Что капитализм безудержно развивает средств труда, – это бесспорный факт. В этом смысле за последние сто лет капитализм настолько совершенствовал средства труда, что, опираясь на них, уже сегодня можно было бы накормить, одеть, обеспечить жильём и другими необходимыми предметами потребления всех людей.
А между тем при капитализме неумолимо господствует конкуренция, наиболее полным выражением которой является война всех против всех. Поэтому в той же степени, в какой капитализм совершенствует средства труда, в той же степени капитализм совершенствует и орудия убийства человека человеком: от динамита – до атомной бомбы, применение которой может уничтожить всё человечество.
Таким образом, капитализм впадает в странное и чудовищное противоречие: с одной стороны, он создаёт возможность для удовлетворения основных потребностей всех людей, а с другой – его собственная природа толкает человечество к самоуничтожению.
При таких обстоятельствах возникает вопрос: возможна ли новая мировая война, следовательно, и новая социалистическая революция и её победа?
Некоторые общественные деятели с мировым именем утверждают, что новая мировая война невозможна именно потому, что создано оружие массового поражения. С точки зрения здравого смыла это, конечно, верно. Только больной на голову человек способен нажать на «ядерную кнопку». Но в таком случае невозможна, на радость капиталу, и новая социалистическая революция. Думать так, значит уподобляться церковникам, которые стремятся моральными проповедями и гневными проклятиями устранить домашние своры, тяжбы, гражданские и мировые войны. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» (А. Грибоедов, «Горе от ума»).
«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (К. Маркс «К критике политической экономии», К. Маркс и Ф. Энгельс, т.13, с. 6).
Но что такое бытие людей?
Реальный процесс их жизни. Чтобы жить, люди должны иметь пишу, одежду, жилище и другие материальные блага. Но эти блага природа не даёт им в готовом виде. Чтобы их получить, люди должны их производить; а производят люди не голыми руками, а при помощи орудий труда, которые сами же изготовляют. Но люди производят материальные блага не изолированно друг от друга, а всегда сообща, группами, обществами. Это значит, что в процессе производства между людьми обязательно складываются производственные (экономические) отношения, которые определяют способ производства. Наконец, характер способа производства зависит от того, в чьей собственности находятся средства производства. Когда средства производства находятся в частной собственности и принадлежат не всему обществу, а отдельным лицам, тогда устанавливаются отношения господства и подчинения, эксплуатации человека человеком. Когда же средства производства являются общественной собственностью, то между людьми устанавливаются отношения сотрудничества и взаимопомощи.
Но каковы бы ни были общественные формы способа производства, люди и средства производства всегда остаются его факторами, которые отделены друг от друга. Но находясь в состоянии отделения друг от друга, и те и другие являются его факторами лишь в возможности. Для того чтобы вообще производить, они должны соединиться. Или, точнее говоря, для того чтобы вообще начать производить, люди должны присвоить средства производства.
Процесс производства представляет собой не только соединение людей друг с другом для осуществления производства, но и присвоение людьми средств производства для начала производства. Но если способ, каким люди соединяются между собой для производства, определяет характер производственных отношений, то способ, каким осуществляется присвоение людьми средств производства, определяет цель производства.
При рабовладельческом и крепостническом способах производства, когда рабочий в форме раба или в форме крепостного, ставится в качестве условия производства в один ряд с прочими существами природы, рядом со скотом, или является придатком земли; когда, следовательно, имеет место единство между рабочим и орудиями его труда, – присвоение рабочим орудий труда происходит прямо, непосредственно. Здесь одна часть общества (рабовладельцы или феодалы) обращается с другой его частью (рабами или крепостными) просто как с неорганическим и природным условием своего собственного существования.
На этих начальных этапах развития цивилизации ещё нет разрыва между людьми и условиями их труда (природой и орудиями труда). В это время люди ещё с наивной непосредственностью относятся к природе и к труду, как к естественным условиям своего существования. В это время производство нацелено на преобразование веществ природы в форму, пригодную для потребления.
Положение дел резко меняется с появлением капиталистического способа производства.
