В.К. Зиланов: «За дорогой рыбный базар кто в ответе: рыбаки или власть?»

В.К. Зиланов: «За дорогой рыбный базар кто в ответе: рыбаки или власть?»

По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ

В недалёком прошлом на завершающем заседании Рабочей группы, которое состоял в июне 2015 года под председательством  этой группы Кожемяко О.Н., в то время губернатор Сахалинской области, рассматривался проект итогового доклада к Президиуму Госсовета Российской Федерации «О развитии рыбохозяйственного комплекса в Российской Федерации».

Однако тон дискуссии на нём задавал не О.Н. Кожемяко, а помощник Президента России И.Е. Левитин, который в то время курировал все вопросы подготовки материалов к предстоящему рыбному заседанию Президиума Госсовета.

Именно И. Левитин  неодобрительно отнёсся к единодушному мнению присутствующих на заседании Рабочей группы рыбопромышленников, представителей союзов, ассоциаций,  объединений рыбаков, включая ВАРПЭ и профсоюза рыбников, относительно нецелесообразности введения «квот под киль» и «инвестиционных проектов» (долее по тексту «инвестквоты») для обновления флота. Он же резко «осадил» и представителя объединения судостроительных компаний, который пытался, встав на сторону рыбаков, разъяснить, что верфям необходимо время для подготовки к осуществлению столь масштабного строительства рыболовного флота в России.

На моё разъяснение (выступал, как представитель от ветеранов отрасли)  о том, что подобные новации, как «квоты под киль», «инвестквоты» и «аукционы на доли-квоты в воде» не применяются ни в одной стране мира с рыночной экономикой и развитым морским рыболовством И. Левитин не нашёл аргументов, что бы это отвергнуть. Вмести с тем, он спросил: « Так, что же мы будем записывать в договора на квоты на очередной период? Какие обязательства частные возьмут на себя компаний по обновлению флота?». Ответ был очевиден, что  обновление рыбопромыслового флота это обязанность самих собственников рыбопромысловых компаний и осуществлять его надо с использованием финансово-экономических инструментариев, как это делается во всём мире. И главное здесь — долгосрочные кредиты, желательно под 2-4% годовых, как это осуществляется, например, в Норвегии и в других государствах.  Эти соображения остались так же без комментариев представителя Администрации Президента.

Так впервые рыбацкое сообщество выступило с единой точкой зрения на столь ответственном заседании, да ещё и на площадке Администрации Президента (совещание проходило на Старой площади, бывшее здание аппарата ЦК КПСС).

При этом представители рыбаков руководствовались Решением III Съезда работников рыбного хозяйства России. На нем все участники  выступил за сохранение «исторического принципа» наделения пользователей долями-квотами на вылов на долгосрочной основе. Этим же Решением были  отвергнуты, как разрушающие отрасль, такие предложения – «новации» как «квоты под киль» и «аукционы на квоты в воде».

Несмотря на всё это на самом заседании Президиума Госсовета, прошедшем 19 октября 2015 года под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина, хотя и был частично сохранен «исторический принцип», было принято одновременно, по моему мнению,  и ошибочное решение по «инвестквотам». При этом представителям объединений рыбаков, как и ВАРПЭ, слово для выступления представлено не было, хотя они присутствовало на нём, и желали публично в присутствии Президента высказать свои возражения.

Так и была принята, вопреки мнению рыбацкого сообщества, «новация» получившая наименование « инвестквоты». Суть их известна и она вот уже вторую пятилетку, будоражит не только рыбаков, но и не сходит со страниц СМИ.

 Это принудительное, с использованием властными структурами правом распоряжаться водными биоресурсами, обновление собственниками частных компаний своего рыбодобывающего флота только на российских верфях и строительство рыбоперерабатывающих береговых фабрик за счет так называемых «инвестквот» в объёме до 20% от ОДУ. Сохраняются и проводятся ещё и аукционы на доли-квоты вылова водных биоресурсов в воде.

Другими словами власть отнимает у всех 20% водных биоресурсов и даёт их тем, кто в кильватере инициаторов этой «новой мировой рыболовной политики — новаций». А ими в то время были, да и остаются,  по сей день Минсельхоз и Росрыболовство во главе с заместителем министра – руководителем Федерального агентства по рыболовству И.В. Шестаков. Справедливости ради всё же отмечу, что  последнего, считаю незаслуженно, лишили приставки заместителя министра. Вероятно, сделано это по двум  соображениям:

первое это обязать И. Шестакова сосредоточить всю работу на проблемах рыбной отрасли в условиях, когда Росрыболовство к своим основным функциям, определенных в Положении о нём и касающихся рыбного хозяйства и рыболовства ещё и добавились функции и ответственность в соответствие с решением Правительства РФ за весь так называемый «рыбохозяйственный комплекс»; и

второе, неисключено, что кому то очень хочется возложить всю ответственность за практическую реализацию «новаций» по «инвестквотам», в случае её провала, лично на И. Шестакова.

В настоящее время продолжает, осуществляется так называемый Первый этап  по «инвестквотам». Промежуточные результаты их известны. Они не вселяют оптимизма.

В строй введено всего 9 судов вместо планируемых  105 (в том числе 64 рыбодобывающих и 41 краболовных). Сроки строительства и ввода в эксплуатацию остальных 96 судов по самым разным причинам, сдвинулись почти от двух до пяти лет.  

К тому же, как признает и сам И. Шестаков  строим на российских вервях «долго, дорого», но…  «очень качественно». Замечу, что относительно качества говорить пока рановато. Практика эксплуатации этих судов покажет их качество. Хотелось, что бы действительно оно было, качественным.

Так рыбная отрасль, благодаря «инвестквотам», стала по существу донором судостроителей, забывая о своей главной задачи – обеспечивать продовольственную безопасность страны, поставляя на внутренний рынок  рыбопродукцию с целью её потребления населением в объёме не ниже рекомендуемых норм Минздравом России. А это более 22 кг/чел/год. И не сырца с глазами, жабрами, внутренностями, плавниками и костями, как считает Росстат, а рыбопродукции – мяса рыбы.  Фактическое же потребление рыбопродукции в последние годы едва превышает по разным оценкам 12-14 кг/чел/год. Добавьте сюда и такой факт, как растущие ежегодно цены на рыбные товары. Рыба стала настолько дорогой, что недоступна для большинства населения страны. Власть этого не видит, а если иногда и замечает, то разводя руками, всё причитает, что это же рынок и он устанавливает цены..

Между тем на «судьбоносном» заседании Президиума Государственного совета  Российской Федерации по вопросам развития рыбного хозяйства Президент Российской Федерации В.В. Путин обращаясь ко всем присутствующим, да и ко всему населению страны,  особо подчеркнул: «Главная цель нашего заседания – определить меры, которые будут способствовать наполнению российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией. Решения именно этой задачи как раз люди от нас с вами и ждут».

К сожалению, эта главная целевая установка Президента, как показывает практика последних лет, так и не реализована. Все усилия, ответственных за рыбную отрасль, были брошены на поиски сомнительных схем по делению квот и за счёт них, осуществлять строительство флота и рыбоперерабатывающих фабрик. А на принятие мер, способствующих наполнению внутреннего рынка качественной и доступной отечественной рыбопродукцией, времени так и не хватило.

Такой стиль работы и привёл к тому, что первый этап «инвестквот», спустя пятилетие после его запуска, мягко говоря, провален.

Можно списывать этот провал на непредвиденные пандемию и санкции, не готовность верфей к строительству современных рыбопромысловых судов, отсутствию отечественных комплектующих и т.д.

 Но вмести с тем руководство отрасли, да и страны, принимая такое ответственное решение, как масштабное  обновление частного рыбодобывающего флота на российских верфях за счет общественного природного ресурса – водных биоресурсов, должны были всё просчитать и предусмотреть соответствующие решения при разных обстоятельствах и возможных рисках, включая и  политические риски.

Напомню из нашего прошлого отечественного опыта, правда, так чуждого сегодняшним  властям, советского периода, такое, близкое к сегодняшнему положению, обстоятельство. В конце 50 начале 60 годах прошлого века по предложению Министра рыбного хозяйства  А.А. Ишкова было принято Правительством СССР решение начать строительство государственного среднетонажного и крупнотоннажного рыболовного флота за рубежом за счёт государственных финансовых средств. Дескать рыбаки рассчитаются за суда в будущем за счёт поставки своей продукцией на внутренний рынок по ценам установленным государством.

Одновременно с этим было принято решение ускоренно осваивать Минсудпромом СССР аналогичное строительство таких судов и на отечественных верфях. При этом ставилась задача строить на уровне зарубежных фирм и снижая затраты на их строительство. Так и наши верфи, параллельно со строительством флота за рубежом,  начали строить крупнотоннажные рыбопромысловые суда.  Да, качество на первых порах было хуже зарубежного, но и это со временем было преодолено. Так и начал пополнятся флот уже и  отечественными судами.

