По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Сергей Кожемякин
В Узбекистане продолжается подготовка изменений в Основной Закон. Власти утверждают, что реформа направлена на защиту прав человека и создание социально ориентированного государства. Текст поправок и сопутствующие события, среди которых старт тотальной приватизации, говорят совсем о другом.
При всей своей демократической риторике силы, пришедшие к власти после разрушения СССР, как огня боятся волеизъявления народа. Речь идёт не о выборах, которые благодаря средствам массового оболванивания и административному ресурсу давно стали способом перетасовки внутри одной эксплуататорской «колоды», а об истинном участии граждан в определении развития страны.
Формальную возможность для этого даёт в буржуазном обществе референдум, но даже столь узкую лазейку правящие классы перекрыли непреодолимыми барьерами. Если всенародное голосование и проводится, то исключительно по инициативе самой власти, ради её интересов и под жесточайшим контролем. Например, референдум стал удобным инструментом для продления полномочий глав государств.
Вот и в Узбекистане была запущена отработанная схема. Переизбравшись на второй срок, президент Шавкат Мирзиёев объявил о старте конституционной реформы. Поначалу всё шло как по маслу. Кулуарно разработанные поправки опубликовали для показного общественного обсуждения, после чего «последние штрихи» должны были внести депутаты. Все процедуры, включая референдум, планировалось завершить к декабрю прошлого года, когда в республике отмечалось 30-летие принятия Конституции.
Но сценарий был нарушен. После публикации проекта изменений в Республике Каракалпак-стан — автономии в составе Узбекистана — вспыхнули массовые протесты. Тысячи людей вышли на улицы, возмутившись предложением исключить из Конституции статьи об особом статусе региона. По официальным данным, в ходе беспорядков погибли более двадцати человек, почти 250 получили ранения. В конце концов правительство пообещало сохранить за республикой права автономии.
После этих событий с принятием обновлённой Конституции было решено повременить. «Если надо, поправки будут ещё раз согласованы с народом. Чтобы создать совершенную и народную Конституцию, не нужно торопиться», — заявил Мирзиёев. Постановление о продолжении работы над поправками вскоре принял парламент. По мнению депутатов, проект требует совершенствования с участием общественности. Более правдоподобной причиной паузы следует считать урон, нанесённый репутации власти событиями в Каракалпакстане и разразившимся в конце года энергетическим кризисом.
Как информировала «Правда» (см. номер от 15 декабря 2022 г.), Узбекистан столкнулся с острым дефицитом природного газа и электричества, обернувшимся веерными отключениями и закрытием ряда промышленных предприятий. В ряде районов произошли протесты. Накаляющаяся обстановка заставила власть обратиться к «авторитету религии». В мечетях зазвучали проповеди с призывами к смирению, а главный имам Ташкента Рахматулла Сайфиддинов и вовсе объявил, что «наши предки жили без электричества и газа», призвав протестами «не позорить страну перед всем миром». Объявленный в таких условиях референдум мог завершиться массовым бойкотом и неприятными для чиновников инцидентами.
Впрочем, отказываться от своих планов руководство страны не собирается. В конце прошлого года президент снова высказался о реформе. Она, как отметил Мирзиёев, «продиктована сутью и логикой стратегии развития «нового Узбекистана», пожеланиями и предложениями нашего народа, самим стремительно меняющимся временем». В центре изменений, продолжал глава республики, находятся «защита человека, его жизни, прав, свобод, законных интересов, части и достоинства личности как высшей ценности». В завершение выступления Мирзиёев пообещал, что проект будет вынесен на референдум, позволив создать «поистине народную конституцию». По данным ряда СМИ, голосование может пройти в конце марта или начале апреля, после празднования Навруза.
Несмотря на довольно впечатляющий объём изменений — по предварительным данным, планируется включить 15 новых статей и внести поправки ещё в 76 — все они являются косметическими и не затрагивают основ установившегося после 1991 года строя. Например, разрекламированное расширение полномочий парламента сводится к тому, что депутаты смогут утверждать глав Счётной палаты, Агентства по противодействию коррупции, послов и постпредов при международных организациях. Статьи, посвящённые правам и обязанностям гражданина, предлагается дополнить нормой о запрете смертной казни, недопущении выселения без решения суда и т.д. Говорится в проекте о правах инвалидов и важной роли махаллей — органов местного самоуправления, в преамбулу вводится пункт об Узбекистане как социальном государстве.
Подобные уловки применялись и применяются на постсоветском пространстве почти повсеместно. Их цель — во-первых, имитировать неустанную заботу о простых жителях, а во-вторых, открыть лазейку для продления полномочий. В Узбекистане об этом говорится открыто. Как заявил первый вице-спикер верхней палаты парламента Садык Сафоев, принятие поправок позволит президенту снова участвовать в выборах.