То, что при капитализме рабочий свободен, – это знает каждый. Но далеко даже не каждый «известный экономист» понимает, что рабочий не просто свободен, а свободен двояко: он сам не принадлежит к средствам производства, как раб или крепостной крестьянин, но и средства производства не принадлежат ему, как это имеет место у свободного крестьянина; напротив, он свободен от средств производства, освобождён от них, лишён их. Эта двоякая свобода рабочего создаёт основное условие капиталистического способа производства. Капиталистическое производство начинается не прямо, не непосредственным присвоением рабочим средств производства, как это происходит при рабстве и крепостничестве, а опосредствованно, через куплю-продажу, при помощи денег. Производство, которое по своей природе является непосредственным источником существования людей, превращается, таким образом, в опосредствованный источник существования людей. Как непосредственное присвоение людьми средств производства переходит в опосредствованное, нас здесь не интересует. Это можно узнать из «Капитала» К. Маркса. Здесь важно то, что с этим переходом извращается цель производства: теперь не производство материальных благ является целью производства, а деньги, которые являются средством для осуществления производства. Это со всей очевидностью обнаруживает тот простой факт, что производство останавливается не тогда, когда полностью удовлетворены материальные потребности людей, а тогда, когда не удаётся их продать, т.е. сделать деньги. И в этом нет ничего удивительного. Действительно, какой смысл продолжать производить продукты, если не удаётся их продать? Взаимоотношение цели и средства ставятся, таким образом, вверх ногами. Это переворачивание с ног на голову пронизывает всю экономику и порождает в головах людей ужасную путаницу: люди забывают о происхождении денег из экономических условий своей жизни, подобно тому, как они забыли о своем собственном происхождении из животного мира. В результате деньги в сознании людей проявляются как вещь, которая якобы не зависит от людей и даже первична по отношению к ним. Общественная жизнь ставится, таким образом, в зависимость от денег.
Вернёмся, однако, к капиталистическому способу производства.
Итак, чтобы начать производство, необходимо иметь деньги. А чтобы иметь деньги, необходимо что-нибудь продать. «Деньги столь же мало возникают путём соглашения, как и государство. Они стихийно возникают из обмена и в обмене, они его продукт. (К. Маркс, «Экономические рукописи 1857-1859 годов», К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 46, ч. 1, с. 109).
А между тем один и тот же продукт продают различные производители, причём у этих производителей (в условиях капиталистического способа производства) нет выбора: продавать или нет. Они вынуждены продавать, чтобы иметь возможность жить, существовать.
На этой почве между капиталистическими производителями, т.е. частными собственниками средств производства, следовательно, и продуктов производства, возникает острая конкурентная борьба за сбыт, за рынок. На начальной стадии капитализма эта борьба ведётся между местными отдельными производителями. С дальнейшим развитием капитализма местные схватки разрастаются до размеров борьбы между нациями, до торговых войн. Наконец, с возникновением крупной промышленности и мирового рынка эта борьба с необходимостью перерастает в борьбу за мировой рынок, в ходе которой этот последний оказывается полностью поделённым между несколькими крупнейшими компаниями. Но разделом мирового рынка борьба между поделившими его между собой компаниями не заканчивается. В реальной действительности этот раздел происходит в зависимости от мощи сторон, сила же отдельных компаний меняется. Изменения в соотношении сил неминуемо влекут за собой усиление борьбы за передел мирового рынка, обострение противоречий между различными крупнейшими компаниями и поддерживающими их государствами. Завершение раздела мирового рынка ставит на очередь борьбу за его передел. Эта борьба за передел мирового рынка выливается, в конечном счёте, в борьбу за мировое господство и неизбежно ведёт к войне мирового масштаба – к мировой войне. «Это – дарвиновская борьба за отдельное существование, перенесённая – с удесятерённой яростью – из природы в общество. Естественное состояние животных выступает как венец человеческого развития» (Ф. Энгельс, «Развитие социализма от утопии к науке», К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 19, с. 212).
В период мировых войн разрушаются гигантские производительные силы, уничтожаются величайшие материальные ценности, гибнут и становятся калеками миллионы и десятки миллионов людей. В результате этого уровень мировой хозяйственной жизни отбрасывается на несколько десятков лет назад. Кроме того, мировая война приводит к такому росту военной промышленности, что даже производство безусловно необходимого минимума предметов потребления оказывается невозможным. Огромная часть человечества обрекается, таким образом, на полуголодное существование и вымирание. На почве всемирного разорения, созданного мировой войной, назревает, таким образом, всемирный революционный кризис, который какие бы долгие и тяжкие перипетии он не проходил, не может окончиться социалистической революцией и её победой. И вот почему.