Вернёмся к нашим дням. Не завершив Первый этап и не зная его экономическо-социальные последствия,  инициаторы «инвествот» ускоренно продвигают и готовят законодательную базу для внедрения Второго этапа «инвестквот» с продолжением очередных крабовых аукционов.

Вновь  хотят отнять очередные 20% от ОДУ рыбных ресурсов и оставшихся 50% крабовых квот у законопослушных компаний.  

Строить уже предлагают не только рыбопромысловые суда и рыбоперерабатывающие фабрики, но ещё и транспортные суда для перевозки рыбы. И всё это будет частным флотом. Для каких частников транспорта строить собираются?  Для своих?

Приехали!

Так завтра можно ожидать, что за счёт рыбных квот начнется строительство шоссейных дорог и мостов. Ведь по ним тоже рыбу возят.

Помню, в бытность ельцинизма служивые Администрации Президента прессовали руководство Роскомрыболовства, выделить им квоты на вылов краба для ремонта кремлёвских палат. С трудом тогда отбились от такого натиска и только благодаря Председателю Правительства России  В.С. Черномырдина.

Второй этап «инвестквот» рыбацкое сообщество отвергает, как не продуманное и преждевременное мероприятие, поскольку не завершён Первый этап и нет итого его экономико-социальных последствий.

На недавно состоявшимся заседании Общественном Совете при  Росрыболовстве большинство его членов выступили против Второго этапа «инвестквот». Было предложено обратиться в Совет Федерации о проведении парламентских слушаний по этому вопросу.

Это второй случай с момента запуска «инвестквот», когда  рыбопромышленники выступают против навязываемых им Росрыболовством решений по продолжению обновления рыбодобывающего флота посредством механизма «инвестквот».

Однако есть и существенные различие межу мотивами первого и второго протестов. Если в первом случае (2012-2015 гг.) рыбаки выступали против самой идеи «инвестквот», то во втором случае (2020-2022 гг.) только против сроков осуществления Второго этапа.

Выходит с самой идеей «инвестквот» рыбопромышленники молчаливо согласились? Или склонили головы перед федеральными чиновниками? При этом забыв о Решениях IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса  от 26 февраля 2018 года и Конференции работников рыбохозяйственного комплекс от 16 апреля 2019 года.

Со всем этим рыбным базаром придётся всё же предметно разбираться. Кому? Самим рыбаком, созвав внеочередной Съезд?  

Или ждать когда этим займутся Минсельхоз с Росрыболовством?

 А может всё же обратят внимание на этот рыбный базар Правительство России или Кремль?

В возникшим противостоянии между Росрыболовства и союзами, ассоциациями, объединениями рыбацкого сообщества, относительно Второго этапа «инвестквот» это следствие  продолжающего системного кризиса, прежде всего,  в управлении рыбной отраслью на федеральном уровне. Так же как  и в тех целевых установок, которым обязаны следовать её руководители с учетом  меняющихся сегодня обстоятельств, как в мире, так и в мировом рыболовстве.  Способны ли Минсельхоз и Росрыболовство учесть всё это и  пересмотреть свою  позицию? Сомневаюсь. Поскольку такой пересмотр это признание ими ошибочности в целом курса «инвестквот».

Остановить их может только соответствующее решение первых руководителей страны – Председателя Правительства РФ М.В. Мишутина и Президента РФ В.В. Путина. Вновь рыба стучится в кремлёвские коридоры. Услышат ли её стук? Велика вероятность, что не услышат.

 В этом случае федеральные чиновники, как и прежде, примут решение о проведении Второго этапа «инвестквот», несмотря на возражение рыбацкого сообщества и внесут, с одобрения Правительства России, соответствующие поправки в закон о рыболовстве в Госдуму.

 Вся надежда рыбаков остановить каток Второго этапа «инвестквот» вновь ложится на депутатов и сенаторов Федерального собрания Российской Федерации. Но и здесь, надежды невелики, поскольку фракция «ЕдРо», обладая в Госдуме  большинство, как правило, одобряет всё, что рекомендует Правительство России.

 В общем, как в известной поговорке: «Куда не кинь, всюду клин».

24.06.2022 года                                            

 В.К. Зиланов, профессор, член РУСО.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *