Клятва ветерана Великой Отечественной войны Марии Михайловны Рохлиной
В канун 79-й годовщины Прохоровского сражения делегация Подольского городского отделения КПРФ (Т.Е. Никитас, Л.И. Тукалова, А.Р. Четверикова) и представитель Подольского городского отделения «ВЖС — «Надежда России» (А.А. Черкасова) вместе с председателем благотворительного фонда имени Подольских курсантов Ириной Бабаковой и председателем 95-й Гвардейской стрелковой Полтавской дивизии Марией Михайловной Рохлиной посетили места захоронений советских воинов на Прохоровской земле.
В первый день нашего визита делегация М.М. Рохлиной посетила село Беленихино. 26 октября 1941 года немецкие войска захватили село, весь район был оккупирован в начале июля 1942 года, а освобождён советскими войсками в феврале 1943-го. В дни подготовки к Курской битве несколько тысяч беленихинцев участвовали в строительстве оборонительных сооружений, многие из них получили «благодарности и премии от командования». 7—22 июля 1943 года на территории района шли ожесточённые бои: «из 4116 дворов сожжены 1273, полностью уничтожена усадьба Беленихинской МТС; погибло 316 селян (в большинстве своём от бомбёжек), 205 ранено; Козьминка, Красное Знамя, Лучки, Ржавец, Ясная Поляна переходили из рук в руки по три раза и более. 22 июля район был полностью очищен от оккупантов». И уже на 1 августа 1943 года колхозниками Беленихинского р-на было «убрано вручную озимых 700 га и вспахано на коровах паров 1500 га, причём в районе не имеется ни одной веялки, сортировки, ни одного комбайна».
В 1943 году неподалёку произошло танковое сражение. В селе похоронен Герой Советского Союза Алексей Власов.
В программе нашего пребывания и посещения мест захоронений такие населённые пункты, как Прелестное, в котором мы открывали памятник «Перекрёсток Памяти». Он представляет собой две металлические арки с барельефами, под которыми установлены фигура старушки и поминальный стол с хлебом, стопками и портретами солдат. Он посвящён женщинам, которые не дождались с фронта своих отцов, мужей и сыновей. Его открывала Мария Михайловна в июле 2020 года.
Гусёк-Погореловка. 13 января 1943 года началось наступление Красной Армии. Фашисты отступали на запад и гнали с собой узников чернянского концлагеря. Там были мирные жители и военнопленные, попавшие в окружение в 1942 году. Среди них были воины 21-й армии, воевавшей на территории Прохоровского района. Ближайшей станцией, через которую ещё можно было переправить пленных, была Прохоровка. В середине января 1943 года колонна узников чернянского концлагеря (600 человек) выдвинулась туда. 20 января пленных привели в село Сагайдачное, где сделали небольшой привал. К вечеру узников пригнали в Гусёк-Погореловку. Сначала их разместили в старой школе, а на следующий день перевели в здание новой школы.
…Расставив вокруг школы охрану, комендант конвоя Юганс разместился в доме учителя Веры Кавторинай. На следующий день немцы собрали стариков и заставили подвозить к школе солому и обкладывать ею здание. Местные жители помогали, считая, что сено и солома нужны пленным, чтобы сделать постели. Приносили одежду и продукты для пленных. Например, житель села Гусёк-Погореловка Алексей Романович Кузенко приносил еду в здание школы, в это время его самого едва не запер с пленными немецкий солдат.
Фашисты тщательно готовились к расправе над узниками. Из села Призначное в бочках подвезли бензин. Все окна и двери наглухо забили. Возле каждого стояли автоматчики. Вокруг школы тремя кольцами расставили конвой. Первое кольцо в 25—30 метрах от школы, второе — в 100—150, а третье — в 300—400.
Ночью 27 января местные жители заметили слабый огонь. Вначале подумали, что немцы греются, но огонь погас и появился чёрный столб дыма, а потом гигантский язык пламени охватил крышу школы и стены. Это горела солома. Железная крыша и новая штукатурка не поддались огню. Фашисты снова навалили соломы, подвезли бочку бензина, облили стены и крышу и зажгли здание со всех сторон. Бушующее пламя охватило всю школу. В окна немцы бросали гранаты. Пленные задыхались от жары и дыма. Плакали, кричали женщины и дети. Рухнул горящий потолок. Горели заживо люди. Бежать было некуда. Тех, кто пытался выскочить, расстреливали из пулемётов, забрасывали гранатами. Но люди прыгали в окна и тут же, сражённые пулями, падали. Очевидцы видели, как мужчина в пылающей одежде, с горящей бородой выпрыгнул в окно. Он умолял фашистов не стрелять, говорил, что у него пятеро детей. Но враг выстрелил — мимо. Пленный попытался убежать. Его сразила пуля другого фашиста…
Из охваченного пламенем здания слышались крики и прощальные слова пленных: «Прощай, любимая Родина!», «Прощай, мама, жена, дети!»
В четыре часа, перед рассветом, началась эта дикая расправа, а к восходу солнца школа сгорела дотла. Палачи в груде трупов искали и пристреливали раненых. Обыскивали трупы и забирали у погибших ценные вещи. Потом собрали обоз и тронулись к Прохоровке. В обозе увозили награбленное и нескольких женщин. Четырёх потом расстреляли, когда те пытались сбежать, ещё четырём женщинам удалось спастись.
Вокруг сгоревшего здания лежали горы трупов, по пять — восемь человек друг на друге, потом уже в один ряд, а дальше убитые были разбросаны поодиночке. Снег был усеян винтовочными и автоматными стреляными немецкими гильзами.
Первым из местных жителей на лобное место пришёл Алексей Романович Кузенко. «Волосы встали дыбом, когда я обвёл глазами пепелище, где вчера стояла школа», — вспоминал он.
Останки погибших местные жители похоронили в братской могиле в селе.
Мария Михайловна вместе со своими единомышленниками вышла с предложением к главе администрации и губернатору Белгородской области о создании на территории Гусёк-Погореловки мемориального комплекса всем заживо сожжённым. И свою премию она передала на его создание.
Центральным событием нашего посещения Белгородской области было мероприятие и выступление Марии Михайловны у Звонницы 12 июля.
Затем мы собрались в музее «Третье ратное поле России», где состоялась наша встреча с военнослужащими, отправляющимися на спецоперацию в Луганскую народную республику. Мария Михайловна дала напутствие бойцам и передала копию Знамени Победы, сказав им: «Водрузите Знамя нашей Великой Победы на освобождённой вами территории!» Пожелала им скорейшего завершения спецоперации и возвращения домой.
Конечной точкой нашего визита был Корочанский район. Глава администрации, председатель Совета ветеранов и жители, как всегда, с нетерпением ждали визита Марии Михайловны. Мы возложили цветы к Вечному огню и бюстам Героев Советского Союза.
24 октября 1941 года Короча стала прифронтовым городом, когда Белгород был оставлен Красной Армией. В годы войны Корочанским военкоматом на фронт мобилизовано около 30000 человек. 13000 тысяч корочанцев не вернулись с полей сражений. Короча была оккупирована 1 июля 1942 года. Оккупация длилась 221 день. 7 февраля 1943 года город был освобождён от гитлеровских захватчиков.
Татьяна НИКИТАС, депутат Московской областной думы.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.