Люди никогда не отказываются от того, что они приобрели, но это не значит, что они не откажутся от того способа производства, благодаря которому они приобрели определённые производительные силы. Наоборот. Для того чтобы не лишится достигнутого результата, для того чтобы не потерять плодов цивилизации, люди вынуждены отказаться от способа производства в тот момент, когда его возможности для развития производительных сил исчерпываются, и он становится серьёзным препятствием на пути развития производства. Всё имеет начало и конец.
История производства начинается с производства первобытного общества. Но поскольку первобытное производство ограничивается собиранием растительной пищи, охотой на зверей, а также охотой людей друг на друга (фактически здесь люди ещё находятся в диком, в полу животном состоянии), то это первобытное производство не является ещё производством в буквальном смысле этого слова. Производство становится производством только тогда, когда люди начинают использовать силы природы для обеспечения своего существования: воду, ветер, огонь и т.д., а также законов природы. С этого времени и начинается действительное производство – рабовладельческий способ производства. С него и начнём.
Итак, производство начинается с рабовладельческого способа производства, при котором рабочий выступает в форме раба. Раб не только абсолютно лишён свободы, он вообще не признаётся человеком, является лишь орудием труда. До поры до времени рабовладельческий способ производства содействовал развитию производительных сил, но затем его возможности были исчерпаны, и он превратился в серьёзную преграду для развития производства. Производство требовало постоянного совершенствования орудий, повышать производительность труда, а раб не был в этом заинтересован: его положение от этого ни в малейшей степени не улучшалось. Да и сам раб, в условиях бесчеловечной эксплуатации, деградировал физически и умственно. Рабовладельческий способ производства становился, таким образом, экономически неэффективным, и поэтому был заменён новым, более производительным, крепостническим способом производства.
При крепостническом способе производства рабочий выступает в форме крепостного. В отличие от раба, крепостной имел клочок земли, свои орудия труда, семью, и поэтому он был заинтересован в совершенствовании орудий труда, в улучшении методов ведения хозяйства. Всё это вело к росту производительных сил. Но производство здесь, как и при рабстве, осуществляется при помощи ремесленных орудий труда, которые консервативны в том смысле, что они, как орудия индивидуального пользования, специализируются и достигают каких-то законченных форм, ставящих предел их развитию. А между тем великие географические открытии конца XV – начала XVI века приводят к возникновению международного рынка. Возрастает спрос на различные продукты, удовлетворить который ремесленное производство уже не может. Возникает необходимость заменить крепостнический способ производства, который опирается на ремесленное производство, новым, более прогрессивным, капиталистическим способом производства, который опирается на машинное производство.
В отличие от ремесленного технический базис машинного производства является революционным, так как его возможности в развитии производительных сил практически безграничны: от применения отдельных машин к системе машин, от системы машин – к более широкой системе машин и так до бесконечности.
Капиталистический способ производства в течение одного двух веков своего существования создал более грандиозные производительные силы, чем все предшествующие способы производства, взятые вместе, именно благодаря машинному производству. В данное время капиталистический способ производства настолько развил производительные силы, что, опираясь на них, можно было бы накормить, обуть, одеть, обеспечить жильём, – словом, удовлетворить основные потребности всех людей. Между тем сотни миллионов людей в буквальном смысле не доедают, ютятся в лачугах, влачат жалкое существование. Почему?
Ответ на этот вопрос простой.
