Выступление О.Н. Смолина на правительственном часе с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым
Как конструктивная оппозиция фракция КПРФ объективно оценивает работу правительства в целом и отдельных министерств. В частности, мы положительно оцениваем многие действия Минпросвещения.
В сельских школах Министерство благодарят за «Точки роста».
В средних профессиональных учебных заведениях – за новое оборудование, в том числе для демонстрационных экзаменов.
В педагогических вузах – также за современное оборудование и кванториумы.
Мы приветствуем заявление министра о готовности перевести большую часть программ педобразования на специалитет.
Мы, безусловно, благодарны министерству за последовательную поддержку нашего законопроекта о праве человека с инвалидностью получить второе профессиональное и (или) высшее образование. Федеральный закон вступил в силу и поможет в том числе участникам военных действий на Украине.
Мы поддерживаем многие шаги министерства в отношении детей и студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
– значительное сокращение числа таких детей вне системы образования, отказ от понятия необучаемых;
– увеличение числа студентов с инвалидностью в средних профессиональных учебных заведениях – с 0,7 до 0,9% и т.п.
Теперь о проблемах, которые удалось решить, но «очень частично».
1. Мы поддержали закон о частичном изгнании из законодательства так называемых образовательных услуг. Большинство школьных учителей теперь учат и воспитывают, а не обслуживают. Но этот закон сделал шаг вперед и одновременно вбок. Президент требовал, чтобы услуги остались только в финансовых документах. Увы, они остались и в законодательстве об образовании: все, что бесплатно, – образование; все, что платно, – услуги. Как только у учителя появляется платный факультатив, у преподавателя колледжа или университета – платные студенты, они из педагогов вновь превращаются в обслуживающий персонал. Давайте сделаем второй шаг и изгоним услуги из образовательного законодательства окончательно. Законопроект нами внесен.
2. Шаги по частичной дебюрократизации образования.
По данным комитета Государственной думы шестого созыва по образованию, в среднем каждое учебное заведение в России ежегодно заполняет около 300 отчетов по 11 700 показателям.
Примерно 80% контрольных процедур не связаны с деятельностью органов управления образованием.
Согласно сравнительным международным исследованиям Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), российский учитель является мировым рекордсменом по количеству времени, которое затрачивается на отчеты, документацию и иные бюрократические процедуры, – более 4 часов в неделю.
По данным НИУ «Высшая школа экономики», с 2019 года существует две формы статотчетности для образовательных организаций:
– первая содержит 25 тыс. ячеек с данными, в том числе по кадрам и персональному составу учащихся;
– вторая – около 8 тыс. ячеек, в основном по материально-техническому обеспечению учебного заведения. На заполнение этих форм требуется как минимум 3 месяца работы специалиста по 8 часов в день.
Мы, разумеется, поддержали Закон от 14.07.2022 №298-ФЗ об уменьшении отчетности. Но педагоги говорят, что они этого уменьшения не почувствовали.
3. Мы поддерживаем шаги министерства по переориентации школьного образования в национальных интересах. Но считаем, что нужно идти дальше.
Напоминаю: по сравнению с советскими временами в базисном учебном плане школы на 2018 год предметы, необходимые будущему инженеру, ученому, агроному, врачу, – математика, физика, химия, биология – сокращены от 14 до 37%, а технология и трудовое воспитание – более чем вдвое.
Предметы, призванные обеспечить воспитание гражданина и патриота, – русский язык, литература, история, география, – также сокращены от 14 до 33%.
Взамен более чем вдвое увеличено преподавание иностранного языка. Учебный план явно сориентирован на тех, кто будет работать за рубежом либо в международных и иностранных компаниях.
Мы считаем правильными решения Минпросвещения:
1) отказаться от обязательного изучения второго иностранного языка в школе с шестого класса; желающие сделают это на факультативной основе;
2) отказаться от обязательного ЕГЭ по иностранному языку с 2021 года, который оставил бы без аттестатов добрую половину сельских ребят;
3) вернуть в школу воспитательную работу. Но позволю себе заметить: патриотизм воспитывается не отдельными уроками, а всей системой образования.
Теперь о некоторых проблемах, которые не может решить отдельно взятое министерство, но должны решать совместно правительство и парламент.
Первое – хроническое (я бы сказал катастрофическое) недофинансирование.
Согласно данным ЮНЕСКО и Мирового банка, по доле расходов на образование от валового внутреннего продукта в 2012 году Россия занимала 98-е место, а в 2018-м – 120-е. Комментарии излишни.
Второе – ЕГЭ как враг воспитания.
