По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Сергей Кожемякин
Япония превращается в азиатский форпост империалистических сил. Этому способствуют кооперация с США и НАТО и форсированная милитаризация. Импульс опасным тенденциям придали убийство Синдзо Абэ и прошедшие выборы.
Пустоцветы «нового капитализма»
Исторические аналогии, если подходить к ним с научной точки зрения, помогают лучше понять происходящее. Очевидно, что нынешние потрясения — от конфликта на Украине до противостояния в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), от переворотов в Африке до «левой волны» в Латинской Америке — лишь отражение кризиса капиталистической системы. Даже обращение к таким изощрённым инструментам, как глобальные финансовые спекуляции и провоцирование потребительского безумия, не останавливает падение нормы прибыли. А появление новых держав размывает господство буржуазных центров в лице США и Западной Европы.
Схожая ситуация сложилась столетие назад. «Великая депрессия» поколебала «столпы» капиталистического мира. Например, в Японии промышленное производство рухнуло на треть, число безработных достигло 3 млн. Спасение буржуазия искала в националистической демагогии и агрессии. Следствием стало появление военно-фашистских диктатур и их натравливание на врагов капитала. И если гитлеровская Германия и милитаристская Япония в итоге выступили против своих благодетелей, это не отменяет факта, что этих монстров вскормили правящие классы Запада.
Сегодня со старого сценария смахивают пыль. Японская экономика в первом квартале ушла в минус, снизившись на 0,5 процента в годовом исчислении. Семилетнего максимума достигла инфляция, а курс иены снизился со 115 до 137 за 1 доллар, откатившись на уровень 1998 года. Из-за роста цен на топливо и продовольственные товары годовые расходы среднестатистической семьи уже выросли на 60 тыс. иен (26 тыс. руб.), а главные трудности ещё впереди. Например, зимой Японии грозит острая нехватка электроэнергии.
Кризис вызвал нарастающее недовольство. Только за июнь уровень одобрения правительства Фумио Кисиды снизился с более чем 60 до 50 процентов. Почти две трети граждан недовольны мерами по борьбе с инфляцией, ещё больше — 77 процентов — признают, что рост цен ударил по их повседневной жизни.
Ситуация углубляет застарелые проблемы, такие как демографический кризис. За прошлый год население Японии сократилось более чем на 600 тыс. человек. Это стало сильнейшим снижением с 2015 года, когда страна вступила в полосу депопуляции. На одну семью приходится в среднем 1,3 ребёнка, что недостаточно даже для простого воспроизводства населения. Впрочем, неразрешимым «проклятием» это назвать сложно. Левые силы приводят в пример администрацию города Акаси, которая переломила негативную тенденцию. Сделано это путём введения бесплатных дошкольного воспитания и медобслуживания детей и подростков. Власти взяли на себя расходы по доставке семьям с маленькими детьми подгузников, детского питания и т.д.
Но осуществить подобные реформы в масштабах всей страны — значит покуситься на неолиберальную модель и господство крупного капитала. На это правящая Либерально-демократическая партия (ЛДПЯ) добровольно никогда не пойдёт. Показательна риторика нынешнего премьера. Кисида пришёл к власти осенью прошлого года, на волне растущего возмущения курсом его предшественника Синдзо Абэ. Чтобы успокоить людей, политик выдвинул программу «нового капитализма». Как утверждалось, с её помощью правительство обеспечит более справедливое распределение доходов. В частности, речь шла об увеличении налогов с дивидендов и на прирост капитала. Но в утверждённой в июне экономической стратегии от этих посулов не осталось и следа. Власти ограничились обещаниями повышать зарплаты на 3 процента в год и в будущем (сроки не уточняются) увеличить минимальную почасовую оплату труда с 930 до 1000 иен. В целом, по словам Кисиды, основными двигателями роста станут внедрение цифровой экономики, «устойчивой энергетики» и… рост оборонных расходов.
