По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Подготовил Александр Офицеров
(Окончание. Начало в №5.)
Доводы в пользу повышения налогов на богатых
Прогрессивное налогообложение может как напрямую уменьшить неравенство, так и обеспечить доходы правительств, которые они могут потратить на политику, направленную на сокращение неравенства.
Непосредственно уменьшая неравенство, прогрессивное налогообложение имеет решающее значение для сокращения бедности. За счёт сокращения доли всего нового богатства, поступающего самым богатым, и вместо этого более равномерного распределения этого богатства темпы сокращения бедности быстро увеличиваются. Прогрессивное налогообложение уменьшает доходы и состояние самых богатых, а также число сверхбогатых людей, предотвращая крайности экономического неравенства.
Налог на непредвиденную прибыль корпораций может снизить инфляцию за счёт ограничения монопольной власти компаний, включая их право устанавливать цены. Высокий налог на выплату дивидендов может отбить у компаний желание набивать и без того полные карманы акционеров, как это наблюдается в пищевой и энергетической отраслях, и вместо этого побуждать их инвестировать в улучшение условий труда и экологически чистые технологии. Налог на наследство играет ключевую роль в предотвращении возникновения аристократического наследственного богатства, обеспечивая равные возможности для каждого нового поколения.
Налоги на богатство помогают деконцентрировать экономику и уменьшить преобладание монопольной власти, что ещё больше снижает экономическое неравенство. Налоги на недвижимость, если они хорошо разработаны и эффективно применяются, предотвращают концентрацию земли в руках небольшого числа людей.
Неравенство в собственности на землю является ключевым фактором, вызывающим высокий уровень неравенства в странах с низким уровнем дохода, часто являющимся наследием колониализма. Снижая концентрацию богатства, налогообложение также может сдерживать влияние сверхбогатых людей и компаний на политику, экономику и средства массовой информации, а также сокращать коррупцию, которая увеличивает неравенство.
Кроме того, налогообложение богатых положительно влияет на сокращение разъедающего общество социального неравенства. Большинство самых богатых людей в обществе всегда составляют мужчины: из 1000 самых богатых миллиардеров только 124 женщины. Лишь пять из 1000 крупнейших миллиардеров — чернокожие. В США 89,2% акций принадлежат семьям белых и лишь 1,1% — семьям чернокожих.
Налогообложение богатых также положительно влияет на глобальное неравенство и разрыв между странами с высоким и низким уровнями дохода. Несмотря на значительный рост числа миллиардеров в Восточной Азии, особенно в последние десятилетия, большинство миллиардеров по-прежнему живут на глобальном севере, в Северной Америке или Европе. Богатство этих наций, особенно в Европе, восходит к рабству, колониализму и империям. Большая часть сегодняшнего распределения богатых людей в мире прямо отражает устоявшийся неоколониальный характер мировой экономики.
Увеличение государственных расходов на сектора, разрушающие неравенство, такие как здравоохранение, образование и продовольственная безопасность, миру сейчас необходимо как никогда. Учитывая, что правительства эмитировали огромные суммы долга и напечатали триллионы долларов, большая часть которых оказалась в карманах самых богатых, есть веские причины вернуть эти государственные деньги посредством прогрессивного налогообложения и применить их с пользой для создания более справедливого миропорядка.
Граждане выступают за налогообложение богатых
Общественные опросы неизменно показывают, что большинство людей во многих странах поддерживают повышение налогообложения богатых. Опрос в США показал: за последнее десятилетие впервые большинство американцев заявили, что, по их мнению, их «правительство должно перераспределять богатство путём введения высоких налогов для богатых».
80% граждан Индии выступают за повышение налогов на богатых, 85% бразильцев — за повышение налогов на сверхбогатых. В Африке 69% опрошенных в 34 странах согласились с тем, что «справедливо облагать богатых людей налогом по более высокой ставке, чем обычных людей, чтобы финансировать государственные программы в интересах бедных».
Даже некоторые сверхбогатые люди сами теперь призывают правительства обложить их налогом: в январе 2022 года более 100 миллионеров подписали письмо с призывом повысить налоги.
Попытки ввести регрессивные налоги для простых граждан, вместо того чтобы облагать налогами богатых и крупные корпорации, также встретили сильное сопротивление граждан.
