Их переводили на полставки, сохраняя прежний объем работы. В итоге учитель как получал  15 тысяч, так и продолжал получать, но теперь это считалось половиной оклада, и директор отчитывался, что оклад у его педработников – 30 тысяч…

Но одними манипуляциями со статистикой, видимо, проблему не решить. Чтобы хоть как-то выполнить требования центра о повышении зарплат, руководители регионов стали брать кредиты у федерального центра и даже у… частных банков. В итоге к 2018 году 60% доходов регионов «уходили за долги». Некоторые регионы оказались на грани дефолта…

3.

Больше всего удалось добиться в военной отрасли. Ей уделяли особое внимание и финансировали не по остаточному принципу. Созданы новые образцы вооружений. Вырос уровень денежного довольствия. Но и тут все могло быть гораздо лучше, если учесть, какие деньги вложены. Широко разрекламирован был танк «Армата-14». Журналисты, захлебываясь от восторга, рассказывали, что это «танк третьего поколения», «аналогов его в мире нет». Опытные образцы участвовали в парадах Победы. Однако в действующую армию он так и не поступил.  

Обратимся к сфере экономики. Производительность труда должна была вырасти на 50%, а выросла на 10,7%. В 100 лучших вузов мира должно было войти 5 российских вузов, а вошел 1 (который там и так был, речь об МГУ). В 2020 году Россия должна была занять 20-е место в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса, а заняла 31-е. И уж конечно, никакие 25 миллионов рабочих мест так и не были созданы.  

Если оставить в стороне Москву, Петербург и ряд северных регионов, то это ведь не зарплата, а слезы… Задаешься вопросом: как выжить тульскому учителю на 25 тысяч в месяц? 1 кг картофеля в 2012 году стоил по России в среднем около 17 рублей, а теперь, в 2022-м, – более 50; 1 кг говядины стоил около 250, а теперь – более 500 рублей!

А ведь указанная в статистике зарплата учителя или врача – это не оклад, это  часто полторы, а то и две ставки, да еще с надбавками.

Такие вот у нас «достижения»…

Рустем ВАХИТОВ

Комментарий редакции: Практически только в одном российском регионе фактически были выполнены в полной мере майские указы — это в Иркутской области при губернаторе-коммунисте С.Г. Левченко. Факт роста зарплат, развития социальной сферы при нём налицо. И это следствие того, что он не уповал на невидимую руку рынка, а занимался настоящим планированием развития экономики. Одновременно было уделено внимание противодействию чёрным лесорубам, налоговым махинациям крупного бизнеса. И это позволило сформировать материальную базу для решения социальных проблем. В масштабах всей страны мы наблюдаем иную картину. Поскольку продолжается неолиберальная политика, блокирующая развитие производства и, как следствие, возможность устойчивого пополнения бюджета, поскольку олигархи остаются «священной коровой» (как следствие, они располагают возможностью самовольничать и выжимать из государства и из общества соки), то не наблюдается позитивных сдвигов. Поэтому только при кардинальной смене курса получится осуществить прорыв в экономической, в социальной и в демографической сферах. В противном случае все разговоры о преодолении кризиса и социального бесправия народа останутся на уровне благих пожеланий.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *