По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Марта Валиева
Зеленскому и поддержавшему его Западу сегодня остается только крепиться. Россия успешно наступает, затея с антироссийскими санкциями провалилась, причем поставки Киеву сверхсовременного оружия положение не спасает. Тем временем, в странах НАТО разразился кризис, набирает обороты инфляция, а зима, с её холодами и катастрофической нехваткой газа для отопления, уже близко. Естественно, что у «лиц, приближенных к особе» пана президента и его натовских покровителей невольно возникает желание «отмотать всё назад». А самые мозговитые политики Украины и Запада задаются вопросом: может быть, надо было вообще не начинать конфликт? Тем более, для предотвращения этого были заключены Минские соглашения…
Сейчас о них редко кто вспоминает. Но, несмотря на тот факт, что «поезд уже ушел», немецкий журналист Томас Рёпер снова обратился истории попытки избежать катастрофического развития событий в статье «Подло убитый мир: начало и конец Минских соглашений». По его мнению, это бало «хорошей „дорожной картой“ для установления мира на востоке Украины». Главный вопрос, которым задаются журналисты, сформулирован просто: «Кто несет ответственность за провал соглашений?» Ответ на него, если вспомнить последовавшие за подписанием документов заявления и действия сторон, становится очевиден.
Пожалуй, историю этой попытки урегулирования самого крупного конфликта в Европе за последние полвека сегодня знает каждый вдумчивый читатель. Без малого восемь лет назад, в 2014 году при содействии ОБСЕ представители Украины и России (так называемая Трехсторонняя контактная группа) договорились в столице Белоруссии об установлении перемирия в Донбассе, а также об основных направлениях политического решения конфликта. Так называемый Минский протокол был подписан 5 сентября 2014 года еще и представителями Донецкой и Луганской Народных республик. Необходимо отметить, что украинская сторона против этого не возражала.
Через две недели, 19 сентября 2014 года, Протокол был дополнен конкретными договоренностями для установления перемирия. Затем, уже в феврале 2015 года Минские соглашения были подписаны, и после принятия соответствующей резолюции Советом безопасности ООН они стал частью международного права. Казалось бы, следующие шаги по урегулированию конфликта понятны: сторонам нужно было только придерживаться подписанных документов. Сами Минские соглашения, с точки зрения международного права и заложенной в документе эффективности, могут считаться образцом
Напомним, Минские соглашения в 13 пунктах регламентировали, в какой последовательности и кем должны быть предприняты определенные действия. А именно, Украина до середины марта 2015 года должна была принять закон, гарантирующий самоуправление Луганской и Донбасской областям. Вслед за этим Киев согласует с повстанцами основные положения местных выборов, которые должны состояться под наблюдением ОБСЕ. До местных выборов Киев проводит реформу конституции, гарантирующую областям на востоке их права и особый статус. На следующий день, после того как выборы будут признаны ОБСЕ, власти Донбасса передают Киеву полный контроль над границей их республик с Россией. Киев объявляет общую амнистию солдат обеих сторон и проводит обмен пленными по принципу «всех на всех»
Далее Украина должна была взять на себя обязательство возобновить социальные выплаты в донбасских республиках, допустить работу банков, снять экономическую блокаду и беспрепятственно пропускать в Донбасс гуманитарную помощь. Но это уже несущественно. Если бы, как было уловлено, основные пункты были реализованы в 2015 году, то конфликт кончился бы в конце 2015 года.. Но Украина решила «переобуться в прыжке», прямо заявив о нежелании выполнять обещанное.
Причину отказа Киева от своих обязательств безапелляционно сформулировал секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов. По его словам, «Выполнение Минских соглашений означает развал страны». Как оказалось, «майданные» националистические власти категорически не устраивают положения, предусматривающие внесение изменений в конституцию страны, то есть её фактическую федерализацию, и необходимость вести прямые переговоры с властями республик Донбасса. Конечно, вопреки словам Данилова, никакого развала Украины это бы не означало: существуют же США, Швейцария и ФРГ, в которых регионы имеют свои законы. Но официальный Киев зависим от Америки, а также радикальных и националистических групп, которые выступают против дипломатического решения конфликта в Донбассе. Поэтому любой украинский президент, чтобы добиться мира, должен был действовать вопреки воле Вашингтона, и разогнать местных нацистов.
