По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Иван Рыбин
К 2035 году в России будет всё, ну, почти всё — примерно так можно вкратце охарактеризовать основную идею плана по развитию автопрома, подготовленного Минпромторгом. По дорогам поедут отечественные электромобили, доля которых в производстве составит около 25%, русские машины вовсю пойдут на экспорт, а доля локализованных у нас автокомпонентов вырастет до 90%. Правда, денег на это чиновники давать не собираются, дескать, за все заплатит бизнес.
«Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2035 года», подготовленная Минпромторгом — просто феерическая писуля, достойная занесения в анналы мировой бюрократии. В ней, на удивление, есть ряд вроде как объективных оценок, но при ближайшем рассмотрении таковые оказываются полуправдой. Равно как таковой являются и рецепты «лечения» отрасли.
Например, «доля импорта компонентов в объеме производства автомобилей в денежном выражении в 2016—2021 годы оценивается на уровне 51−56%, в 2011—2015 годах соответствующий показатель составлял 32−40%». Вроде как плохо и становится ещё хуже, что, собственно, так и есть. Но означенные 51−56%, если кто не заметил — «в денежном выражении». Никакого анализа по номенклатуре изделий нет, равно как нет и цифр реальной доли импорта по большинству важнейших комплектующих. В частности, по автоэлектронике это все 100%, по топливной аппаратуре — близко к тому, всё очень плохо даже с банальными шинами.
Зато на несколько станиц бла-бла про декарбонизацию и прочие «глобальные тенденции», явно скопированные с каких-то сторонних источников — дабы придать «Старатегии» вид наукообразности. Но если вылить из текста всю воду, то в итоге мы получим пустышку — типичную отписку, причём явно вредительского плана.
На краткосрочную перспективу не запланировано практически ничего, достаточно изучить текст — и это станет предельно ясно. Нет никаких планов по строительству либо приобретению заводов, наращиванию станочного парка, покупке технологий и прочих мер, способных реально сдвинуть дело с мёртвой точки.
Более того, денег на спасение автопрома не дадут.
«Необходимый объем инвестиций на период 2023—2035 годы в НИОКР и организацию производства компонентов для обеспечения выпуска высоколокализованной продукции и обеспечение технологического суверенитета оценивается в 2,7 трлн. рублей. Основной объем финансирования инвестиционной программы должен быть обеспечен бизнесом, при государственной поддержке за счет различных финансовых и регуляторных мер», — говорится в «Стратегии».
Бизнес же почему-то думает иначе. «УАЗ не может создавать новый продукт. Во-первых, это огромные инвестиции, экспертизы и так далее. Создавать продукт — какой? Нужно идти в ногу со временем. Новый продукт создадут те, кто может это делать. У УАЗа есть собственная ниша, свой сегмент внедорожников. Вот это сегодня и нужно отрабатывать — до того, как найдется более грамотное решение, которое мы тоже ищем. Но создавать там новый продукт мы не будем, это утопия», — ещё в конце 2021 года заявил генеральный директор ООО «УАЗ» Адиль Ширинов.
Вкладываться в отечественную экономику — пока удел малого, редко — среднего бизнеса. Сыроварню построить могут, но автозавод — нет. У олигархов же совсем другие инвестиционные программы, к развитию российского автопрома никакого отношения не имеющие. Министерские это прекрасно знают, что ещё раз подтверждает тезис о том, что Минпромторг выдал очередную отписку.
Хотя в ней есть и интересные оговорочки. Как обычно, чиновники вещают про три сценария — «базовый», «оптимистичный» и «пессимистичный». И вот тут как раз возникает интересная фраза.
«Оптимистичный сценарий предполагает рост спроса до уровня 2012−2013 годов за счет роста экономики».
Стоп-стоп-стоп! Вроде как все десять лет нам постоянно вещали про рост благосостояния «уважаемых россиян», про этот самый рост спроса на все товары, увеличения зарплат до нынешней мифической средней росстатовской в размере 66 757 рублей. Откуда тогда рост спроса до уровня 2012 года? То есть его восстановление. Это что, результаты статистики и прочие данные опросов нам врали? Быть не может.
«Статистика, понятное дело, это одна большая ложь. Та, что для народа, как все понимают, к реальности вообще не имеет не малейшего отношения. Но есть и более-менее объективные данные, с грифом ДСП и „секретно“, для внутреннего пользования. Иногда, при составлении всяких разных открытых документов по халатности эта информация просачивается. Бывает и так, что неравнодушные сотрудники госструктур — такие, что удивительно, ещё есть — специально включают правдивые данные в различные документы. Типа диверсия против властей — чтобы народ понимал истинное положение дел», — объясняет сотрудник одной окологосударственной структуры.
