По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Валентин Катасонов
Слово «импортозамещение» прочно вошло в наш обиход с весны 2014 года, когда коллективный Запад предпринял в отношении России санкционные действия в связи с возвращением Крыма в состав нашего государства.
Под указанным термином понималась организация в России производства тех товаров, которые до 2014 года ввозились в нашу страну и поставки которых были прекращены. Или, по крайней мере, существовала угроза прекращения импорта.
К тому времени России прочно подсела на иглу импорта, который оплачивался за счет экспорта нефти, природного газа и других природных ресурсов, отечественное производство многих потребительских товаров и товаров производственного назначения, которое существовало в Советском Союзе, было окончательно развалено.
И вот тогда, восемь лет назад, российским правительством была принята куча программ импортозамещения со сроком исполнения в 2020 году. Программы были провалены с треском. Об этом много чего сказано и написано. Наиболее резонансным было сделанное в мае текущего года заявление главы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрея Клишаса: «Программа импортозамещения провалена полностью. Кроме бравурных отчетов отраслевых ведомств нет ничего. Наши люди это видят и по товарам народного потребления, и во многих других сферах».
С 24 февраля нынешнего года, когда против России начался новый раунд санкционной войны коллективного Запада, у нас вновь заговорили об импортозамещении. Но, как мне кажется, новые усилия по импортозамещению могут опять оказаться тщетными. Бюрократы, которые провалили программы 2014 года в своей массе остаются на своих местах. Они уже поднаторели на фальсификациях, распилах выделяемых на импортозамещение бюджетных денег и уверились в безнаказанности своей вредительской деятельности.
Но я сейчас не об этом (оставляю эту тему другим авторам). Я сейчас хочу обратить внимание на то, что так называемое «импортозамещение» превращается в пшик, если оно не вписывается в понятную и хорошо проработанную стратегию экономического развития Российской Федерации. А таковой стратегии, увы, как не было, так и нет. В связи с нынешней санкционной войной правительство Российской Федерации стало в спешном порядке принимать документы, в названиях которых красуется слово «стратегия». Но не по экономике в целом, а по отдельным отраслям и производствам. Таких «стратегий» более двух десятков. Последняя, по российскому автопрому, обсуждалась и принималась с участием президента РФ Владимира Путина в июне на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Получается парадоксальная картина: у каждого командира полка (дивизии) есть своя «стратегия», а общей «стратегии» нет.
А из этого, между прочим, вытекает и бессистемность всей кампании импортозамещения. По уму у власти должна быть стратегия экономического развития страны, а в составе этой стратегии — программа импортозамещения. Кстати, если бы было бы понимание целей, средств и этапов долгосрочного экономического развития России, вполне вероятно, что слово «импортозамещение» в документе было бы заменено на какое-то другое.
Между прочим, на прошедшем ПМЭФ президент Владимир Путин обратил внимание на то, что слово «импортозамещение» может не настраивать на обретение Россией истинного суверенитета и на победу в новой «холодной войне» с Западом. «Импортозамещение не панацея, не кардинальные решения: если мы будем лишь повторять других, пытаться заменить пусть и самыми качественными копиями чужие товары, то рискуем оказаться в позиции постоянно догоняющих», — заявил Путин. Он отметил, что России надо «быть на шаг впереди», создавать собственные конкурентные технологии, товары и сервисы, которые станут новыми мировыми стандартами. А заместитель председателя Совбеза России Дмитрий Медведев еще в конце мая предложил использовать термин «технологический суверенитет» вместо «импортозамещения».
А чтобы создавать что-то свое, новое, лучшее по сравнению с западными образцами нужны, в свою очередь, какие-то первоочередные шаги. Шаги, закладывающие фундамент суверенной и сильной России. С моей точки зрения, тут необходимы три самых важных шага.
Во-первых, возрождение сильной суверенной науки, особенно фундаментальной. Такой науки, которая может позволить нам готовить асимметричные ответы, реагировать с опережением на любые выпады коллективного Запада.
Во-вторых, воссоздание той лучшей системы высшего технического и естественно-научного образования, которая существовала в Советском Союзе. Здесь, если так можно выразиться, также необходимо проведение импортозамещения (отказ от разных западных образовательных новаций типа Болонской системы).
В-третьих, в замещении импортных товаров отечественными выстроить приоритетность по отраслям и производствам.
На третьем моменте я хочу остановиться подробнее. Начинать импортозамещение надо не с того, что легче всего, а с того, что нужнее всего. И подсказки в правильном выстраивании приоритетов мы можем найти в опыте индустриализации, которая проводилась в СССР с конца 1920-х годов. Некоторые тогдашние идеологи коммунистической партии говорили, что индустриализация нужна, но лучше ее начинать с тех отраслей, где оборачиваемость капитала быстрее; такие отрасли будут давать деньги для развития других отраслей, где рентабельность ниже. Т.е. начинать надо с легкой промышленности. А в самом конце будет находиться тяжелая промышленность. Глядишь, при таком алгоритме за сто лет удастся провести индустриализацию в Советском Союзе.