Зеленский, получив на выборах более 70% голосов избирателей, вполне мог это сделать. Да и к власти он пришел, обещая установить мир и защитить русскоязычных жителей Украины. Но политик из юмориста получился слабый. Поочередно и сообща Зеленским, как куклой, вертели откровенные нацисты, русофобы из Галичины, американские эмиссары. Единственная попытка претворить в жизнь «формулу Штанмайера», входящую в Минские соглашения, едва не закончилась новым «майданом». Причем, одним только саботажем Минских договоренностей дело не ограничилась. Контролируемые Украиной части Донбасса на протяжении без малого восьми лет последовательно превращали в накачанную оружием крепость. И, как видно из последних событий, весьма в этом преуспели.
По сути, Украина готовила свой вариант «операции «Буря», которую в августе 1995 года провела армия Хорватии и 5-го корпуса армии Боснии и Герцеговины при поддержке НАТО. Результатами стала ликвидация республик Сербская Краина и Западная Босния. Как показывают документы, оказавшиеся в руках российских частей, освобождающих Донбасс, Киев намеревался атаковать Донецк и Луганск, взяв под контроль территории ДНР и ЛДР. Более того, предполагался удар по территории России. Целями атаки стали бы Крым, Таганрог, трасса М-4 и военный аэродром под Миллерово. Российские власти опередили начало украинской операции всего на две недели. Превентивные, защитные по своей сути действия поставили под вопрос само существование украинского государства.
Сегодня Киев вовсе отказывается от переговоров, надеясь на поставки западного чудо-оружия. Вначале это были «Джавелины», о которых хлопотал еще Порошенко. Потом все надежды украинские националисты возлагали на турецкие беспилотники «Байрактар» и гаубицы M777. Теперь Зеленский делает ставку на ракетные системы HIMARS. Тем временем, «незалежная» теряет один населенный пункт за другим, и все больше нацбатовцев остаются лежать в канаве.
Конечно, история не знает сослагательного наклонения. Но история Минских соглашений позволяет сделать важный вывод. В 2014 году пришедший к власти на Украине режим моги спасти трезвый расчет и честность данному слову. Но против официального Киева сыграли, как утверждают аналитики, сугубо национальные качества: инфантильность и мечтательность. В силе незрелого, подросткового мышления украинские власти наплевательски отнеслись к уже подписанным Минским соглашениям. Причем, несерьезное отношение к проблеме урегулирования проявилась практически сразу. Украинские власти даже не стали делать вид, что хотят разрешить противоречия за столом переговоров. Зато они всерьез поверили в собственную победу. Как Гитлер в 1945 году, они рассчитывали на «вундерваффе», которое позволит одолеть «клятых москалей». И даже выпускали карты с «украинскими» Ростовом-на-Дону, Белгородом и Таганрогом.
Это было бы смешно, если бы не тысячи погибших Тарасов и Андриев, чьи жизни могли бы спасти загубленные Киевом Минские договоренности. Поэтому, пытаясь снова о чем-то договориться с властями Украины, надо помнить, что их подпись ничего не стоит. Договоры они нарушают «по идейным соображениям», а в политике руководствуются национальной традицией «обмануть москаля». При этом другая национальная традиция, которую легче выразить в виде стишка «Дремлет хлопец у дороги, снятся хлопцу перемоги», заставляет украинский истеблишмент постоянно надеяться на «доброго заокеанского волшебника», который подарит некий «меч-кладенец». Понятно, что единственным способом воздействия на такого рода «политических недорослей» может стать только порка. Чем, собственно, сейчас наши Вооруженные Силы и занимаются.
Комментарий редакции: Вы можете себе представить возможность поиска компромисса с гитлеровцами в 1941 — 1945 гг.? Такого по определению не могло быть, поскольку русофобы и антисоветчики сознательно делали всё во имя уничтожения нашего государства. Теми же мотивами руководствуется украинская хунта вкупе с её западными «патронами». Если они цинично не выполняли Минских соглашений, то что ещё от них можно было ожидать. И бандеровцы сознательно шли на такой шаг. Недавнее заявление Петра Порошенко о том, что Киев не помышлял следовать Минским договорённостям, рассчитывал их использовать в качестве выигрыша времени ради перевооружения ВСУ, о многом свидетельствует. И любые попытки договориться с этой нечистью ведут к восприятию России противоположной стороной как слабого государства, со всеми вытекающими последствиями. Поэтому только занятие принципиально жёсткой позиции, продолжение проведения спецоперации и придания её последовательного характера может проложить дорогу к установлению прочного мира.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.