Партнёры по агрессии
Это означает полный отказ от пацифистских обязательств, взятых на себя Токио после окончания Второй мировой войны. Даже Абэ, которого часто обвиняли в реваншизме, не решался так открыто заявлять о милитаристских поползновениях. Эта роль выпала Кисиде, который обозначил основные пункты нового курса на Азиатском саммите по безопасности «Шангри-Ла» в Сингапуре. «Я полон решимости фундаментально усилить оборонный потенциал в течение следующих пяти лет, — заявил он. — Япония не будет исключать никаких вариантов, в том числе возможности нанесения контрударов, и делать всё, что необходимо для защиты жизни и средств к существованию нашего народа».
Для воплощения этих призывов в жизнь предлагается, во-первых, внести изменения в стратегию национальной безопасности и другие основополагающие документы, вплоть до Конституции. Её Девятая статья предполагает отказ Японии от войны и создания полноценных вооружённых сил. О намерении переписать Основной Закон правящие круги заявляли и раньше, теперь же этот процесс может выйти на финишную прямую. Генеральный секретарь ЛДПЯ Тосимицу Мотэги сообщил, что точкой отсчёта для реформы станет подведение итогов выборов в верхнюю палату парламента.
Во-вторых, планируется резко увеличить военные расходы. Ещё в середине 1970-х годов они были установлены в размере одного процента ВВП и если с тех пор превышали порог, то незначительно. Теперь же власти намерены нарастить оборонный бюджет с 5,4 до 10 трлн иен (75 млрд долл.), выйдя тем самым на уровень двух процентов ВВП. В этом случае Япония опередит Россию, Францию, Великобританию и другие страны.
Средства пойдут на формирование мощной армии. Этот процесс, впрочем, уже идёт на всех парах. В марте прошлого года на воду был спущен первый многоцелевой фрегат класса «Могами», а 23 июня этого года был запущен уже пятый корабль этого типа. Всего планируется построить 22 фрегата. Стартовала программа по созданию группировки специальных беспилотных аппаратов для перехвата гиперзвуковых ракет. А во время визита Кисиды в Лондон было объявлено о совместной с Великобританией разработке истребителя нового поколения.
Как и сто лет назад, Японии отведена важная роль в планах империалистических держав. Она должна стать форпостом западного капитала в регионе. Для этого укрепляются военно-политические блоки. В конце мая Токио принял очередной саммит четырёхстороннего диалога по безопасности («четвёрки») в составе США, Австралии, Индии и собственно Японии. На нём было прямо заявлено о целях объединения: «противостоять попыткам изменить существующий мировой порядок» в свете действий России на Украине и Китая — в АТР. Президент США Джо Байден пообещал защищать Японию и посулил ей статус постоянного члена Совбеза ООН. Вскоре после этого встречу провели министры обороны США, Японии и Южной Кореи, решив возобновить приостановленные несколько лет назад масштабные совместные учения. Первоочередные из них под названием «Тихоокеанский дракон» намечены на первую половину августа.
Наконец, Японию вместе с рядом других стран встраивают в структуры НАТО. Начало этому было положено ещё несколько лет назад, когда альянс и Токио подписали соглашение о сотрудничестве, а представитель страны был на постоянной основе прикомандирован к штаб-квартире альянса. Теперь кооперация стала ещё теснее. В начале июня страну посетил председатель военного комитета НАТО Роб Бауэр. «Япония — наш самый близкий партнёр за пределами евроатлантического региона, — заявил он. — Мы разделяем одни и те же ценности и вызовы».
А в конце того же месяца Кисида первым из японских премьеров принял участие в мадридском саммите НАТО. Гость не скрывал удовлетворения, заявив об «историческом значении» этого события и поддержав идею вывести отношения с альянсом на новый уровень. Достигнута договорённость о пересмотре индивидуальной программы сотрудничества Япония — НАТО и активизации совместных учений. Два японских военных корабля уже приняли участие в манёврах ВМС в Средиземном море.