Так, в Ливане люди вышли на улицы против нового налога на службы обмена сообщениями, получившего название «налог на WhatsApp». Во Франции движение «жёлтых жилетов» возникло как реакция на несправедливое повышение налогов на топливо. Аналогичные протесты были в Эквадоре и Казахстане после объявления о сокращении субсидий на топливо для беднейших слоёв населения.
Пришло время перемен
Многие противники налогообложения самых богатых сегодня меняют свою позицию. Даже МВФ показал в своём исследовании, что «если доля дохода 20% самых богатых увеличивается, то рост ВВП в среднесрочной перспективе снижается».
В октябре 2022 года британское правительство было вынуждено отказаться от своих обещаний снизить налоги для богатых. Планы вызвали широкую критику: МВФ предупредил, что обещанное снижение налогов может увеличить неравенство и не рекомендуется. Премьер-министр, обещавший снижение налогов, был вынужден уйти в отставку.
Главный экономист Европейского центрального банка недавно заявил, что выступает за повышение налогов для корпораций и богатых, чтобы поддержать тех, кто больше всего пострадал от энергетического кризиса. Исследования Всемирного банка показали, что снижение индекса Джини каждой страны на 1% в год оказывает большее влияние на глобальную бедность, чем увеличение годового роста каждой страны на один процентный пункт выше прогнозов. Это может означать, что налогообложение богатых является более эффективным способом сокращения бедности, чем стимулирование роста.
В Шри-Ланке, когда ряд нефинансируемых сокращений налогов для самых богатых привёл к дефолту страны в 2022 году, МВФ призвал правительство вместо этого увеличить налоги для самых богатых. Теперь Шри-Ланка присоединится к числу стран, продвигающихся вперёд по налогообложению богатства самых богатых, таких как Аргентина, Боливия и Испания.
В Чили правительство обсуждает налоговую реформу, пре-дусматривающую введение налога на капитал для самых крупных состояний, повышение налога на высокие доходы (как от труда, так и от капитала) до 43% и повышение налогов на шахты.
В Колумбии правительственные реформы ввели новый налог на имущество в размере до 1,5%, увеличили налоги на доход от капитала (до 15% для граждан и 20% для иностранцев) и для иностранных цифровых компаний.
Другие страны уже рассматривают возможность введения налога на богатство. В Кении новый президент Уильям Руто возродил идею введения налогов на богатство для пополнения бюджета. Подобные же меры обсуждаются в Канаде, Китае, Нидерландах и Малайзии.
Как страны могут заставить самых богатых платить больше налогов
У правительств есть веские основания вступить в эру прогрессивного налогообложения, когда самые богатые платят свою справедливую долю. Правительства должны адаптировать конкретные налоговые ставки в соответствии со своими национальными условиями. Цель — снизить крайнее экономическое неравенство, которое мы наблюдаем сегодня, а также высвободить столь необходимые ресурсы для борьбы с неравенством.
Во-первых, необходимо резко увеличить налоги на доходы самых богатых. Oxfam считает, что для того, чтобы значительно снизить уровень экономического неравенства, 1% самых богатых должен платить налог на свой доход от бизнеса и капитала по ставке не менее 60%. Чтобы поднять налоги до такого уровня, потребуется как минимум удвоить сегодняшнюю среднюю максимальную предельную ставку, составляющую всего 31%, на личные доходы самых высокооплачиваемых лиц в 100 странах и четырёхкратное увеличение ставки на прирост капитала, который в настоящее время облагается налогом всего в 18% в среднем по 123 странам.
Подчеркнём: МВФ включает ставку 60% в свой диапазон оптимальных ставок налога на доходы самых высокооплачиваемых физических лиц. А такие эксперты, как Томас Пикетти (французский экономист, профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики. — Ред.), идут ещё дальше, предлагая оптимальную ставку в 80%.
Основная цель — ограничить высокую заработную плату, а также снизить соотношение максимальной и средней заработной платы до 20:1, чтобы помочь обществу перейти к максимальному уровню среднего дохода.
Богатство должно облагаться налогом по ставкам, которые одновременно способствуют справедливому перераспределению богатства и действительно уменьшают крайнее имущественное неравенство. Это существенно сократило бы число миллиардеров.
