По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Сергей Аксенов
Законопроекты, регулирующие исламский банкинг в России, могут быть внесены в Госдуму до конца недели. «Сейчас документы разосланы на согласование, а рассматриваться законы будут уже в осеннюю сессию», — пишет «Коммерсант». Банк России отрегулирует исламский банкинг.
Речь идет о законопроекте «О деятельности по партнерскому финансированию» и двух законопроектах-спутниках к нему. В исламе существует запрет на ростовщичество — ссуду денег под процент. Поэтому в мусульманских странах стали практиковать формы софинансирования бизнеса, позволяющие соблюсти это ограничение.
Согласно основному законопроекту «Об ОПФ», такие услуги будут предоставлять некредитные финансовые организации (НФО) специального вида, внесенные в реестр ЦБ. Они будут финансировать бизнес путем заключения договоров купли-продажи с условием о рассрочке платежа или договоров лизинга, участия в уставных капиталах юрлиц, предоставления поручительств.
Новшество будет простимулировано. Среди сопутствующих проектов — закон о специальном налоговом режиме операций партнерского финансирования в Чечне, Дагестане, Татарстане и Башкирии. В рамках эксперимента с 2023-го по 2025 год предполагается освободить ряд операций ОПФ от налога на добавленную стоимость и на прибыль.
Экономический на первый взгляд вопрос имеет явную политическую подоплеку. «В новой ситуации, характеризующейся разрывом связей с западными финансовыми рынками, возрастает потребность российских граждан, компаний реального сектора экономики, а также финансовых институтов в инструментах партнерского (исламского) финансирования», — отмечают авторы проекта.
— Система исламского банкинга — партнерского финансирования, не является специфической ни в России, ни в мире, — отмечает консультант по финансам и инвестициям Иван Капустянский. — Люди часто начинают бизнес без одалживания денег на партнерских началах — объединяют свои капиталы, вместе зарабатывают, вместе несут риски и вместе делят все доходы. Такая система отношений работает параллельно с классической банковской системой. Поэтому не следует считать это каким-то принципиальным новшеством.
Другое дело, что партнерские отношения не так распространены, как обычный кредит. Они в основном свойственны людям, только начинающим тот или иной бизнес. Крупный же бизнес чаще пользуется классическими методами финансирования: банковскими кредитами, выпуском облигаций, торгующимися на бирже, и другими инструментами, дающими процентный доход.
Думаю, что идея исламского банкинга зародилась и продвигается для того, чтобы как-то завлечь в нашу страну инвесторов. Поскольку значительная часть наших партнеров — Турция, ОАЭ, Египет и другие — это страны, где преобладает ислам
«СП»: — Партнерская система подходит только для мусульманских регионов или для всей страны? Каков возможный масштаб такого нововведения в России?
— Особые социальные отношения для реализации этой идеи не требуются. Исламский банкинг может практиковаться везде, не только в мусульманских регионах России. Более того, главный фактор для его развития — экономическая активность региона, а не религиозная составляющая. Это значит, что в первую очередь партнерское финансирование мы увидим на развитых территориях — в Москве, Петербурге, наверное, в Казани.
Вряд ли это явление будет слишком уж масштабным. По большому счету, Россия и так была открыта инвесторам из исламских стран.
«СП»: — Не возникнут ли у организаций партнерского финансирования противоречия с традиционными банками?
— Не думаю. Традиционная банковская система все равно будет преобладать. Возможно, если бы исламская система была безальтернативной, то она бы работала более эффективно. Но, скорее всего, исламское финансирование со временем подстроится под традиционный банковский формат. Работать в убыток никто не будет. Элемент веры тут не может быть определяющим. Все зарабатывают деньги, независимо от религии.
Как я понимаю, в исламском финансировании существуют своего рода лазейки. Например, добровольное пожертвование. В случае беспроцентного займа, если заемщик не может вернуть заем, он может добровольно пожертвовать некую сумму. То же самое в случае, если он заработает — добровольно выплатить премию. Несмотря на добровольность, негласно это может быть возвратом средств в соответствии с заложенным рыночным процентом.
— Исламский банкинг, — говорит экономист Владислав Жуковский, — это вполне жизнеспособная, динамично развивающаяся система, особенно в странах Персидского залива, Ближнего Востока, части Юго-Восточной Азии, но это лишь приятное дополнение, бонус к обычной банковской системе, отнюдь не заменяющее ее. С точки зрения влияния на макроэкономические процессы эта мера носит косметический характер. Исламский банкинг не способен решить проблему дефицита инвестиций в российской экономике.
«СП»: — Почему?
— Главная проблема, с которой сейчас сталкивается любое наше предприятие, особенно работающее в реальном секторе экономики, а не экспортирующее сырье, — это высокие ставки по кредитам, достигающие 15−20 процентов годовых и выше. Это делает нерентабельным любое производство и бессмысленными любые капитальные вложения, из-за раскрутки маховика инфляции.
Кроме того, есть проблема с залоговым имуществом. В условиях нынешнего глубочайшего системного кризиса, который начался много лет назад, а затем был лишь усугублен внешней политикой, все залоги перезаложены по 2−3 раза, промышленникам, бизнесу закладывать практически нечего, а то, что удается заложить — только с большим дисконтом. Так, актив за 10 млрд. рублей в лучшем случае получается заложить под 3−4 млрд рублей или даже ниже.
Поэтому не стоит удивляться тому, что в России кредитная система развита очень слабо. Из всех капвложений в основные фонды, по данным ЦБ, лишь 10−12 процентов финансируются за счет кредитных инструментов, полученных от российских банков. Около 20% приходится на бюджетное финансирование. А больше 55% капвложений финансируются за счет собственного капитала компаний, то есть за счет нераспределенной прибыли — собственных средств предприятия. Остаток — кредиты из-за рубежа.
«СП»: — То есть, уповать на исламский банкинг можно, но нужны и другие меры, коренным образом решающие проблему недофинансирования?
— Пока в России не будет целевых кредитов в промышленность и бизнес под 2−3 процента годовых (не выше!), ни о каком развитии экономики, выходе из кризиса говорить не приходится
Никакое развитие экономики невозможно в условиях, когда в стране нельзя ничего планировать даже на полгода-год вперед. Капвложения в более-менее крупное производство имеют срок окупаемости минимум 5 лет. А в авиа-судостроении, крупных инфраструктурных проектах это 10−15 лет. А у нас никто не знает, какой будет курс рубля завтра. Невозможно планировать инвестиции, не понимая, сколько будут стоить комплектующие, какие будут издержки и какой будет спрос на конечную продукцию.
Комментарий редакции: Отсутствие доступных кредитов блокирует приток инвестиций в производственную сферу, обрекает Россию на усугубление отсталости и прозябание. И предлагаемые властью меры явно не способны покрыть всех потребностей экономики, содействовать позитивным сдвигам. Реальным и действенным способом решения задачи является кардинальное увеличения государственного финансового вливания в производственный комплекс. Это позволит покрыть потери финансовых структур, понесённые в результате снижения ставки по кредитам. Ну и, разумеется, без установления системного государственного надзора за банками не получится гарантировать рациональное и целевое использование выделяемых денежных средств.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.