По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ
Президентскую кампанию-2024 защитят от внешнего вмешательства.
Расширение компетенции временной комиссии Совета Федерации по предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ, судя по всему, возобновит процесс ужесточения избирательного законодательства. Ограничения, похоже, обкатают в течение года, к президентской кампании-2024. Скорее всего иноагенты все-таки будут лишены права выбираться. Процедуры наблюдения, очевидно, будут монополизированы официальными общественниками. Партиям, вероятно, уже де-юре ограничат свободу финансирования, а избирателям – пока де-факто – реально альтернативный выбор.
В ходе всеобщего подведения итогов 2022 года среди прочего прозвучали прогнозы парламентариев и общественников по поводу предстоящих электоральных событий, главное из которых – выборы президента РФ в самом конце 2023-го.
На последнем в уходящем году заседании Совета Федерации сенатор Андрей Климов – глава временной комиссии по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ, говоря о задачах на будущее, сообщил, что «вместе с Центризбиркомом уже анализируем возможные угрозы». Для оперативного реагирования на них комиссия продлила полномочия своей мониторинговой группы, которую возглавляет сенатор Владимир Джабаров. Причем работать она будет до конца 2024 года. «Это связано с тем, что так называемый проект-2024 является одним из важнейших планов Вашингтона и его сообщников по противоправным попыткам вмешательства в кампании по выборам президента России», – заявил Климов.
Накануне пленарного заседания СФ эта комиссия действительно повысила статус рабочей группы по вопросам электорального характера. «Члены комиссии хорошо понимают, что главный экзамен электоральная система по защите от внешних угроз должна пройти в 2024 году. И поэтому то, что происходит в 2023-м, тоже всех волнует. С учетом именно этих обстоятельств предлагаем переформатировать рабочую группу, которую возглавляет коллега Джабаров», – пояснил Климов. Если говорить коротко, то комиссия верхней палаты собирается реагировать законодательными инициативами на все – реальные или мнимые – попытки зарубежного вмешательства во внутрироссийский политический процесс.
С одной стороны, это выглядит как некие зеркальные действия в ответ США, которые уже несколько лет противодействуют российскому влиянию на собственные выборы – также скорее воображаемо, чем реально опасному. Однако, с другой стороны, вышеназванные сенаторы Климов и Джабаров являются инициаторами пресловутого кодекса об иноагентах. Это как сам закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», так и корректировки в 40 иных действующих законов. Среди них есть и такие базовые электоральные правовые акты, как «Об основных гарантиях избирательных прав», «О выборах депутатов Госдумы» и «О выборах президента РФ. Напомним, что пока для иноагентов введены лишь отдельные ограничения: например, запрет быть членами избиркомов или, скажем, обязательное повсеместное уведомление кандидатами о присвоенном им данном статусе.
А еще одно событие в потоке новостей осталось совсем незамеченным. Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) распространила высказывания зампреда Научного совета ВЦИОМа Иосифа Дискина о том, что «общественный контроль за выборами приобретает особое значение»: «Прежде всего созданная система общественного наблюдения за последние годы институализировалась, получила широкое распространение и стала привычной для избирательного процесса. За это время во всех регионах страны сформировалась сеть гражданских активистов, участвующих в этой работе». И он заявил, что «широкое участие россиян в общественном контроле за выборным процессом может и должно стать движением, в ходе которого будет укрепляться общественная консолидация». Напомним, что НОМ фактически монополизировал так называемое независимое наблюдение, выбив оттуда оппозиционных активистов. И уже не раз официальные общественники намекали на необходимость расширения их полномочий, скажем, давая понять, что они вполне могут готовить наблюдателей для партий и кандидатов. Эти электоральные субъекты пока имеют право выдвигать на участки своих людей, а не проводить их утверждение через Общественную палату РФ и подобные региональные структуры.
Однако вполне можно допустить, что в условиях пресловутой «войны Запада с Россией» власть решит перейти к более строгому контролю над процессами наблюдения. К примеру, действительно сделать единую систему подготовки и распределения наблюдателей, которым тогда как раз и можно будет дать побольше прав. Однако это точно надо будет проводить через поправки в законодательство – и вот тут как раз пригодятся сенаторы Климов, Джабаров и многие другие, а также депутаты Госдумы. Уже сейчас можно предположить, что усиленное внимание комиссии СФ к выборам ближайших лет выльется в дальнейшие ужесточения по иноагентам. Скорее всего их все-таки будут лишать пассивного права, то есть возможности выдвигаться какими-либо кандидатами. Это выходит из логики кодекса об иноагентах, согласно которому ими могут стать кто угодно – физические или юридические лица, российские или иностранные гражданине, организации или движения. То есть любые конкретные фигуры можно будет оперативно выбивать с выборов.
Очевидно, что ревизию выборных законов необходимо будет начинать уже прямо в январе. Скажем, если принимать какие-либо изменения в порядок финансирования кампаний, то это надо делать загодя хотя бы для того, чтобы опытным путем понять, как новации будут работать. И плюс, конечно, необходимо нарабатывать всевозможную практику применения новых правил и их реализации де-факто, что для электоральных процессов немаловажно. В общем, прогноз выходит такой, что в течение 2023 года избирательное законодательство будет окончательно забетонировано, а его субъекты, прежде всего политструктуры, – выстроены.
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов подтвердил, что «ужесточения могут быть, и скорее всего будут». Но заметил, что коммунисты не собираются ничего подсказывать администрации президента: мол, «у чиновников и так хватает разрушительной фантазии». По его словам, власть стремится закрыть все возможности для оппозиции, чтобы сделать выборы предсказуемыми с контексте несменяемости самой этой власти. «Поэтому в 2023 году будут происходить обкатки новаций, но это власти не поможет», – заявил «НГ» Обухов.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заявил «НГ», что хотя вроде бы выборное законодательство и так предельно ужесточено, но в принципе ужесточать можно до бесконечности, «поэтому работы у сенаторов и депутатов хватит». Поскольку главная цель – это президентские выборы, то «власть хочет регулировать состав кандидатов еще больше, чем прежде».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.