Налоги на богатство должны включать резко прогрессивные налоги на наследство самых крупных состояний, чтобы сдерживать появление новой аристократии, а также прогрессивные налоги на собственность, включая землю.
Oxfam считает, что в качестве отправной точки мир должен стремиться сократить вдвое богатство (принадлежащее частным лицам. — Ред.) и число миллиардеров в период до 2030 года как за счёт повышения налогов для 1% самых богатых людей, так и за счёт принятия других мер по борьбе с миллиардерами. Это вернёт богатство и численность миллиардеров к тому уровню, который был в 2012 году.
Мы считаем, что сверхбогатые люди платят меньшие налоги, чем все остальные. Обычно люди зарабатывают большую часть своего дохода за счёт работы по найму или самозанятости, другими словами, благодаря своим личным усилиям. Сверхбогатые получают большую часть своего дохода от финансовых потоков, возникающих в результате владения такими активами, как земля, имущество, компании и акции. Через проценты, дивиденды и прирост стоимости капитала, которым они владеют, богатые могут получать доход, не пошевелив пальцем, и этот незаработанный доход имеет тенденцию облагаться налогом по гораздо более низкой ставке, чем заработная плата.
Прогрессивный налог на доходы физических лиц
Чтобы создать мир, в котором сверхбогатые платят не менее 60% от общего дохода в виде налогов, НДФЛ должен быть разработан прогрессивным образом.
Во-первых, ставки индивидуального подоходного налога должны повышаться ступенчато по мере роста дохода, чтобы гарантировать, что лица с очень высокими доходами не облагаются налогом по той же ставке, что и обычные рабочие или работники среднего класса. В последние десятилетия наблюдается обратная тенденция, и с середины 1990-х годов почти 27 стран ввели единый налог на доходы физлиц. Это означает, что одна и та же ставка налога применяется ко всем гражданам, независимо от того, насколько высок их доход.
В других странах система индивидуального подоходного налога содержит диапазоны, но они установлены слишком низко, чтобы эффективно облагать налогом тех, кто имеет самые высокие доходы. Например, в Бразилии предельная ставка индивидуального подоходного налога установлена на уровне 27,5% для общего дохода свыше 55976 бразильских реалов (10825 долларов США) в год. Это приводит к очень низкой налоговой ставке для сверхбогатых в Бразилии — стране с высоким уровнем экономического неравенства и бóльшим количеством миллиардеров, чем в любой другой латиноамериканской стране.
Во-вторых, необходимо отказаться от несправедливых льгот, вычетов и схем налоговых кредитов, которые приносят пользу тем, у кого самый высокий доход. В Мексике, например, 86% медицинских и стоматологических пособий получают только 10% самых богатых.
В глобальном масштабе средняя максимальная предельная ставка подоходного налога в 100 крупнейших экономиках мира по-прежнему составляет лишь около 31% для самых высоких доходов.
Дивиденды — ещё один вид личного дохода. Налог на доход от дивидендов должен быть не ниже налога на доход от заработной платы. Однако в настоящее время доход в виде дивидендов, как правило, рассматривается отдельно для целей налогообложения и облагается налогом в среднем только по ставке 41,7% в странах ОЭСР. В Бразилии, например, дивиденды вообще не облагаются налогом. Налогообложение дивидендов по более высокой ставке может препятствовать щедрым выплатам акционерам продовольственного и энергетического секторов в периоды кризиса.
Прогрессивное налогообложение дивидендов может принести значительный успех в борьбе с неравенством. Если бы 5 самых богатых миллиардеров платили 60% налога на дивиденды вместо ставок, которые они платят в настоящее время, то это было бы справедливо.
Налогообложение доходов, наиболее важных для самых богатых
Если мы хотим, чтобы самые богатые платили более высокие налоги, нам нужны более высокие налоги на все виды доходов, которыми они пользуются. Для сверхбогатых прирост капитала гораздо важнее зарплаты. Например, в США прирост капитала вместе с процентами и дивидендами составляет более половины дохода 0,1% самых богатых. Прирост капитала распределяется ещё более неравномерно, чем доход и богатство. Это верно даже для Дании, где проблема неравенства стоит наименее остро. Но и в этой стране 1% самых богатых получает более половины всех доходов от прироста капитала.
