По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ
Все большие системы имеют свои, кажущиеся необъяснимыми, особенности. Вот почему европейская ширина железнодорожной колеи 1435 мм в метрической системе, или 4 фута 8 ½ дюйма – «ни два, ни полтора», как говорят в России?
Да потому, что этот размер пришёл из Рима: такой была ширина крупов двух коней в римской упряжке – и ширина колеи римской пароконной телеги, под которую и строились все дороги. А в России сначала провели эксперимент на Царскосельской – 6-футовой – дороге, и потом решили, что оптимальная ширина колеи должна быть ровно 5 футов. Или, после перехода на метрическую систему, 1524 мм, на 89 мм шире несистемных европейцев.
Этот мудрый выбор положил ешё одну границу между Россией и враждебным Западом, защитив нашу транспортную систему. И День железнодорожника впервые в мире стал отмечаться именно в России, с 1896 года – сначала в день рождения Николая I, в конце июня.
А нынешний день профессионального праздника был установлен в память Всесоюзного совещания работников железнодорожного транспорта в 1935 году. Мне хочется напомнить слова И.В. Сталина, сказанные им тогда во время приёма в Кремле: «Разрешите провозгласить тост за ваши успехи, которые несомненны и за которые вы заслужили настоящую товарищескую похвалу. Разрешите провозгласить тост за те достижения, которых еще нет у вас, но которые обязательно должны быть, за то, чтобы все вы, от стрелочника до наркома, сделали всё необходимое и подняли транспорт, который идёт уже в гору, но идёт, ещё покачиваясь, за то, чтобы транспорт был чётко работающим, исправно действующим, точным, как хороший часовой механизм, конвейером! За всех вас и за вашего наркома, товарищи!».
Россия – океан земли, самая большая страна в мире. И поэтому так важны для нас всех железные дороги. Самая длинная железная дорога в мире – Транссибирская магистраль длиной 9438 километров пересекает всю Россию. Но ещё важнее для развития страны – БАМ, Байкало-Амурская магистраль. О ней могли только говорить в дореволюционной России – но реализовали проект советские люди, и не зря она носит имя Ленинского Комсомола – комсомольцы были её главными строителями.
289 тысяч километров – такой была протяжённость железных дорог в СССР – самая большая в мире! И железнодорожники были в особом почёте в Советском Союзе: были свои железнодорожные школы, своя система здравоохранения с больницами и санаториями, своя система снабжения и даже свои детские железные дороги, для подготовки и воспитания будущих кадров!
Мы были великой железнодорожной державой – и обязаны восстановить свои позиции, наш железнодорожный транспорт должен стать самым скоростным и эффективным!
С праздником, товарищи железнодорожники! За ваши успехи и достижения, настоящие и будущие!
Председатель ЦК КПРФ,
Руководитель фракции КПРФ
в Государственной Думе РФ
Г.А. Зюганов.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.