Именно такой была последовательность промышленной революции в Англии. Подобную позицию по вопросу индустриализации занимал, в первую очередь, Николай Бухарин, считавшийся главным идеологом партии. А Иосиф Сталин и его единомышленники думали с точностью до наоборот: начинать надо с тяжелой промышленности. Такой алгоритм обеспечивал быстрое достижение экономической самодостаточности и экономического суверенитета советского государства. Победила точка зрения Сталина.
В первую пятилетку особое внимание было уделено добыче угля и нефти, развитию черной и цветной металлургии, электроэнергетике. А во второй пятилетке на первое место вышло станкостроение и производство многих видов машин и оборудования. В третьей было продолжено развитие машиностроения и станкостроения, резко ускорилось производство оружия и военной техники, стало увеличиваться производство товаров потребительских (легкая, пищевая, мебельная промышленность и др.).
В 30-е годы в СССР был сформулирован один из важнейших принципов государственной экономической политики — принцип опережающего развития производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления. Этот принцип нашел свое отражение в той группировке отраслей, которая стали использоваться в народнохозяйственном планировании: отрасли группы «А» (производство средств производства) и отрасли группы «Б» (производство предметов потребления).
Уже в послевоенное время, когда на свет появился учебник «Политическая экономия социализма» (1950-е годы) в него уже на правах экономического закона вошла формулировка об опережающем развитии средств производства по отношению к предметам потребления. Сама группа отраслей «А» очень многообразна. В ней отдельные отрасли также имеют разные темпы развития.
Особое место в группе «А» занимает станкостроение. Это очень важная, приоритетная отрасль машиностроения. Станкостроение — универсальная отрасль, снабжающая своей продукцией практически все другие отрасли группы «А» (прежде всего металлообрабатывающие станки), а также группы «Б» (например, ткацкие станки). Если так можно выразиться, станкостроение — производство средств производства второго порядка. Станки нужны всем: и тем, кто строит танкеры, и тем, кто делает турбины, и тем, кто производит оборудование для химической промышленности. И т.д.
Если анализировать статистику советского времени, то можно заметить, что в группе «А» станкостроение характеризовалось темпами развития, которые были выше, чем у большинства других отраслей группы. Де-факто имело место опережающее развитие машиностроения, хотя никогда это не возводилось в ранг принципов государственной экономической политики.
Официальной датой рождения советского станкостроения считается 29 мая 1929 года, когда был образован «Станкотрест». Следующим шагом в становлении отрасли стало учреждение государственного всесоюзного объединения «Союзстанкоинструмент» при ВСНХ СССР. К 1932 году на восьми заводах был налажен выпуск токарных, шлифовальных и фрезерных станков. К началу Великой Отечественной войны в стране действовало уже несколько десятков таких предприятий. В суровые военные годы было произведено около 80 тыс. только металлорежущих станков.
В 1970-е годы в стране был налажен выпуск станков с ЧПУ (числовым программным управлением), несколько десятков моделей. В 1991 году в стране изготавливалось более половины всей необходимой комплектации для производства таких станков. К моменту распада Союза треть советских станков была с ЧПУ. К началу 1990-х годов десятки тысяч советских станков с ЧПУ работали за границей: в Германии, Швейцарии, Франции, Японии. В 1991 году на Парижской станкостроительной выставке было представлено около 50 единиц советского оборудования.
На фото: механосборочный цех завода, Владивосток, Приморский край, 1974 год (Фото: Муравин Юрий/ТАСС)
Станкостроение Советского Союза тем более характеризовалось опережающими темпами развития по отношению к машиностроению стран Запада. В 1980-е годы среднегодовой выпуск станков равнялся 220 тысяч единиц.
В 1990 г. СССР находился на 3-м месте в мире по производству станков по обработке металла, древесины и других материалов. Советское станкостроение с точки зрения технологического уровня продукции считалось одним из самых передовых в мире. Его продукция экспортировалась после войны не только во все страны социалистического лагеря, но также в экономически развитые страны Запада. Европейским лидером машиностроения считалась ФРГ. Но, между прочим, туда с 1984 по 1990 г. было экспортировано более 45 тыс. единиц станков и КПО (кузнечнопрессового оборудования).
Три десятилетия станкостроение страны деградировало. Снижались объемы и технический уровень продукции отрасли. Исчезали знаменитые станкостроительные заводы. Так, в 2003 году начал процедуру банкротства Петербургский завод имени Свердлова. И это на фоне празднования городом своего 300-летия (на которое были выделены миллиарды казенных денег). Сегодня Россия оказалась лишь на 22-й строчке в рейтинге мирового станкостроения.
В 2020 году правительством страны была принята «Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года». В документе было отмечено, что потребности страны в металлообрабатывающем оборудовании покрываются за счет внутреннего производства всего лишь на 17%. Между прочим, Минпромторг в 2014 году, когда запускались программы импортозамещения, заявлял, что к 2020 году не менее половины российских потребностей в станках будет покрываться за счет внутреннего производства (а тогда покрытие составляло лишь 10%).