Во-первых: Введение и распространение машин, а также усовершенствование и распространение машин на все сферы хозяйственной жизни лишают (в условиях капиталистического способа производства) работы миллионов работников, а следовательно, и средств существования; появляется безработица, которая не была известна при докапиталистических способах производства. Эти лишённые работы миллионы работников, чтобы иметь средства существования, конкурируют c работниками, имеющими работу, вследствие чего заработная плата последних падает до уровня, которого едва хватает для обеспечения самых элементарных потребностей человека. Таким образом, капиталистический способ производства, прежде всего, создаёт многомиллионную армию работающих бедняков и искусственно лишённых работы нищих, – и эта армия есть та сила, которая, под угрозой вырождения и вымирания, вынуждена восстать и уничтожить капиталистический способ производства. Если капитализм на начальной стадии своего развития (свободная конкуренция) всё большую и большую часть общества превращает в пролетариев, то на своей высшей стадии (государственно-монополистический капитализм), капитализм люмпенизирует общество. Ярким свидетельством этого является Европа, где, начиная с середины 70-х годов XX, века значительная часть её населения живёт на всякие государственные пособия (подачки), которые получаются путём ограбления европейским капиталом всего мира.
Во-вторых: Так как капиталистический способ производства, непрестанно совершенствуя средства производства, постоянно повышает производительность труда, вследствие чего, с одной стороны, увеличивается масса продукта, а с другой – снижается стоимость продукта; так как цель капиталистического способа производства – не производство материального продукта, а деньги, которые являются мерой стоимости продукта (количественное выражение стоимости), – то капиталистический способ производства неизбежно приходит в конфликт с гигантскими производительными силами, которые сам же создал. Столкновение становится неизбежным, и – кризис. В период кризиса резко сокращается производство, уничтожается масса продуктов, оборудования и предприятий и в то же время миллионы людей обрекаются на огромные лишения. И так, начиная с 1825 года, когда разразился первый общий кризис, кризисы повторяются регулярно каждые 8-10 лет. При каждом кризисе люди беспомощно стоят перед абсурдным противоречием (которое сами же создали в погоне за деньгами), когда ради денег уничтожаются производство и продукты производства. Тем самым, однако, доказывается, что капиталистический способ производства полностью исчерпал себя, превратился в препятствие и искусственно тормозит дальнейшее развитие производительных сил. Но тем самым возникает необходимость заменить капиталистический способ производства, ставший реакционным, новым, прогрессивным, социалистическим способом производства.
Но капиталистический способ производства, каким бы диким и гнилым он ни казался, держится не сам по себе, а силами господствующего класса – капиталистами. А капиталисты никогда не отказываются от своих экономических и политических привилегий добровольно. Поэтому заменить капиталистический способ производства социалистическим способом производства можно только путём социалистической революции.
Но революция не делается по заказу или по чьему-либо произволу или желанию. Десятки миллионов людей идут на революцию только тогда, когда настаёт безысходная нужда, когда всё общество попало в безвыходное положение. И такое безвыходное положение может создать только мировая война, которая неизбежна до тех пор, пока сохраняется капиталистический способ производства. Оставляя миллионы трупов и калек, разрушая всю общественную жизнь, мировая война открывает глаза с невиданной прежде быстротой сотням миллионов людей на смертельную угрозу, которую несёт всему человечеству капиталистический способ производства. Отсюда – революционная решимость десятков миллионов людей, которые, общим напором, штурмуют и уничтожают капиталистический способ производства.
Таким образом, капиталистический способ производства своим самим ходом создаёт две тенденции в общественном развитии: во-первых, социалистическую революцию; во-вторых, мировую войну. Социализм прямо ведёт к замене капиталистического способа производства социалистическим способом производства; и дело здесь не в сознании и намерении людей, а в законах общественного развития, действующих и осуществляющихся с железной необходимостью. Мировая война, в свою очередь, обуславливает субъективное условие социалистической революции – революционную решимость десятков миллионов людей, способных обеспечить победу социалистической революции. Переход к новой общественно-экономической формации, восстанавливает, наконец, прямое (т.е. безденежное, бесплатное) присвоение земли и средств производства), но на основе уже высоких (созданных капиталистическим способом производства) производительных сил. И, таким образом, открывается безграничный простор для развития производительных сил.
И только с победой социализма создаётся возможность обеспечить всем членам общества не только вполне достаточные и с каждым днём улучшающиеся материальные условия существования, но также полное свободное развитие и применение их физических и умственных способностей. В то же время постепенно ослабевает борьба за отдельное существование (дарвиновская, внутривидовая, конкуренция), высшим выражением которой и является мировая война….
За рабочий класс!
Рафик Кулиев
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.