К 140-летию Алексея Николаевича Толстого
Екатерина Перова
10 января 2023 года исполнилось 140 лет со дня рождения гениального писателя, человека, который искренне любил свою Родину и верил в Советский Союз, – Алексея Николаевича Толстого.
После Великой Октябрьской социалистической революции он эмигрировал, но не смог жить за пределами России не только потому, что несладко пришлось в Париже или Берлине, а потому что страну свою он любил вне зависимости от того, кто был у власти. По рождению граф он стал товарищем и со своими произведениями вошёл в дом каждого советского гражданина.
Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941, 1943; 1945 — посмертно) – такая судьба была ему уготована в СССР, где он радушно был принят как по-настоящему талантливый писатель. Ведь и в первых своих романах, написанных до Революции, он изобличал барина, который истязает крестьянство. «Вот это человечище. Вот он реализм. Такие люди делу нашему пролетарскому архи как важны», – так отозвался Горький после прочтения романов, вышедших из-под пера молодого Толстого, – «Хромой барин» и «Егор Обозов». В тургеневско-гончаровских традициях на заре творчества был написан и роман «Чудаки». Позднее, уже после смерти Максима Горького, Толстой станет первым по величине советским литератором.
От природы талантлив и очень работоспособен, Алексей Николаевич Толстой считал, что обязан писать по две страницы в день, и работал как все гении без выходных. Писал он, как бы это ни было странно, стоя, сначала накидывая пером линии повествования, и потом только садился за стол перепечатывать начистую на машинке. В годы Первой мировой он проявил себя, как и военный корреспондент, что, конечно, отразилось на его произведениях: позднее он живо изображал баталии времён Гражданской войны – известны его несколько рассказов и повестей. Любимый писатель Иосифа Виссарионовича, в 1937 году он пишет повесть «Хлеб», прославляющую военный талант Сталина при обороне Царицына в эти годы.
Историческим романом «Пётр Первый», которым, к слову сказать, зачитывалась и дворянская «эмиграция», не только советские люди, Толстой как бы проводил параллели в деятельности первого российского императора и Иосифа Сталина – оба были созидателями, строителями нового государства. В 1939 году к 60-летию своего «главного читателя» в газете «Правда» Толстой печатает статью «За родину! За Сталина».
Талант Алексея Николаевича можно измерять только в эпическом масштабе, как и Льва Толстого и Михаила Шолохова. Как автор «Хождения по мукам», он вложил свой вклад в описание национальных характеров, и его Телегин и Рощин — также примечательны и масштабны для изучения, как Андрей Болконский или Григорий Мелихов.
Жанровое разнообразие творчества писателя не может не удивлять. Знаем мы его и как поэта серебряного века (начинал он с лирических произведений), и как мастера новеллистки. После окончания Гражданской войны он пишет повесть «Гадюка», дискуссии о трагической судьбе героини которой занимали молодёжь в годы становления страны Советов. В комсомольских ячейках даже проходили импровизированные суды над Ольгой Зотовой.
Сказка «Золотой ключик», написанная Толстым на основе итальянского «Пиноккио», стала настольной книгой для детского чтения и останется на полке юных читателей уже навсегда. Эта книга призвана не развлекать, а поучать в лёгкой форме. Перед нами сказка, которая назидательно рассказывает и о необходимости уважения к старшим, и о том, какими должны быть товарищеские отношения, и, конечно же, учит любви к труду. «Золотой ключик» – не перевод, а творческое переложение, что называется в литературоведении, «чужого сюжета», причём написан он языком гораздо богаче, чем оригинал.
Подарил нам Толстой и несколько жемчужин советской фантастики, которые положили начало жанру в отечественной литературе. В их числе повесть «Аэлита» и роман «Гиперболоид инженера Гарина». Последний – до сих пор непревзойдённый образец, где открытый финал волнует воображение читателя. Роман-пророчество, где предсказывается появление лазера, остро ставит перед нами нравственную проблему: технический прогресс часто вступает в конфликт с человечностью и противоречит моральным устоям, а ответственность за это лежит на учёном, чьё изобретение может быть использовано не только во благо.
Творчество Толстого, наряду с Горьким, Шолоховым, Фадеевым, Серафимовичем, Островским, составляет золотое наследие советской литературы, которое сейчас не теряет своей актуальности и как классика, пробуждающая гражданское самосознание, должно оставаться хрестоматийной для воспитания Человека с большой буквы.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.