Или вот — в тексте фигурирует «введение ограничений со стороны Китая и других дружественных стран, усиление ограничений со стороны недружественных стран для российских компаний в части приобретения компонентов, технологий, материалов и оборудования, программного обеспечения для локализации компонентой базы автомобильной промышленности». Наши власти вроде как постоянно говорят о том, что число дружественных России стран растёт, нам все рады, все хотят с нами сотрудничать. А тут вдруг получается, что всё наоборот…
Казённый документ, не предусматривающий распила — нонсенс. И конечно, таковой присутствует. В пункте VIII «Ресурсное обеспечение реализации стратегии» — там, где написано, что денег на новые заводы государство не даст — означено, что «стимулирование экспорта продукции автомобильной отрасли потребует финансирования в объеме 0,5−0,6 трлн. рублей на период 2023—2035 годов».
Что будем экспортировать и куда — непонятно, да и зачем — тоже. Купит ли это кто-то — тем более. Но деньги на поддержку заложены, не исключено, что уже даже и распределены. Сколько кому достанется и когда. Хотя страшно не это.
Машиностроение в РФ находится с предсмертном состоянии, станкостроение совсем уничтожено, как и радиоэлектронная промышленность. Без них невозможно что-либо создавать, но авторов «Стратегии», похоже, это не заботит. Никаких отсылов к программам развития смежных отраслей нет, соответственно, не будет и никакого возрождения автопрома.
И сроки… Это просто нечто чудовищное. Нам обещают, что через 13 лет, быть может, появятся российские автомобили, где почти все детальки будут иметь местное происхождение. Точнее, 80−90% в деньгах, причём считать локализацию станут по той самой жульнической «бальной» системе, которая существует уже третий десяток лет.
В годы первой пятилетки каждый день в строй вводилось три крупных завода, в последующие десятилетия, до начала 70-х — по два. Это не считая средних и мелких. О чём-то подобном нынешние чиновники даже не заикаются. А ведь для того, чтобы построить хороший автомобиль, требуется совместное творчество множества предприятий. Коих в нашей стране практически нет.
Более того, министерские деятели явно не понимают, что тот путь, которым нынче движется мировой автопром — то есть по которому он пошёл с середины 90-х годов ХХ века — бесперспективен и в целом опасен. Вместо «вечных» автомобилей, которые были на подходе в конце прошлого столетия, банкиры-космополиты навязали производителям выпуск «одноразовых» машин. 70−100 тысяч километров — и на помойку, ремонтировать экономически нецелесообразно. Мало того, что недра Земли истощаются, ещё и вся планета заваливается мусором. Зато автоконцерны и их владельцы получают огромные прибыли, тут всё путём.
Движения обратно, в сторону «вечных ценностей», пока не начались, но они неизбежны. Россия в данном случае находится в довольно выгодной позиции — нам не придётся ничего переделывать. Потому, что ничего нет. Можно просто выбирать удачные модели и их копировать. Или покупать лицензии, что проще и выгодней.
Курс на электромобили тоже неоднозначен, они вовсе не настолько безопасны, как это пропагандируется. Нужна целая индустрия по переработке аккумуляторов, в противном случае экологическая катастрофа неминуема. Нужны и многочисленные АЭС, ведь сжигать углеводороды и вырабатывать электроэнергию для электромобилей — это нонсенс.
Но главное — это всё-таки сроки. «Мы отстали от передовых стран на 50−100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», — говорил в 1931 году Иосиф Сталин.
Как знал — да, в запасе тогда было именно десять лет. Сейчас мы отстали примерно на 30−40 лет, но времени в запасе ещё меньше. Нужно действовать, иначе сомнут.
Комментарий редакции: Мало провозгласить очевидные лозунги. Нужны конкретные условия, позволяющие реализовать цель воссоздания и ускоренного развития российского машиностроения. Как это может быть претворено в жизнь, если в правительственных документах всерьез не рассматривается идея создания и развития производств средств производства, как-то: двигателестроения, станкостроения и т.д. Даже не предусмотрено выделения должного уровня финансовых ресурсов на решение подобных задач. Ведь мелкий бизнес объективно не потянет реализацию объёмных проектов — поэтому нужны большие денежные вливания со стороны государства. Или на верху надеются, что крупный капитал с радостью начнёт инвестировать в производственный комплекс? Большая часть крупного бизнеса, поднявшаяся благодаря противозаконному присвоению в процессе приватизации государственной собственности общенародного достояния, озабочены лишь стремлением отмыть наворованное, выводя капиталы за границу. От этой публики по определению невозможно ожидать готовность развивать национальную экономику. Поэтому только реальное огосударствление ключевых сфер машиностроения, введение централизованного планирования позволят решить стратегически важные задачи.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.