Вклад станкостроения в валовый внутренний продукт (ВВП) составляет 0,02%, что примерно на порядок ниже показателей основных стран-лидеров по производству станков: Китая (0,15%), Японии (0,23%), Германии (0,32%). «Станкостроение России продолжает стагнировать, остановить этот процесс никто не пытается. По выпуску станков мы позади Дании и Румынии», — прямым текстом говорит член-корреспондент Российской инженерной академии Николай Юденков.
У меня нет ощущения, что во властных структурах России осознали необходимость восстановления порушенного станкостроения. Нет, конечно же, эту отрасль не забыли включить в планы импортозамещения. Но ее там почти не видно. Нет никаких намеков на то, что ее считают приоритетной отраслью по части импортозамещения. Задача импортозамещения поставлена сегодня перед многими министерствами и ведомствами. Не забыты министерства цифрового развития, сельского хозяйства, энергетики и др. Не забыто даже Федеральное агентство «Ростуризм».
Но, наверное, самое главное ведомство по решению задач импортозамещения — Минпромторг. Заглянул на его сайт. Там анонсированы аж 24 плана импортозамещения по отраслям и кластерам: автомобильная промышленность, гражданское авиастроение, социально значимые отрасли промышленности, легкая промышленность, лесопромышленный комплекс, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности, медицинская промышленность и т. д.
В советское время по каждому из названных направлений было свое отраслевое министерство, а тут в рамках одного ведомства (Минпромторга) количество планов, сопоставимое с числом отраслевых министерств в СССР. Разве можно господину Мантурову все это вытянуть? Или мы опять имеем дело с очередной показухой, подобной программам импортозамещения 2014 года? И вот в этом длиннющем списке планов я нахожу документ, который называется «ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ В СТАНКОИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА» (Утвержден приказом Минпромторга России от 28 июня 2021 г. N 2332). У меня сильное сомнение в том, что указанный план станет той волшебной палочкой-выручалочкой, которая возродит отечественное станкостроение.
Во-первых, потому что (еще раз повторюсь) он просто «растворился» в обширном «пакете», состоящем из 24 отраслевых планов. Никакой приоритетности планов у Минпромторга нет. По поговорке: «всем сестрам — по серьгам».
Во-вторых, потому что задачу возрождения станкостроения поручили чиновнику, который проваливал программы импортозамещения, порученные ему в 2014 году (я имею в виду министра Д. Мантурова).
В-третьих, потому что «План мероприятий по импортозамещению в станкостроительной промышленности…» и не претендует на то, чтобы стать планом возрождения отечественного станкостроения. Чиновники из Минпромторга сегодня стали скромнее и осторожнее. Они не обещают нам никаких чудес к 2024 году.
В упомянутом выше «Плане мероприятий…» обозначено 27 позиций, по которым к 2024 году надо провести импортозамещение. Приведу на выбор некоторые позиций с показателями (первая цифра — фактическая доля отечественного производства во внутренних потребностях в 2020 году; вторая — плановый показатель доли на 2024 год; в %):
Станки для обработки металлов лазером и станки аналогичного типа; обрабатывающие центры и станки аналогичного типа — 32; 42.
Кузнечнопрессовое оборудование — 20; 30.
Станки для обработки камня, дерева и аналогичных твердых материалов — 19; 30.
Комплектующие изделия станков — 15; 35
Промышленные роботы для выполнения производственных операций — 6; 15.3D-принтер для печати металлических изделий — 30; 45.3D-принтер, печатающий по технологии фотополимеризации — 10; 15.
Электрическое оборудование для пайки и/или сварки — 30; 45.
Из всего списка лишь по одной позиции к 2024 году план предусматривает достижение показателя в 50%. Ставший за последние годы острожным, министр Мантуров не обещает, что к 2024 году большая часть потребностей в продукции станкостроительной и инструментальной промышленности не будет покрываться импортом.
А если так, то и во всех остальных отраслях промышленности импортозамещение будет липовым. Как можно будет, например, говорить о «суверенном производстве» автомобилей, самолетов, медицинского оборудования, фармацевтики, черных и цветных металлов, бытовой техники и всего остального, если такое производство будет осуществляться на станках и оборудовании иностранного происхождения?
Комментарий редакции: Действительно развёртывание против России санкционной войны диктует необходимость проведения импортозамещения. Но чтобы это стало реальностью, должно появится то, что будет способным вытеснять зарубежных экономических конкурентов. И вот тут то самое время всерьёз заняться воссоздание и ускоренным развитием отечественного производства. Упор должен быть сделан на активизацию работы станкостроения, приборостроения, всех отраслей машиностроения, сельского хозяйства. Только это позволит создать гарантию укрепления экономического суверенитета России, её национальной безопасности и, как следствие, уверенно противодействовать натиску геополитических противников. Однако нужно создавать конкретные условия, благоприятствующие решению упомянутой стратегически значимой задачи. И задействование централизованного государственного планирования развития народного хозяйства, национализация командных высот экономики однозначно позволят реализовывать долгосрочные проекты развития производительных сил, придавать этому процессу гармоничность и сбалансированность.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.