По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ
7 июня на пленарном заседании Государственной Думы от имени фракции КПРФ выступил депутат О.Н. Смолин. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.
— Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович!
Скоро выпускники попрощаются со школой, а затем со своими альма-матер распрощаются выпускники колледжей и университетов. Самое время еще раз подумать о том, кого и для чего готовит наше образование.
Начну с мелочей. Вот цитата из словаря корпоративных смыслов системы образования города Омска, который прежним руководством городского департамента рекомендовался для использования работниками образования.
Знаете ли вы, коллеги, что такое кик-офф встреча или нетапп, или хакатон? Не знаете? Значит, мы с вами отстали от жизни. Как тут не вспомнить Александра Грибоедова, который знал 10 иностранных языков, и при этом в своей комедии «Горе от ума» возмущался смешением французского с нижегородским и призывал, чтобы умный и бодрый наш народ хотя бы по языку нас не считал за немцев. Сейчас бы сказал — за недоученных американцев.
Дальше — больше и важнее. Сравним последний советский базисный учебный план с современным. Зададимся вопросом: какие предметы нужно изучать в школе, чтобы обеспечить развитие новых технологий и модернизацию страны? Очевидно, математику, физику, химию, биологию и технологию. Но именно их изучение резко сокращено от 15 процентов до полутора раз.
А какие предметы больше всего помогают формированию гражданина и общероссийской гражданской идентичности? Очевидно, русский язык, литература, история, география. Однако их преподавание сокращено от 15 до 33 процентов. Чем же они заменены?
Во-первых, увеличено количество уроков физкультуры, с двух до трех в неделю.
Я поддерживаю это решение с оговоркой: при наличии условий. Сейчас во многих школах не хватает спортивных залов и оборудования, а потому многие ребята на уроках вместо физической активности читают учебники по физкультуре. В наше время таких учебников не было, а здоровье детей явно отличалось в лучшую сторону.
Во-вторых, более всего увеличено изучение иностранного языка. В советское время он изучался с пятого класса, сейчас со второго, причем в двойном объеме. При этом результат не очевиден. Более того, в 2018 году было принято решение с 2022 года сделать ЕГЭ по иностранному языку обязательным. Спасибо министру Сергею Сергеевичу Кравцову за то, что это решение отменено, иначе половина сельских ребят остались бы без аттестатов.
Злые языки говорят: современный учебный план написан по принципу — раб должен быть физически здоров и знать и язык своего хозяина. Конечно, это не так. Однако невозможно отрицать: советский учебный план был ориентирован, главным образом, на тех, кто будет жить и работать в своей стране, современный – в значительной степени на тех, кто хочет работать в других странах или, по крайней мере, в иностранных компаниях.
Что удивляться, если, по данным ВЦИОМ, даже на фоне патриотического крымского подъёма 30 процентов молодёжи предпочитали жить и работать не в России, но в другой стране, при этом 92 процента всех опрошенных считали себя патриотами.
Возобновились споры о ЕГЭ. Напоминаю, мы многократно вносили в Госдуму законопроекты о добровольности Единого госэкзамена, а один из них до сих пор находится на рассмотрении. Мы убеждены, ЕГЭ должен быть приговорён к высшей мере совершенствования.
Но сейчас о другом. ЕГЭ и болонский процесс – темы разные, одно из другого прямо не вытекает, однако есть два обстоятельства, которые их роднят.
Во-первых, то и другое заимствовано у наших, как сейчас говорят, партнёров из недружественных стран, причём в самой жёсткой форме. Во-вторых, подобно болонскому процессу, ЕГЭ объективно работает больше на тех, кто уезжает из страны, чем на тех, кто в ней остаётся.
Главное достижение ЕГЭ, все признают, увеличение количества ребят из регионов, которые поступают в московские и питерские вузы, однако у этой блестящей медали есть две обратные стороны.
С одной стороны, подавляющее большинство талантливых ребят из Москвы и Питера обратно в свои регионы не возвращаются, в этом смысле предложение расширить приём, прежде всего, в региональные вузы, абсолютно правильно, мы его поддерживаем.
С другой стороны, для многих талантливых ребят из регионов московские и питерские вузы оказываются перевалочной базой для того, чтобы впоследствии уезжать за рубеж. По данным Высшей школы экономики, около половины всех студентов, которые рано проявляют свои таланты, именно за рубеж и уезжают. Получается, что мы во многом работаем на человеческий потенциал там, а не здесь. Разумеется, ЕГЭ и болонский процесс не главные причины отъезда, однако объективно такой отъезд облегчается.