Но главная задача Токио всё-таки связана с АТР. Выступая агентом глобального капитала, Япония должна не допустить расширения влияния Китая. Эта работа преследует несколько целей. Первая — внести раскол в ряды союзников Пекина, переманив их с помощью программы инфраструктурного развития. В её рамках Токио за пять лет собирается выделить 65 млрд долл. развивающимся странам. Вторая цель — создать барьер растущему военному потенциалу КНР. Демонстрацией новой роли Японии стал начавшийся в июне поход ВМС — беспрецедентный с момента её поражения во Второй мировой войне. В течение 138 дней флот в составе вертолётоносца «Идзумо», двух ракетных эсминцев, подводных лодок и других кораблей посетит порты 12 стран и примет участие в серии многосторонних военных учений.
В этом Токио опирается на поддержку союзников. На полях саммита НАТО состоялись переговоры делегаций США, Японии, Австралии, Великобритании и Новой Зеландии, по итогам которых было объявлено о создании новой организации — «Партнёры в Тихоокеанском регионе». Если отбросить словесную шелуху, очевидно, что механизм направлен на подчинение АТР империалистическим державам. «Тихоокеанские партнёры» объявили о помощи Тайваню и странам Океании перед лицом «китайской агрессии», осудили Россию и постановили укреплять всесторонние связи с НАТО.
Своевременное убийство
Превращение Японии в послушное орудие капиталистической экспансии, однако, требует от власти создания устойчивой базы поддержки внутри страны. Это сложно, учитывая, что по крайней мере половина граждан выступает против переписывания Конституции и других шагов по милитаризации. В связи с этим много вопросов вызывает убийство Синдзо Абэ. По официальной версии, его совершил человек с явным психическим расстройством, без какой-то политической подоплёки. Однако покушение произошло очень «вовремя». Оно вызвало патриотический подъём, на волне которого ЛДПЯ одержала уверенную победу на выборах.
10 июля избирались 125 из 248 членов Палаты советников — верхней палаты парламента. Понимая, что социально-экономическая ситуация работает против них, ЛДПЯ и её союзница — партия «Комейто» — сделали ставку на разжигание милитаристской истерии. В предвыборную программу правящей партии были включены пункты о росте военных расходов и расширении возможностей армии.
Оппозиции не удалось дать достойный отпор. С одной стороны, Конституционно-демократическая партия (КДПЯ), Компартия Японии (КПЯ) и ряд других сил критиковали власть за неспособность решить экономические проблемы. Среди их требований были такие популярные меры, как снижение налога на потребление, рост социальных расходов и минимальной почасовой оплаты труда до 1,5 тыс. иен (630 руб.). Коммунисты, помимо этого, призывали к увеличению корпоративных налогов и налогов на богатство, требовали повысить доступность здравоохранения и образования. Как подчёркивают в КПЯ, кризис является закономерным следствием неолиберальной политики.
В то же время оппозиция не смогла объединить усилия. Общие кандидаты были вдвинуты лишь по 11 округам, а предложение КПЯ заключить политическое соглашение и выработать единую платформу остальные партии не поддержали. Во многом это связано с разными подходами к милитаризации и внешней политике. Если коммунисты выступают против переписывания Конституции, призывают к выводу американских баз и разрыву военного союза с США, то остальные оппозиционные силы занимают куда более мягкую позицию. Так, КДПЯ призывает лишь к более широкой дискуссии по поводу Девятой статьи, не ставя под сомнение японско-американский альянс.
Раскол оппозиции, а также «своевременное убийство» Абэ позволили правящему альянсу одержать победу. Число его депутатов в верхней палате выросло со 139 до 146. Теперь у власти фактически развязаны руки в уничтожении остатков пацифистских обязательств. Тень японского милитаризма снова нависла над Востоком.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.