Проведённый Oxfam анализ 123 стран показывает, что каждая пятая страна не облагает налогом прирост капитала и что средняя ставка налога на прирост капитала составляет всего 18%, что намного меньше, чем налог на доход от работы по найму. Наше исследование выявило только три страны, в которых доход от капитала облагается налогом выше, чем доход наёмных работников. И это несмотря на то, что в некоторых странах налог на прирост капитала раньше был выше подоходного. Например, в США до 2018 года.
Низкие ставки налога на прирост капитала являются особенностью налоговой системы многих стран с низким уровнем дохода. Например, прирост капитала в настоящее время облагается только 5-процентным налогом в Кении. Интенсивное лоббирование и политическое давление со стороны богатых сделали этот налог одним из самых горячо оспариваемых и одновременно лоббируемых разделов Налогового кодекса на протяжении десятилетий.
В то же время в ряде стран Латинской Америки новая волна прогрессивных правительств нацелилась на повышение ставки налога на прирост капитала.
Даже сама постановка вопроса является дискуссионной. Во всём мире прирост капитала обычно облагается налогом только тогда, когда этот прирост «реализован» (то есть превращён в «живые деньги», обналичен. — Ред.). Цены на активы постоянно меняются, но прирост капитала считается «реализованным», когда происходит сделка и актив продаётся по более высокой цене, чем он был куплен. Если цена актива увеличивается, но актив не продаётся, то прирост капитала считается нереализованным.
Отсутствие налога на нереализованный прирост капитала позволяет богатым людям накапливать стоимость своих активов, не платя при этом никакого налога. К примеру, если обложить налогом нереализованную прибыль в 2017—2021 годах только одного индийского миллиардера Гаутама Адани, то государство могло бы получить в качестве платежа 21,95 млрд долларов — этого достаточно, чтобы платить зарплату более пяти миллионам индийских учителей начальных школ в течение целого года.
Сделать налог на имущество прогрессивным — это ещё один способ нацелиться на очень богатых. Потенциал увеличения доходов от налогообложения собственности особенно значителен в странах с низким уровнем дохода и доходом ниже среднего. Страны Латинской Америки, например, собирают за счёт этого налога лишь в среднем 0,5% ВВП, тогда как он может генерировать доход до 2% ВВП.
С точки зрения бенефициара, наследование, пожалуй, самый яркий пример нетрудового дохода, полученного исключительно благодаря лотерее рождения. Половина миллиардеров мира (46%) — выходцы из стран, где не облагается налогом наследство на богатство и на активы, передаваемые прямым потомкам. Это означает, что эти сверхбогатые люди (1232 человека) смогут передать своё совокупное состояние в размере 5 триллионов долларов полностью без налогов следующему поколению, сохраняя концентрацию богатства в руках одних и тех же семей и увековечивая неравенство. Это больше, чем весь ВВП Африки.
В целом же треть сегодняшних миллиардеров получили своё состояние по наследству. Поэтому потенциал для реального ограничения имущественного неравенства за счёт налогов на наследство весьма значителен.
Oxfam использовала данные Wealth-X и Forbes для расчёта налога на богатство в размере 2% для миллионеров мира и 3% для тех, чьё состояние превышает 50 миллионов долларов, и 5% для миллиардеров. Расчёт показал, что такое налогообложение позволит получить 1,7 триллиона долларов в год. Этого было бы достаточно, чтобы поднять доходы 2 миллиардов человек выше черты бедности (составляет по стандарту Всемирного банка 6,85 доллара в день).
Доходы от налогообложения богатства в Нигерии и Индии могут увеличить расходы на здравоохранение на 14% и 33% соответственно. Эффект от таких мер будет очень значительным по той причине, что в этих двух странах вместе проживает в нищете треть населения мира.
Неравенство — сложное явление. Для построения более равноправного мира и подлинного перераспределения власти необходим широкий спектр политических и практических изменений. Один из самых важных и смелых шагов, который требуется сделать в первую очередь: повышение налогообложения самых богатых. Принятие и эффективное введение резко прогрессивных налогов на доходы, капитал, дивиденды, наследство, землю и недвижимость необходимы, чтобы уравнять правила игры и предотвратить рост аристократического класса.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.