Кстати, когда я слышу современные предложения выйти из болонского процесса в ускоренном порядке, вспоминается советский штангист и интеллектуал Юрий Власов. Его спросили: что вас больше всего удивляет в современной жизни? Ответ: внезапное всеобщее прозрение.
Коллеги, возможность участия российских вузов в болонском процессе, причём исключительно на добровольной основе, была предоставлена Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании» 1996 года. Мне довелось быть одним из главных авторов этого закона.
В сентябре 2003 года на конференции министров образования европейских стран в Берлине российская делегация присоединилась к болонскому процессу, тогда мы рвались в мировое образовательное пространство любой ценой. Однако приказ Минобрнауки от 2005 года №40 о реализации Болонской декларации подписал уже следующий министр Андрей Александрович Фурсенко. В настоящее время участие наших вузов в болонских процедурах приостановлено бывшими партнёрами. Поэтому главный вопрос не в том: следует ли нам дезавуировать какой-то документ, но в том, как правильно выстроить отечественную систему высшего образования.
Когда в 2007 году Правительство Российской Федерации предложило парламенту законопроект о принудительной бакалавризации всей страны, то есть введение системы бакалавриат – магистратура, мы выступили категорически против. Тогда я говорил министру: в советское время руководствовались формулой, что социализм – это советская власть плюс электрификация всей страны. Теперь можно её перефразировать: дикий капитализм – это антисоветская власть плюс принудительная бакалавризация всей страны.
Перед вами результаты голосования 2007 года по закону, который ввёл эту самую принудительную бакалавризацию. Окончательно она была введена с 2011 года, а до этого при свободной конкуренции 90 процентов выпускников российских вузов выходили специалистами, то есть специалист выигрывал у бакалавра с разгромным счётом.
Дважды мы пытались вернуться к добровольности участия в болонском процессе: один раз в рамках законопроекта «О народном образовании» (2012 год), другой раз в рамках законопроекта «Об образовании для всех» (2017 год). Результаты перед вами.
Это к вопросу о том, кто в своё время пел болонской системе заздравную, а теперь отходную.
Но больше к политике я возвращаться не буду, для меня гораздо важнее аргументы профессиональные.
Коллеги, образование бакалавра явно уступает в качестве образованию специалиста и не только потому, что бакалавр учится на год меньше, занятий по основным курсам он получает меньше в среднем на 40 процентов, потому что бакалаврское образование подобно тарелке – широкой, но мелкой. А образование специалиста подобно кувшину – высокому и глубокому.
Вы видите, насколько меньше фундаментальной подготовки получает бакалавр по сравнению со специалистом, будущим инженером. Общий вывод вполне понятен: специалитет готовит будущего конструктора, а бакалавриат – будущего пользователя чужими конструкторскими разработками. Они нам будут предлагать разработки, а мы пользоваться. Кто от кого зависит?
В итоге из бакалавриата нередко выходят «волшебники-недоучки», которые могут повторить за героем популярной песни: сделать хотел грозу, а получил козу. Доучивать их приходится позже.
Ректор МГУ, президент Российского Союза ректоров Виктор Антонович Садовничий был всегда противником принудительной бакалавризации. В МГУ введены так называемые интегрированные программы бакалавриата и магистратуры, которые во многом напоминают расширенный специалитет. И сейчас нам нужно принимать решение, исходя именно из профессионального подхода, а не политической конъюнктуры.
Группой депутатов фракции КПРФ во главе с её лидером Геннадием Зюгановым подготовлен законопроект. Мы предлагаем, чтобы вузовские коллективы сами определяли наиболее эффективные программы подготовки в области высшего образования, как это было на протяжении 15 лет. Мы оставляем возможность вузам, которые в этом заинтересованы, сохранить систему «бакалавриат плюс магистратура», например, университетам, которые ориентированы на подготовку иностранных студентов.
Кстати, идею использования болонской системы на исключительно добровольной основе недавно высказал министр образования и науки Валерий Фальков, мы это приветствуем. Российская система образования должна формировать человеческий потенциал здесь – у нас, а не там – у них.
Подвожу итог. Вхождение в болонский процесс происходило по идеологическим мотивам и без особого ума. Выходить надо с умом и профессионально.
Мы готовы работать в любом формате с депутатами всех фракций и членами Совета Федерации для улучшения качества нашего образования. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.