По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Сергей Гришкевич
Одно из недавних совещаний президента Белоруссии А. Лукашенко было посвящено вопросам совершенствования законодательства о гражданстве. Данная тема возникла не случайно. После протестного 2020 года она приобрела в обществе особое звучание. Несмотря на то, что страну покинули многие горе-революционеры, некоторые из них продолжают деструктивную деятельность из-за границы, причём безнаказанно и совершенно небескорыстно.
«С одной стороны, мы беспокоимся о безопасности нашего государства. С другой, добропорядочные и трудолюбивые граждане — самое главное богатство нашей страны, — пояснил президент. — Мы всегда рады приветствовать на белорусской земле тех, кто искренне желает стать её гражданином и внести свой вклад в развитие республики».
За прошедшие пять лет белорусское гражданство по различным основаниям получили около 14 тысяч человек. При этом каждая просьба о приёме пристально изучается. Гражданами страны стремятся стать в первую очередь выходцы из бывших республик СССР. Только за последний год белорусские паспорта выданы около пяти тысячам украинцев.
Тем не менее к предоставлению гражданства, считает А. Лукашенко, следует подходить взвешенно и аккуратно, учитывая национальные интересы, как и в случае с теми, кто, выехав за границу, действует во вред государству и народу. Многие жители страны, в том числе и депутаты, задаются резонным вопросом: достойны ли «политэмигранты», призывающие к санкциям и силовому захвату власти, и дальше оставаться белорусскими гражданами?
По словам министра внутренних дел И. Кубракова, в подготовленном законопроекте «предусматривается возможность утраты лицом, находящимся за пределами республики, белорусского гражданства, приобретённого и по рождению, при наличии вступившего в законную силу приговора суда, подтверждающего участие такого лица в экстремистской деятельности или причинение им тяжкого вреда интересам страны, согласно перечню статей, которые будут изложены в законе». Предполагается, что такое решение будет приниматься главой государства по предложению комиссии по вопросам гражданства. Экстремистам, утратившим гражданство, запретят въезд в Белоруссию на срок до 30 лет и конфискуют имущество.
Примечательно, что в сферу пристального внимания попадут и соотечественники, получившие «карту поляка» и иные подобные документы. «Надо наконец разобраться: или они граждане Беларуси, или они просто заблудшие, или у них иная «ориентация», — подчеркнул А. Лукашенко.
В МВД считают, что «двойная лояльность» недопустима, поэтому обладателям «карты поляка» могут вполне обоснованно ограничить доступ не только к госслужбе.
Проект документа, подтверждающего принадлежность к польскому народу для не живущих в стране, появился почти сразу после развала СССР, когда у Варшавы обострились фантомные боли по утраченным в 1939 году землям Западной Белоруссии и Украины. Из-за этих событий, по мнению обиженных наследников Речи Посполитой, многие граждане оказались в вынужденной эмиграции.
В конце 1990-х польский сейм рассматривал проект закона о «карте поляка», которую намеревались выдавать тем, кто «оказался за границами республики и лишился польского гражданства в итоге Второй мировой войны, политическим эмигрантам второй половины ХХ века, а также негражданам, связанным со страной через культуру и язык». Документ должен был представлять собой бессрочную национальную визу, позволяющую её обладателям не только без ограничений приезжать в Польшу, но и пользоваться отечественной системой образования и здравоохранения, изучать язык и литературу за счёт государства, а также получать госнаграды наравне с гражданами страны. В силу разных обстоятельств закон тогда не приняли и отправили на доработку.
К идее вернулись в 2007 году. Новый законопроект почти единогласно был принят польскими депутатами и вскоре подписан тогдашним президентом Л. Качиньским. Первые «карты поляка» начали выдавать в консульствах уже на следующий год.
В закон несколько раз вносились изменения. Так, с 2019 года «карту поляка» смогли получать не только граждане бывших республик СССР, как было определено изначально, но и считающие себя поляками люди по всему миру. Из оформленных 350 тысяч прошений 162 тысячи поданы в Белоруссии и 147 тысяч — на Украине. На конец прошлого года в мире насчитывалось около 200 тысяч обладателей «карты поляка».
Документ подтверждает принадлежность к польскому народу, но не делает человека автоматически гражданином Польши, хотя и значительно облегчает процедуру получения гражданства. «Карта поляка» даёт ряд льгот, касающихся денежной компенсации при оформлении заявки на постоянное пребывание в республике, разрешения на работу и ведения бизнеса, получения образования и экстренной медпомощи за счёт бюджета, 37-процентной скидки на железнодорожные билеты и пр. Получив разрешение на постоянное жительство в республике, обладатели «карты поляка» уже через год могут подавать документы на получение гражданства.
Пластиковая карточка с фотографией владельца и информацией о нём выдаётся на 10 лет в диппредставительствах за границей. Кандидат должен соответствовать ряду обязательных требований: «демонстрировать связь с польской культурой посредством владения польским языком на базовом уровне и считать его родным», «знать и соблюдать польские традиции и обычаи», «в присутствии консула подписать декларацию о принадлежности к польскому народу», «доказать, что предки имели польскую национальность, на основании юридических документов или справки от уполномоченной польской диаспоральной или культурной организации, подтверждающей активное участие в деятельности по продвижению польского языка и культуры, поддержке польского национального меньшинства в течение как минимум последних трёх лет», «подписать заявление, что кандидат и его родственники по восходящей линии не репатриировались либо не были репатриированы с территории Польши в Советскую Беларусь, на Украину, в Литву или СССР в целом».
После сбора необходимых документов кандидат обращается в консульство по месту жительства, где его записывают на собеседование с консулом, во время которого проверяется уровень знания языка, традиций, истории и культуры страны. При этом соискатель должен стоя исполнить польский гимн.
Следует отметить, что поначалу «карту поляка» в консульствах раздавали направо и налево, не предъявляя к кандидатам особых требований к знанию языка. Для подтверждения польской национальности заявителей и их предков годились архивные данные об участии оных (формально почти всех тогдашних жителей оккупированной Белоруссии) в выборах в польский сейм до 1939 года, чем воспользовались очень многие ради туристических вояжей по Европе, приграничных шопинг-туров и спекулятивного торгашества. Однако несколько лет назад требования к документам ужесточили.
В «карте поляка» видят угрозу национальной безопасности не только белорусские власти, но и литовские. И это неудивительно: главные лоббисты данного документа (члены правящей партии «Право и справедливость») не раз заявляли, отбросив пафосные цели, что он прежде всего позволяет решить вопрос нехватки рабочей силы на местном рынке труда.
С приходом к власти А. Лукашенко отношения с соседней страной не заладились и были натянутыми долгие годы, а после открытой поддержки и финансирования польским правительством неудавшегося госпереворота стали откровенно враждебными. Закономерно, что белорусские власти обратили наконец внимание на 140 тысяч граждан с «картой поляка», которые работают в госструктурах и ведомствах, имеют, вероятно, доступ к секретным и просто важным сведениям, хотя подписали документ о принадлежности к другому народу. Такие соотечественники могут вполне обоснованно представлять внутреннюю угрозу. За примерами далеко ходить не нужно, вспомнив хотя бы деструктивную деятельность одной из польских диаспор и школ при консульствах, существовавших до последнего времени в республике.
Именно по этой причине Минск всегда выступал критиком «карты поляка», называя её «первым шагом к аннексии части Беларуси». В 2011 году Конституционный суд заявил о несоответствии польского закона «О карте поляка» принципам и нормам международного права, а в 2012-м в республике вступили в силу поправки в закон «О государственной службе», запрещающие чиновникам иметь «карту поляка» или аналогичные документы других стран. В 2015 году запрет распространился и на депутатов местных советов. Теперь, по-видимому, пришёл черёд более серьёзных и вполне оправданных решений.
Стоит ли говорить, что законопроект крайне негативно восприняли «политэмигранты» и «независимые СМИ», которые и без того постоянно твердят о нарушениях «прав и свобод» якобы сотен тысяч соотечественников, сбежавших от «диктатуры» или сидящих на чемоданах. Официальная статистика, причём польская, говорит об обратном. Так, по данным управления по делам иностранцев соседней страны, сейчас там проживают около 52,3 тысячи белорусов, имеющих документы, которые дают право на пребывание в республике (кроме виз). Из них постоянный или временный вид на жительство оформили 48,2 тысячи человек. Помимо этого, почти 15,3 тысячи белорусов имеют иные действующие документы, позволяющие находиться в Польше. Среди них — национальные визы, в том числе гуманитарные. Сколько из этих 15 тысяч человек реально живут в Польше, неизвестно.
За два последних года белорусы получили около 79,5 тысячи «эмигрантских» виз — 36,6 тысячи гуманитарных и 42,9 тысячи по программе «Poland. Business Harbour» для айтишников и бизнесменов. Не все их обладатели переехали в Польшу, у большинства этих виз срок действия уже истёк.
Таким образом, легально проживают за Бугом сегодня не менее 80 тысяч человек. Данные цифры почти совпадают с информацией польского министерства семьи и социальной защиты: официально трудоустроены и платят взносы в фонд соцстрахования 87 тысяч белорусов. Всего же в Польше легально работают и платят социальные взносы почти 1,25 миллиона иностранцев, из которых 736 тысяч украинцев и более 28 тысяч грузин.
«Эти люди занимают очень важное место на нашем рынке труда, потому что помогают заполнять кадровые пробелы во многих отраслях и тем самым способствуют развитию экономики», — отмечает министр семьи и социальной политики М. Малонг.
Что бы ни утверждали «независимые СМИ» и диванные эксперты, реалии таковы: далеко не все обладатели «карты поляка» мечтают переехать на «другую родину», не говоря уже о ментальном ощущении себя «принадлежащими к польскому народу». Мотивация для получения «ключа в Европу» у многих зачастую обывательская и даже непатриотичная. Как говорится в пословице, запас беды не чинит. Теперь придётся определиться и выбрать из двух стульев самый удобный. И это правильно. Родина одна как-никак. И ею не торгуют. Если есть совесть, конечно.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.