Не буду перечислять его плюсы и минусы, скажу об одном: с воспитанием патриота и гражданина ЕГЭ несовместим. Он убивает личностные отношения учителя и ученика и заменяет их чисто функциональными. Мы неоднократно вносили законопроекты о переводе единого госэкзамена в добровольный режим, как это было сделано в период пандемии. В порядке компромисса предлагаем вернуться к вопросу о том, чтобы по гуманитарным предметам в ЕГЭ была введена устная часть. Гораздо важнее, чтобы ученик знал наизусть хотя бы одно-два стихотворения из классической русской поэзии, чем требовать умения определять, какие художественные приемы применил такой-то поэт в таких-то строках.
Как говорила моя любимая учительница, литература – это не учебный предмет, а воспитание души. По большому счету это можно сказать и про историю и обществознание.
Третье – вытеснение бесплатного среднего профессионального образования.
По данным Высшей школы экономики, еще в 2010 году прием в профессиональные учебные заведения происходил в основном на бюджетные места. Однако в 2021 году 43% составил прием на платной основе. При этом платный набор на юридические специальности составил практически 92%, на фармацию – 87%, на сестринское дело – 46% и т.д.
Между тем общее среднее образование в России по закону общедоступно и бесплатно; по Конституции и закону у нас бесплатно и среднее профессиональное образование. Как это совмещается с тем, что почти половина всех студентов среднего профобразования платят за обучение?
Четвертое и главное – кадровый кризис.
По данным Общероссийского народного фронта за 2018 год, опрошенные учителя отметили нехватку в школах: математиков – 44%, учителей иностранного языка – 39%, учителей русского языка и литературы – 30% и т.д. С тех пор ситуация только усугубилась.
При этом, по официальным данным, заплата учителей России за второй квартал 2022 года составила 57 тысяч рублей.
Однако, по данным опроса Высшей школы экономики, 80% учителей получают зарплату ниже 40 тысяч рублей, а 40% вынуждены экономить на всем, кроме еды. По любым методикам, кроме росстатовской, это прямая бедность.
Но вот работает учитель, что называется, за себя и за того парня. Раньше грустно шутили: работаем на полторы ставки, потому что на одну есть нечего, а на две есть некогда. Теперь всё больше педагогов работает на две ставки и более. Согласно данным мониторинга НИУ ВШЭ, в 2020/2021 учебном году средняя нагрузка учителя по стране составила 30 часов. Средняя нагрузка учителя в Омской области – 1,8 ставки, в городе Омске – 2,1 ставки. Знаю учительницу иностранного языка с нагрузкой 52 урока в неделю. О каком качестве образования после этого можно говорить?
Без поддержки федерального бюджета регионы проблему решить не смогут.
Повторю: мы понимаем, что это вопрос не Минпросвещения, но правительства в целом. Однако надеемся на поддержку со стороны министерства наших инициатив в этой области.
Напоминаю: мы неоднократно вносили фундаментальные проекты законов об образовании для всех. Вот некоторые предложения в части заработной платы педагогических работников (проект Федерального закона «Об образовании для всех» (2017 г.), ст. 28):
«2. Минимальные ставки заработной платы и должностные оклады педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений не могут быть ниже половины среднего размера оплаты труда в целом по Российской Федерации.
3. Размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений должен:
1) для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей и других педагогических работников, не указанных в пунктах 2 и 3 настоящей части, превышать средний размер оплаты труда в соответствующем субъекте Российской Федерации и быть не меньше чем средний размер оплаты труда в целом по Российской Федерации;
2) для мастеров производственного обучения и педагогических работников из числа преподавательского состава государственных и муниципальных профессиональных образовательных учреждений не менее чем в полтора раза превышать средний размер оплаты труда в соответствующем субъекте Российской Федерации и быть не меньше полуторного среднего размера оплаты труда в целом по Российской Федерации».
В настоящее время на рассмотрении палаты находится наш законопроект, который предусматривает реализацию Указа президента РФ №597 2012 года при работе учителя на одну ставку. Кроме того, вся Государственная дума 23 июля 2019 года голосовала за то, чтобы базовый оклад учителя был не ниже 70% от средней заработной платы по региону. В настоящее время оклады находятся в границах от 3460 до 21 630 руб.
Мы убеждены: если страна хочет обеспечить экономический прорыв и национальную безопасность, нам нужна новая образовательная политика, новый курс!
В заключение процитирую Бисмарка, который не любил Россию, но никому не советовал с нею воевать: «Отношение государства к учителю – это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.