Такой же манипуляцией является и объявленная административная реформа. Шавкат Мирзиёев заявил, что число министерств и ведомств сократится более чем вдвое — с 61 до 28, а численность государственных служащих будет поэтапно уменьшена на 30—35 процентов. Как пояснил президент, в госаппарате много дублирующих функций и чрезмерно высокая централизация, так что бюрократия стала «цепью на наших ногах». Сэкономленные средства, добавил он, будут направлены на решение социальных вопросов.
Обещание было сделано в ходе послания Мирзиёева парламенту. В нём прозвучали приоритеты на 2023 год. Знакомство с ними перечёркивает все громкие фразы о защите «законных интересов личности». Единственная группа, интересы которой выражает власть, — это крупные собственники. Для их дальнейшего обогащения будут реформированы налоговое и таможенное законодательства, ускорена распродажа государственной собственности. «В 2023 году мы начнём большую приватизацию, на продажу будет выставлено около одной тысячи предприятий. Наша цель — чтобы среди соотечественников появились сотни тысяч собственников и акционеров. Граждане Узбекистана должны иметь возможность инвестировать свои сбережения и получать высокие доходы, — заявил Мирзиёев. — Мы решительно продолжим экономические реформы, будем наращивать поддержку частного сектора, полностью мобилизовав на это внутренние возможности. И в первую очередь ускорим реформы по дальнейшему улучшению бизнес-среды».
Выполнение поставленной задачи началось с первых дней нового года. В частности, на торги выставлены 100 процентов акций Чиназского нефтеперерабатывающего завода. Консультантом процесса выступает американская компания Mosaic Financial. В частные руки будет передана национальная авиакомпания Uzbekistan Airways, причём приоритет отдаётся зарубежным инвесторам. В целом, как заявляют в правительстве, к 2026 году намечено ликвидировать государственную монополию в 25 видах деятельности. «Сокращение доли государства в экономике и приватизация являются нашими основными задачами. За последние годы в Узбекистане приватизировано 1200 государственных предприятий», — заявил вице-премьер, министр инвестиций и внешней торговли Жамшид Ходжаев. Приоритетными сферами для проникновения частного капитала он назвал энергетику, водоснабжение, здравоохранение и образование.
Простым гражданам это не принесёт ничего, кроме роста расходов и снижения доступности основных услуг. В своём послании президент признался, что у государства нет средств для модернизации энергетики и создания новых мощностей. Эту задачу, продолжил он, могут решить частные инвесторы, но в отрасль они придут только в случае повышения тарифов. Как заключил Мирзиёев, либерализацию энергетики откладывать более невозможно, и подорожание электричества неизбежно.
Это полностью соответствует требованиям иностранных кредиторов, с которыми Ташкент укрепляет отношения. Посетившая республику миссия Международного валютного фонда призвала власти сократить бюджетные расходы, повысить тарифы, продолжить приватизацию госсобственности и расширить налоговую базу. Аналогичные условия выдвинул Всемирный банк, в конце прошлого года выделивший Узбекистану почти миллиард долларов. Как отмечается, средства пойдут на «поддержку стратегических реформ, направленных на построение инклюзивной экономики, ориентированной на частный сектор, развитие рыночных институтов».
Усиление позиций капитала, в том числе иностранного, должны обеспечить и конституционные поправки. Отвлекая внимание граждан от сути происходящих процессов, они закрепляют политический режим и оставляют трудящихся в положении бессловесной массы.
Комментарий редакции: Разговоры о конституционной реформе в Узбекистане служат дымовой завесой, используемой для прикрытия продолжения компрадорского антинародного курса. Вполне понятно, что автоматические изменения Основного закона, внесение в него красивых деклараций не окажут влияния на жизнь в стране. Ведь это вовсе не служит панацеей ни для воссоздания и ускоренного развития производственного сектора, ни для преодоления бедности и социального бесправия народа, ни для избавления Узбекистана от диктата зарубежных банков. При продолжении масштабной приватизации государственной собственности, при курсе не устранение государства от регулирования экономики разрушительные процессы будут только набирать обороты. Ведь такая политика выгодна только мировой олигархии, заинтересованной в превращении целых регионов планеты (в том числе постсоветского пространства) в зону своих глобальных интересов. А это не предусматривает ни развития местной промышленности и сельского хозяйства, ни повышения народного благосостояния. Поэтому только при сплочении народа Узбекистана (и других стран СНГ) в борьбе за Ресоветизацию удастся покончить с угнетением населения.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.